Слайд 2Особенности древнерусской архитектуры:
- основной строительный материал – дерево –
использовался для строительства всех видов сооружений (жилых домов, городских укреплений,
дворцовых зданий, церквей).
- бревенчатая конструкция и её композиционное разнообразие;
- с XI века – каменное строительство, воздействие на него деревянного зодчества
Слайд 3В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали
асимметричные решения: ряд простых объемов – палат соединялись переходами и
галереями.
В культовом каменном зодчестве утвердился тип кубического храма с параллельными нефами с четырьмя, шестью опорными крещатыми столбами, которые поддерживали своды и купола (от одного до пяти).
Слайд 4Зодчество Киевской Руси
конца X - XI веков
Слайд 5
Десятинная церковь в Киеве, 989-996 гг.
1 –план раскопанных фундаментов
2 –
частичная реконструкция плана
Слайд 6Спасский собор в Чернигове
30-е годы XI века, построен
при князе
Мстиславе
Слайд 7Софийский собор в Киеве (1037 – конец XI века)
Вид с
восточной стороны, план
Слайд 8Макет Софийского собора в Киеве
Слайд 9Софийский собор в Киеве.
Современный вид
Слайд 10Софийский собор в Киеве
Мозаика купола и парусов
Слайд 11Софийский собор в Киеве
Спас Пантократор
Слайд 12Софийский собор в Киеве
Богоматерь Оранта в апсиде храма.
Сцена Евхаристии (причащения)
Слайд 13Софийский собор в Новгороде
1045-1050
Слайд 14Софийский собор в Новгороде
1045-1050
Слайд 15Зодчество Киевской Руси
конца X - XI веков
- преемственность византийских
традиций
(крестово-купольные типы храмов, строительный материал - плинфа на известковом
растворе, в интерьере – мозаики и фрески);
- формирование собственных традиций:
создание крупных храмов с очень большими хорами, использование местных строительных материалов (кирпич, красный шифер, поливные керамические плитки, облицовочная штукатурка)
Слайд 16Зодчество Древней Руси XII века:
- феодальная раздробленность страны;
- возникновение самостоятельных
архитектурных школ:
киевская (черниговская, смоленская),
новгородская (псковская, залесская), владимиро-суздальская
Слайд 17Борисоглебский собор в Чернигове 20-е годы XII века
Слайд 18Борисоглебский собор в Чернигове 20-е годы XII века
Слайд 19Петропавловская церковь в Смоленске
Середина XII века
Слайд 20Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде
1119 год
Слайд 21Фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде
Слайд 22Свод Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде
Слайд 23Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
в Пскове, 40-е годы XII века
Слайд 24Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
в Пскове,
40-е годы XII века
Слайд 25Георгиевская церковь в Старой Ладоге,
60-е годы XII века
Слайд 26Спасский собор в Переславль-Залесском 40—е годы XII века
Слайд 27Успенский собор во Владимире
1158-1160,
перестроен в конце XII века
Слайд 28Церковь Покрова на Нерли, 1166 год
Слайд 29Дмитриевский собор во Владимире
90-е годы XII века
Слайд 30Дмитриевский собор во Владимире
90-е годы
XII века
Слайд 31Характерные черты храмов XII века:
крестово-купольные, четырех или шестистолпные, чаще всего
одноглавые, трехапсидные, статичные, лаконичные,
со спокойным ритмом закомар,
формируется декор
(аркатурные пояса на фасаде и барабане купола, перспективные порталы)
Слайд 32Древнерусская архитектура
конца XII –
первой трети XIII веков
Слайд 33Пятницкая церковь в Чернигове,
нач. XIII века
Слайд 34Церковь Спаса-Нередицы в Новгороде 1198 год
Слайд 35Церковь Рождества Богородицы на Перыне в Новгороде
20-30-е годы
XIII
века
Слайд 36Храмы Новгорода середины – второй половины XIV века
Церковь Федора Стратилата
в Новгороде
1360 год
Слайд 37Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
в Новгороде
1374 год
Слайд 38Древнерусская архитектура
конца XII –
первой трети XIII веков:
на смену
статичным храмам, увенчанным одной массивной главой, со спокойными ритмами закомар
приходят здания со столпообразным построением объема, подчеркнутой динамичностью композиции, богатой декоративной разработкой фасадов и, как правило, трехлопастным их завершением.
