Слайд 2Время возникновения и конца
История Древнего Рима длилась от основания города
Рим в 753 году до н. э. до падения созданной
под его началом Римской империи в 476 году н. э.Период делится на три основных этапа: царский (середина VIII ст. до н. э. — 510 г. до н. э.), республиканский (510-30 гг. до н. э.) и императорский (30 г. до н. э. — 476 г. н. э.).
Слайд 3Периодизация
1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические
черты, существовала в I веке до н. э. — III
веке н. э. Период Принципата можно разделить на следующие этапы:
а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)
б) Год четырех императоров — масштабный кризис власти (68-69)
в) Правление династий Флавиев И Антонинов — расцвет системы принципата (69-192)
г) Правление династии Северов — начало формирования военно-бюрократической системы (193—235)
д) Кризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284)
2. Доминат (284—476 гг.) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:
а) Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)
б) Империя IV века н. э. — достаточно стабильное существование сисеты, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)
в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)
Слайд 4Язык
Говорили римляне на латыни - языке, который сегодня называют мертвым,
поскольку ни один народ больше не пользуется им в повседневной
жизни. Но этот мертвый язык живет сегодня во многих языках, следы его влияния находим мы и в русском, и в английском, и во французском, и в арабском. А такая важная наука, как медицина во всем мире разговаривает на латыни - французский врач без труда поймет русского, потому что все лекарства, все болезни имеют латинские названия.
В истории латинского языка различают три периода:
- период классической (античной) латыни;
- период средневековой (христианизированной) латыни;
- период новой (терминологической) латыни.
Слайд 5Культура
Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие,
разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе
складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из ГрецииДелами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во IIДля раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.
Слайд 6Письменность
Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих,
сабинских и этрусских слов. Возможно, уже в VIII в. до
н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII в. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого. В основном латинский алфавит оформился в конце IV в. до н. э. Он был реформирован Аппием Клавдием Цеком, цензором 312 г. до н. э.
Историк Дионисии Галикарнасский, живший в конце I века нашей эры, утверждал, что собственными глазами видел текст договора царя Сервия Туллия с латинскими городами относительно постройки на общие средства храма Дианы на Авентине. Договор был вырезан на медной колонне. Буквы в тексте по своей форме напоминали древнейшие греческие.
В 1900 году на римском Форуме при раскопках на месте легендарной гробницы Ромула был найден так называемый "Черный камень", который содержал надпись, сделанную бустрофедоном (одна строка написана слева направо, следующая справа налево и т. д.). Формы букв этой надписи также сходны с греческими. Надпись практически не поддается дешифровке. Видимо, в ней содержится какое-то заклятие, потому что встречается слово "царь".
Древнейшим памятником латинской письменности, который удалось дешифровать, является упомянутая выше пренестинская фибула. К этому же времени относятся зачатки литературного творчества. К сожалению до нас не дошли памятники древнейшей народной поэзии, которая существовала у римлян, как и у других народов, но в более поздних источниках имеются отрывки религиозных гимнов, восходящих к глубокой древности.
Слайд 8Религия и классовый слой
Подобно всем другим религиям древних народов, религия
Рима выражала собой противопоставление римской общины всему внешнему миру. Боги
Рима были покровителями государства в его борьбе с врагами. Но это противопоставление переносилось и внутрь общины. Плебеи вначале не участвовали в официальном культе. Они не имели права прибегать к ауспициям. На этом основании патриции отказывали плебеям в праве занимать общественные должности. Когда плебеи добились равноправия, неравенство не исчезло, а было еще более углублено: с развитием рабства религия становилась одной из форм противопоставления рабовладельцев рабам. Рабы, чужеземцы по происхождению, уже одним этим отстранялись от культа. Так как за рабом вообще не признавалось человеческих прав, его труд и время принадлежали его хозяину, то понятно, что его хозяева не одобряли расходование рабами своего времени на дела культа.
Слайд 9Достижения древнего Рима
В 312 г. до н. э., когда в
Риме цензором был Аппий Клавдий, построили водопровод и дорогу; оба
этих сооружения навеки сохранили его имя.
Римляне называли Аппиеву дорогу (Виа Аппиа) царицей дорог, так как это была первая вымощенная камнем дорога в истории Италии; она вела на юг и сначала соединила Рим с Капуей, а потом ее продолжили до Беневента и Брундизия.
