Слайд 1Совершенствование антикоррупционной комплаенс системы хозяйствующего субъекта
Арсеньева М.А. КК19-1м
Слайд 2Нормативная база
Закон «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices
Act, 1977)
Закон Сарбейнза — Оксли 02.07.2002 г. (Sarbanes-Oxley Act)
Конвенция Совета
Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.
Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством. (UKBA) 08.04.2010
Закон 2016-1691 «O прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономики (Sapin II)
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ
Слайд 3В России впервые термин «комплаенс-контроль» изначально появился в банковской сфере
после выхода Указания ЦБ РФ от 07.07.1999 № 603-У.
В
настоящее время комплаенс функция создается не только в финансовых организациях, поскольку бизнес видит необходимость в прозрачности, соблюдении корпоративной этики, укрепления своей репутации
Слайд 4Transparency International
По данным международной организации Transparency International, в 2019 г.
Россия заняла 137 место из 180 по Индексу восприятия коррупции.
Слайд 5Преимущества эффективной системы антикоррупционного комплаенса
системе организация сможет осуществлять своевременный мониторинг,
распознавание и предупреждение коррупционных рисков;
минимизировать финансовые потери, предотвратить наложение
санкций со стороны регулирующих органов;
укрепить деловую репутацию компании;
повысить эффективность деятельности и обеспечить экономическую безопасность;
выстроить корпоративную этику неприятия коррупции в организации.
Слайд 6Актуальность темы
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования антикоррупционного комплаенс-контроля в деятельности
хозяйствующего субъекта. Данная область комплаенса остается в фокусе комплаенс подразделений
компаний ввиду свой применимости во всех сферах деятельности.
Слайд 7Предмет и объект исследования
Предметом исследования является разработка мер по совершенствованию
антикоррупционного комплаенса в целях повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.
Объектом исследования
выступает антикоррупционная комплаенс система в ООО «Шелл Нефть».
Слайд 8Цель и задачи исследования
Цель работы состоит в совершенствовании антикоррупционной комплаенс
системы объекта исследования
Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели работы:
Изучить
специальную литературу по теме работы
Изучить и описать состояние антикоррупционной комплаенс системы в ООО «Шелл Нефть»
Выявить процессы и зоны, требующие совершенствования
Предложить меры по совершенствованию антикоррупционного комплаенса хозяйствующего субъекта
Рассчитать эффективность системы антикоррупционного комплаенса после применения предложенных мер
Слайд 9Описание объекта
ООО «Шелл Нефть» занимается розничной и оптовой торговлей топливом,
производством нефтепродуктов и смазочных материалов, покупкой и продажей недвижимого имущества,
инженерными изысканиями, арендой и лизингом, розничной торговлей пищевых продуктов.
Выделяют факторы риска, которые позволяют судить о вероятности коррупционных проявлений для компаний всех отраслей экономики. Деятельность ООО «Шелл Нефть» как части международного концерна подвержена коррупционным рискам вследствие нахождения на территории РФ, поскольку в нашей стране наблюдается низкий уровень прозрачности государственной власти, недостаточный контроль со стороны гражданского общества, компания взаимодействует с государственными органами.
Слайд 10Комплаенс функция в организации представлена одним сотрудником - комплаенс офицером,
который координирует свою деятельность с головным офисом. Комплаенс офицер осуществляет
контрольные процедуры, консультирует сотрудников по вопросам соответствия в повседневной деятельности, участвует в переговорах, в составлении контрактов, выступает звеном в процессе проверки контрагентов до начала контрактных отношений с ними, проводит внутренние расследования.
Слайд 11В компании утвержден Кодекс корпоративного поведения, который включает в себя
и антикоррупционные положения в краткой форме. В развернутом виде существуют
отдельные политики:
антикоррупционная,
антимонопольная,
Знаки гостеприимства и подарки,
политика противодействия мошенничеству и отмыванию денег и т.д.
Слайд 12В зарубежных компаниях, где комплаенс уже зрелый, комплаенс-офицеры в основном
совершенствуют существующие процессы, автоматизируют их, а не выстраивают с нуля,
внедряют, и добиваются слаженной работы системы.
Поэтому, в рамках исследования целью будет именно совершенствование антикоррупционной комплаенс системы в ООО «Шелл Нефть». В процессе работы буду выявлены процессы, требующие изменений и корректировки. Представляется возможным предложить ряд мер по улучшению существующих антикоррупционных процедур и процессов. После выработки мер и методов будет произведен расчет экономической эффективности применения предложенных путей совершенствования. По итогам исследования, будет сформулирован вывод о целесообразности применения на практике выработанных в теории мер по совершенствованию антикоррупционной комплаенс системы в хозяйствующем субъекте в целях повышения его экономической безопасности.