Слайд 39Московская архитектура
конца XV века
Слайд 40Успенский собор Московского кремля
1475-1479
Арх. Аристотель Фиораванти
Слайд 41Успенский собор Московского кремля,
восточный фасад
Слайд 421485 год – начало строительства нового кирпичного Кремля
Архитекторы: А. Фиораванти,
Антон Фрязин, Марк Руффо, Пьетро Антонио Солари (с 1490 года).
1499
год – основные строительные работы были закончены
Слайд 43Церковь Ризоположения Московского Кремля
1484-1485
Слайд 44Благовещенский собор Московского Кремля 1484-1489
Слайд 45Грановитая палата
Московского Кремля
1491 год
арх. Пьетро Антонио Солари
Слайд 46Фрагмент фасада Грановитой палаты
Слайд 47Фрагмент интерьера Грановитой палаты
Слайд 48Архангельский собор Московского Кремля 1505-1508, арх. Алевиз Новый
Слайд 49Фрагмент фасада Архангельского собора
Слайд 50Особенности московской архитектуры XV века:
- масштабное строительство, в котором приняли
участие не только московские зодчие, но мастера из других русских
городов, а также приезжие итальянские архитекторы, в результата чего московское зодчество потеряло свой областной, локальный характер, превратившись в зодчество общерусское;
- параллельно со строительством храмов велось строительство гражданских сооружений (дворцы, монастырские трапезные);
- произошли изменения в военно-оборонительном строительстве: каменные укрепления имели башни вдоль стен, которые обеспечивали фланкирующий обстрел по всему периметру; появляются «регулярные» крепости.
Слайд 52Софийский собор в Вологде
1568-1570
Слайд 54Церковь Вознесения в Коломенском
1532 год
Слайд 55Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного), 1555-1561, арх. Барма
и Посник
Слайд 56Преображенская церковь в селе Вязёмы
90-е годы
XVI века
Слайд 57Колокольня Ивана Великого
1505-1508
Арх. Бон Фрязин,
достроена в 1600
Слайд 58Колокольня Ивана Великого
1505-1508
Арх. Бон Фрязин,
достроена в 1600
Слайд 59Особенности архитектуры XVI века:
- строительство столпообразных храмов;
- возникновение каменного шатрового
зодчества;
- разработка различных вариантов крестовокупольных пятиглавых храмов;
- к концу века
формируется тенденция несоответствия архитектурных форм конструкциям;
- крупные, сочные детали сменяются более мелкими графически сухими деталями декора;
- четкая композиционная симметрия;
- строительство новых каменных оборонных объектов и крепостей
Слайд 61Поганкины палаты в Пскове XVII век
Слайд 62Крыльцо внутреннего двора Поганкиных палат в Пскове
Слайд 64Церковь Святой Троицы в Никитниках
Москва,
1631-1634
Слайд 65Спасская башня Московского Кремля
1624-1625
Бажен Огурцов
Христофер Галовей
Слайд 66Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве 1649-1652
Слайд 67Храм Николы в Хамовниках в Москве 1679
Слайд 68Колокольня церкви Николы в Хамовниках
Слайд 69Фрагмент фасада церкви Николы в Хамовниках
Слайд 70Церковь Успения в Гончарах
в Москве 1654
Слайд 71Церковь Ильи Пророка в Ярославле 1647-1650
Слайд 72Интерьеры церкви Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 73Церковь Воскресения на Дебре в Костроме 1650-1652
Слайд 74Характерные черты архитектуры XVII века:
- живописные несимметричные композиции;
- элементы декора
часто покрывают всю поверхность фасада, перенасыщенность мелким декором («узорочье»);
- полихромия:
раскраска, поливные изразцы, каменная резьба;
- боченкообразные колонки, арки с висячей гирькой, окна со сложными, богато украшенными наличниками;
- меняется система монументальной живописи в интерьерах: живопись, как ковер, покрывает стены, не считаясь с архитектурными членениями
Слайд 75Русская архитектура конца XVII века -
«нарышкинское»
и «голицинское» барокко
Слайд 76Церковь Покрова в Филях под Москвой 1690-1693
Слайд 77Церковь Знамения в Дубровицах 1690-1704
Слайд 78Фрагменты фасадов церкви Знамения в Дубровицах
Слайд 79Фрагмент фасада церкви в Дубровицах
Слайд 80Для архитектуры рубежа XVII и XVIII века характерно:
- черты регулярности
и симметрии;
- развитие ансамблевой застройки;
- творческое использование приемов западноевропейской архитектуры
( изменения в развитии русской архитектуры: приезд архитекторов из-за границы, появление книг по архитектуре, сложение системы архитектурного образования);
- сохранение архитектурно-художественных традиций древнерусского зодчества.