Слайд 1Древняя Индия
Древняя Индия
Подготовили Гандзюк Оксана и Абашева Анастасия
Слайд 2Огромный полуостров Индостан, расположенный в Южной Азии, почти отрезан от
мира: на севере – горами (Гималаями и Памиром), на юге
– океаном, на востоке – джунглями; только с северо-запада есть проходы. Он делится на южную часть и северную – равнину между двумя великими реками Индом и Гангом.
Слайд 3Лишь около ста лет назад археологами была открыта древнейшая в
Южной Азии цивилизация, основанная на поливном земледелии. Её следы –
около двух десятков городов, из них самые крупные – Мохенджо-Даро и Хараппа. Города имели сходную планировку. Жителям того времени были известны производство бронзы, хлопкоткачество и письменность.
Индская (хараппская) цивилизация ( XXIV – XXVII вв. до н.э.)
Слайд 4К XXVII вв. до н.э. высокоразвитая хараппская цивилизация угасла. Причины
её погибели неясны. Предполагаемое объяснение – хозяйственная катастрофа, эпидемии.
Слайд 5Во второй половине II тыс. до н.э. в Индии начала
складываться новая цивилизация. Становление древнеиндийского общества отразилось в Ведах (древнейшем
памятнике религиозной литературы индоариев). Племена полукочевых скотоводов превращались в общины оседлых животноводов-земледельцев (главная культура – рис),знающих железные орудия и оружие.
Слайд 6В их среде выделились привилегированные слои жрецов (брахманов) и воинов
(кшатриев). Знаменитые поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают о жестоких войнах,
которые вели раджи. Победители становились основателями первых индоарийских государств. Крупнейшими из них были Магадха и Кошала в долине Ганга.
Слайд 7Общеиндийская держава Маурьев (IV – II вв. до н.э.)
К V
в. До н.э. наибольшее влияние обрело государство Магадха, где в
IV в. До н.э. утвердилась сильная династия Нандов. С помощью огромной армии её цари покорили все царства в долине Ганга и часть Декана и создали первую общеиндийскую державу.
Слайд 8В 317 г. до н.э. после ожесточённой борьбы власть в
Магадхе захватила династия Маурья – самая знаменитая в истории Индии.
При выдающемся царе Ашоке эта держава стала одной из крупнейших на Древнем Востоке. В её состав вошёл весь Индостан от долины Ганга до Иранского нагорья, от Гималаев до Деканского плоскогорья. Столица государства Паталипутра была одним из самых крупных городов древности.
Слайд 9Ашока стремился управлять империей, прибегая не к силе, а к
закону. По его приказу во всех городах публично зачитывались «царские
эдикты». Их главным содержанием была дхарма – морально-этические наставления о достойном поведении человека, близкие буддизму.
Слайд 10Однако огромная империя Маурьев также оказалась непрочной. Она включала народы
и племена, разные по языкам и уровню хозяйственного развития. Власть
Ашоки ограничивал царский совет. Многие выражали недовольство тем, что он поддерживал буддизм, а не традиционный ведийский брахманизм.
Его наследникам не удалось сохранить империю, во II в. Она распалась на несколько частей. В обществе того времени окончательно сложилась варновая система , ставшая отличительным признаком Индии. Четыре Варны – замкнутые, устойчивые и наследственные группы – представляли основные слои общества и их занятия: брахманы(жрецы и учителя), кшатрии (воины и правители), вайшьи (общинники, позднее ремесленники и торговцы) и шудры (неполноправное население, рабы).
Слайд 12От принадлежности к варне зависело не только положение, но и
степень ответственности человека: вина брахмана по закону считалась в два
раза больше, чем кшатрия, в четыре – вайшьи, в восемь – шудры. Наказания тоже различались: к примеру, кшатрий, оскорбив брахмана, платил штраф в 100 монет, вайшья – 250, а шудру наказывали битьём.
Слайд 13Основными производителями материальных благ были свободные общинники, объединявшиеся в крепкие
деревенские общины, платившие налоги государству. Важную роль в них играл
труд рабов (которые считались вещью и разновидностью скота), но не менее широко применялся труд свободных наемных работников: они не имели собственности, работали лишь за 1/10 урожая и обычно упоминались вместе с рабами.
Слайд 14Главные религии Индии
Главными, ещё племенными богами ведической религии были Индра
(бог грома, царь богов), Агни (бог огня), бог Солнца Сурья.
К рубежу новой эры в результате её переработки и упрощения сложился индуизм. Его главные боги - Брахма (творец мира), Шива: отвечающий за круговорот жизни и смерти) и Вишну (хранитель мирового равновесия). Основа индуизма – учение о карме, сумме злых и добрых дел, соотношение которых определяет облик, в котором человек рождается в следующей жизни. Индуизм был и остаётся самой распространённой религией Индии.
Слайд 15В середине I тыс. до н.э. возникло новое учение –
буддизм. Он связан с легендарной фигурой его основателя – царевича
Сиддхартхи Гаутамы, прозванного Буддой (Просветлённым). Его суть – взгляд на жизнь как страдание и погружение в нирвану (небытие) как способ освобождения от него, возможность прервать цепь посмертных перерождений. Буддизм стал одним из главных течений духовной жизни Индии, впоследствии – первой мировой религией.
Слайд 16Кушанская империя. Династия Гуптов.
В начале I тыс. н.э. Индия представляла
собой массу разрозненных и соперничающих мелких государств. В I-II вв.
на землях соседней Бактрии возникло огромное Кушанское царство, правители которого подчинили себе Северную Индию. Самым могущественным кушанским царём был Канишка. Культура кушан, вобравшая в себя индийские, иранские и греческие традиции, оказала большое влияние на позднюю культуру Древнего Востока.
Слайд 17В IV – V вв. новое возвышение пережила Магадха, где
правила династия Гуптов. Расцвет её связан с её именем Чандрагупты
II, которого называли «Солнце могущества». Ему удалось на короткое время объединить всю Северную Индию. Гупты оказывали поддержку многим писателям и учёным, прославившим Индию. Но в конце V – VI вв. нашествие кочевников из Центральной страны и привело к распаду державы Гуптов. Это событие условно считается концом древнеиндийской истории.