Слайд 1Древние образы в народном искусстве.
Слайд 2Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Новозыбковская детская художественная школа»
подготовила преподаватель: Рожкова
Ирина Владимировна
Новозыбков 2018
Слайд 3Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался
разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он
стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Слайд 4Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а
небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы
крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Знаки-символы.
Слайд 14Символы-образы.
Древние славяне полагали, что Берегиня - это великая богиня, породившая
все сущее.
Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.
К ней
особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Постепенно наши предки уверовали, что берегиня живет на свете множество, обитают они в лесах.
Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок.
Слайд 15Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до
свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены
коварного жениха.
Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер.
Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев.
Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью.
Когда заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет.
В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.
Слайд 20Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал
с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления
о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
Слайд 25Образ коня.
Конь — первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял
плодовитость и человека, и животных.
— конь на крыше избы — знак солнца,
под защитой которого находится крестьянская семья;
— двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);
— образ всадника на коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;
— «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;
— узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарождающегося солнца;
— изображения коней, всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.
Слайд 34Образ птицы.
Птица – один из самых распространенных образов русского народного
искусства. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух
поет на рассвете, когда восходит солнце.
Слайд 40Древо жизни.
Наш мир казался похожим на огромное яйцо, которое снесла
таинственная «космическая птица». Посередине славянской вселенной, подобно желтку, расположена сама
Земля. Верхняя часть «желтка» - наш живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых. Когда там день, у нас царит ночь. Вокруг Земли, подобно скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». Каждое из девяти небес имеет свое назначение: для Солнца и звезд, Месяца, туч и ветров.
На любое из небес можно забраться по стволу дерева, которое, как огромная ось, пронизывает всю вселенную. Мощные корни этого дерева, которое славяне называли Древом жизни, оплетают весь мир людей и уходят глубоко в мир мертвых. Ствол взмывает высоко к небесам, а крона Древа касается седьмого неба. Иногда говорят: «Быть от счастья на седьмом небе». Почему? Древние считали, что седьмое небо твердое и прозрачное, и находится на нем океан живой воды. Посреди океана лежит прекрасный остров «Ирий». Это слово очень созвучно со словом «рай».
В кроне дерева вызревают все известные плоды и цветы, произрастающие на земле. Семена их сыплются вниз, прорастают и дают людям богатый урожай. Крону дерева заселяют птицы, которые в русском фольклоре и прикладном искусстве символизировали доброе начало. У ствола Древа пасутся кони, олени или лоси – слуги древнего славянского бога солнца Стрибога. Древние верили, что славный бог солнца поможет им, поэтому изображали его слуг как «оберег» от злых сил. У корней Древа изображались цветы, травы, а иногда и рыбы, змеи, лягушки.
Почему именно этот образ, образ дерева, стал одним из основных в славянской мифологии? Русские люди всегда считали дерево живым существом, имеющим душу. Множество обычаев, обрядов и поверий связано с деревом: посадить дерево при рождении ребенка, украшать березки на Троицу, березовое полено у порога отгоняет злых духов, украшение новогодней елки и т.д.
Слайд 45Древние символы в народном костюме.
Слайд 56Давайте обобщим
- Почему наши предки украшали себя и окружающие предметы
знаками – символами и что это за знаки?
- Перечислите основные
образы, которыми наши предки украшали окружающие предметы, каково их значение?