Водопровод Аква Аппиа - «Аппиева вода» - первый водопровод в истории Рима. Его длина достигала 16 км 617 м. Он представлял собой крытый канал четырехугольного сечения, местами вырубленный в скале, а частично сложенный из каменных плит. Такую конструкцию водопровода римляне заимствовали у греков. В отличие от греческого образца первый римский водопровод на протяжении 90 м, там, где местность была неровной, подняли на субструкции (искусственные каменные подпорки).
Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфеля в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.
Слайд 10
При строительстве применялись передовые строительные материалы — такие как водостойкий
пуццолановый бетон.
Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не
устарели даже через тысячу лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Пон-дю-Гар в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.
Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Пон-дю-Гар проходило 20000 кубических метров воды в день. Иногда, при пересечении углублений поверхности с перепадом больше 50 метров, создавались напорные водопроводы — дюкеры (хотя почти всегда для этих целей использовали внутренности мостов). В современной гидротехнике используются аналогичные методы, позволяющие коллекторам и водным трубам пересекать различные углубления.
Слайд 11
Римские гипокаусты были первыми в мире устройствами отопления.
Гипокауст представлял собой
печь, обычно расположенную за пределами отапливаемого помещения, которая имела систему
каналов и труб, проводивших тёплый воздух под пол и в стены здания. Интересно, что с упадком Римской империи, гипокауст быстро вышел из употребления в периферийных северных провинциях. К примеру, в Британии романо-британская культура, знавшая гипокауст, быстро пришла в упадок под натиском германцев и англо-саксов, вытеснивших романизированное кельтское население на периферию острова. В более южных романизированных регионах Средиземноморья гипокауст сохранялся довольно долго. В Испании в средние века гипокауст претерпел некоторые изменения и продолжал использоваться под названием глория до начала XX века. До начала XII века его также использовали северо-африканские мусульманские государства Магриба, постепенно модернизируя и заменяя его на более современные отопительные средства соответствующих эпох.
Слайд 12Выдающиеся памятники римской архитектуры
В центре города высится самый грандиозный
памятник Древнего Рима - амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов»)
служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности, но и целые архитектурные ансамбли той эпохи. Среди них - постройки Форума, выполнявшего функции сначала рыночной площади, затем центра общественной жизни Рима.
Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.
Слайд 13Колизей
Колизей имеет очень ясную конструкцию: эллиптическая арена (54x86) окружена местами
для зрителей, основанием которых служат восемьдесят постепенно повышающихся радиальных стен,
которые пересекаются семью кольцевыми концентрическими стенами; самая высокая из кольцевых стен является внешней стеной здания, ее высота около 50 м.
Восемьдесят радиальных стен делят амфитеатр на отсеки, семьдесят шесть из которых пронумерованы и имеют входы примерно для 650 человек каждый; хотя здание вмещает около 50 000 человек, однако благодаря такой конструкции зрители могли его быстро заполнить и столь же быстро покинуть. В верхней части четвертого яруса сделаны небольшие каменные стойки-кронштейны, в которые вставлялись длинные жерди, поддерживавшие огромный тент, натягивавшийся над амфитеатром для защиты зрителей от палящего солнца.
Внешняя стена была облицована мрамором, а в арках второго и третьего ярусов стояли статуи (сейчас нет ни того, ни другого). Это грандиозное сооружение построили в основном за пять лет.
Открытие Колизея состоялось в 80 г., после смерти Веспасиана. Тит «при посвящении амфитеатра и бань, носящих его имя, показал (зрителям) много удивительных вещей.
Слайд 15
Открытие Колизея состоялось в 80 г., после смерти Веспасиана. Тит
«при посвящении амфитеатра и бань, носящих его имя, показал (зрителям)
много удивительных вещей.
Бились друг с другом... четыре слона, было убито около девяти тысяч животных, домашних и диких, и женщины, правда незнатные, принимали участие в их избиении. Много мужей вступало в единоборство, многие же сражались сомкнутыми рядами в пешем и в морском боях.
Наполнив неожиданно (арену) амфитеатра водой, Тит велел вывести лошадей, быков и других прирученных животных, которых научили все, что они делают на земле, проделывать также на воде.
Он приказал и людям выплывать на кораблях. И эти люди там сражались, одни -- в качестве керкирян, другие - в качестве коринфян; иные же сражались вне амфитеатра, в роще Гая и Луция, которую некогда с этой целью насадил Август. И там происходили единоборство и травля зверей, причем озеро было покрыто досками для статуй и застроено вокруг подмостками.
На второй день происходили конные состязания, на третий - морское сражение трехсот человек, а после этого также сухопутное сражение. Афиняне победили сиракузян (сражались под этими именами), сделали вылазку на остров и приступом взяли укрепление, воздвигнутое вокруг памятника. В продолжение ста дней давались такого рода представления.
Слайд 16
Мавзолей Адриана
Адриан еще при жизни начал строить для себя
роскошный мавзолей на правом берегу Тибра против Марсова поля, мощное
приземистое круглое здание из травертина и бетона с мраморной облицовкой; его диаметр - 64 м, а высота - 21 м (позднее пристроили квадратное основание высотой 15 м с длиной каждой стороны 89 м). Верхняя часть мавзолея представляла собой нечто вроде кургана и была густо засажена деревьями. Мавзолей находится на правом берегу, а с левого берега, с Марсова поля, к нему ведет мост, который в древности украшали позолоченные статуи.
Мавзолей Адриана (без конического завершения) и мост (со статуями нового времени) существуют и сейчас; в средние века здание использовалось как крепость и стало называться замком Святого Ангела.
Слайд 18Пантеон
Существующий Пантеон - храм идеальных
пропорций, который является подлинным воплощением могучего духа торжественного величия. Это
- совершенно новое здание, автором которого, возможно, является Аполлодор из Дамаска, создатель форума Траяна; некоторые античные писатели считают создателем Пантеона самого Адриана, но мало вероятного в том, чтобы император, не будучи профессиональным архитектором, оказался способен сконструировать столь уникальное сооружение, остающееся одним из высших достижений мировой архитектуры.
Название «Пантеон» - греческое и буквально означает «храм всех богов». Однако многие исследователи предполагают, что в действительности храм был посвящен только семи небесным богам.
Пантеон представляет собой массивное круглое сооружение, увенчанное куполом, который снаружи кажется плоским, а внутри занимает половину высоты храма; вход украшает торжественный портик; треугольник его фронтона поддерживают 16 гигантских колонн, поставленных в два ряда, так что на фасад выходят восемь колонн; сделаны они из монолитов красного египетского гранита, а их круглые базы и коринфские капители - из греческого мрамора. Купол опирается на ротонду, стены которой состоят из восьми опор (пилонов), соединенных между собой многоярусной аркадой, заложенной кирпичом; купол создан из слоев бетона с заполнением кирпичным щебнем и пемзой; верхняя часть купола состоит из пемзобетона. Снаружи круглая стена расчленена на три яруса, из которых нижний облицован мрамором, а два верхних остались кирпичными, но были оштукатурены. Купол покрывали бронзовые вызолоченные пластины.
Слайд 20
Интерьер Пантеона отличается еще большим величием, чем его фасад. Огромный
кессонированный купол диаметром в 43,2 м охватывает все пространство; внимание
приковывается к большому почти десятиметровому круглому отверстию в его центре, через которое видно небо. В стенах, богато отделанных мрамором и украшенных пилястрами, сделаны ниши для статуй. Пол вымощен круглыми и квадратными плитами из мрамора, порфира и гранита; в центре устроены стоки для воды, которая во время дождя попадает в храм через световое отверстие в куполе. Окон в храме нет. Здание обладает такой хорошей естественной вентиляцией, что в нем не ощущается холодная сырость даже в дождливое зимнее время.
Пантеон обладает прекрасной акустикой и большой вместительностью -- в нем может находиться более двух тысяч человек.
Судьба Пантеона, как и всякого древнего здания, в послеантичное время была сложной, но он устоял перед всеми натисками бурь веков. Пантеон сделался особо почитаемым зданием, после того как в 1520 г. в нем был погребен великий Рафаэль. В Пантеоне похоронены также Виктор-Эммануил II и Умберто I, первый и второй короли Объединенной Италии. Так языческий храм превратился в усыпальницу выдающихся людей Италии, а слово «пантеон» приобрело нарицательный смысл; со временем появились пантеоны и в других странах.
Всего в Европе за пределами Италии насчитывается примерно 75 относительно хорошо сохранившихся памятников римской эпохи, десять из которых внесены в Список объектов Всемирного наследия. Они находятся на территории Южной Франции (Прованс), западной части Испании, на юге Албании, на адриатическом побережье Хорватии, на западе Германии и на севере Великобритании. Среди этих памятников преобладают театры и амфитеатры, акведуки, мосты, триумфальные арки, выдержавшие испытание временем, но встречаются также дворцовые и другие здания.