Разделы презентаций


Духовенство не есть иное государство , и должно, наравне с другими

Содержание

Тема урока:«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» История России , 8 класс

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
«Духовенство
«не есть иное государство»,
и должно, «наравне с другими сословиями»,


подчиняться общим государственным законам»
Петр Великий

«Духовенство«не есть иное государство»,и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам»Петр Великий

Слайд 2Тема урока:
«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»
История России , 8

класс

Тема урока:«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий» История России , 8 класс

Слайд 3План:

Пётр I и церковь.
Упразднение патриаршества.
Феофан Прокопович.
Старообрядцы и другие конфессии.

План:Пётр I и церковь.Упразднение патриаршества.Феофан Прокопович.Старообрядцы и другие конфессии.

Слайд 4Проблемный вопрос ! (стр.53)

С помощью каких мер Пётр

I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему

это?
Проблемный вопрос ! (стр.53) С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось

Слайд 5Петр и церковь.

Петр и церковь.

Слайд 6
К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции

«общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.
Дворяне-

служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству


Актуализация

К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое

Слайд 7Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу

и сам любил петь на клиросе. Но к церкви он

подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.

Местоблюститель патриаршего
престола Стефан Яворский

Петр и церковь

Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но

Слайд 8Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся

от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало

Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев.

Петр и церковь

Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от

Слайд 9Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали

царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже

раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Патриарх Адриан

Петр и церковь

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить

Слайд 10Причины наступления государства на церковь
Возможность использования богатых материальных и денежных

ресурсов церкви
Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем
Оппозиционное

настроение части духовенства реформам Петра I

Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности - подчинением духовной власти светской

Причины наступления государства на церковьВозможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церквиПатриарх всея Руси в глазах народа

Слайд 11Церковная реформа
В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр

I запретил проводить выборы нового патриарха
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен

Стефан Яворский
Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор
1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.
Церковь содержала школы и богадельни
Монастырский приказ - назначал настоятелей в обители.

Петр и церковь

Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил проводить выборы нового патриархаМестоблюстителем патриаршего

Слайд 12Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)
Стефан Яворский – местоблюститель

с 1700 г.
1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха
1721

год – упразднение патриаршества

Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»

Петр и церковь

Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)Стефан Яворский – местоблюститель с 1700 г.1700 год – запрет проводить

Слайд 13Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью

церкви?
Задание 1

Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви?Задание 1

Слайд 14Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722

годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля

над её административными и финансовыми вопросами.

Петр и церковь

Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости

Слайд 15 Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества,

с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также

четкое регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Петр и церковь

Цели и задачи Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение

Слайд 16Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?
Задание

Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству? Задание

Слайд 17
Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии

и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками

— ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.

Петр и церковь

Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат,

Слайд 18В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению

церковными делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После

смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству.

Петр и церковь

В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Святейший Синод. Это было

Слайд 19Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?
Задание

Какие изменения в положении церкви произошли при Петре? Задание

Слайд 202. Упразднение патриаршества.

2. Упразднение патриаршества.

Слайд 21 1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви

в государстве.
Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная коллегия из

епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви

Упразднение патриаршества

1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.Патриаршество упразднялось.  Создавался Священный синод-

Слайд 22Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Боролся с ересями

и расколом;
Ведал церковными школами;
Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим

церковному праву;
Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
Избирал архиереев по указанию императора.

СИНОД

Упразднение патриаршества

Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;Боролся с ересями и расколом;Ведал церковными школами;Судил духовенство и мирян

Слайд 23 Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести

всё духовенство на государственное содержание не хватило средств.
Священники:
вели метрические книги

(записи о рождении, браках, смертях)
Выявляли в своём приходе беглых.
Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)

Упразднение патриаршества

Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило

Слайд 24Указы Сената и Синода 1722 года

ТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно посещали

церковь и исповедовались
Упразднение патриаршества

Указы Сената и Синода 1722 годаТРЕБОВАЛИ,чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовалисьУпразднение патриаршества

Слайд 2525 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии,

получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
11 мая 1722 года было

приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

Духовный регламент

Упразднение патриаршества

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.11

Слайд 26Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской

властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались

с законами и указами Петра.
Обер-прокурор подлежал суду только государя.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.

Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода

Упразднение патриаршества

Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда

Слайд 273. Феофан Прокопович.

3. Феофан Прокопович.

Слайд 28
Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов,

ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он

был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.

Феофан Прокопович

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1

Слайд 29В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного

Александро-Невского монастыря; там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь

и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I.

Феофан Прокопович

В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского монастыря; там было напечатано «Первое учение

Слайд 301720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое

учение отрокам»- букварь и поучение для детей
Феофан Прокопович

1720 год открыта типография столичного  Александро-Невского монастыря, где напечатано  «Первое учение отрокам»- букварь и поучение

Слайд 31Духовный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем
Феофан Прокопович

Духовный регламент, составленный Феофаном ПрокоповичемФеофан Прокопович

Слайд 32Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?

Деятельность

Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального

православия, укрепление светской власти над церковью.

Задание

Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена

Слайд 334. Старообрядцы и другие конфессии.

4. Старообрядцы и другие конфессии.

Слайд 34Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к

старообрядцам определённую терпимость.
Старообрядцы и другие конфессии

Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость.Старообрядцы и другие конфессии

Слайд 35Что такое старообрядчество?

Задание

Что такое старообрядчество?Задание

Слайд 36В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на

отдельные течения- толки и согласия:
Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии

и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.


Старообрядцы и другие конфессии

В конце XVII - начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:Поповщина- признавали необходимость

Слайд 37Для старообрядцев было введено:
двойное налогообложение
предписывалось носить особую одежду- зипун со

стоячим красным воротником -«козырем»;
Запрет занимать выборные и государственные должности.
Старообрядцы и

другие конфессии
Для старообрядцев было введено:двойное налогообложениепредписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным воротником -«козырем»;Запрет занимать выборные и

Слайд 38Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других,

хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и

приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.

Старообрядцы и другие конфессии

Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»ПРОТЕСТАНТЫ-

Слайд 39Дайте собственное определение понятию «конфессия».

Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах

определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Задание


Дайте собственное определение понятию «конфессия».Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих,

Слайд 40Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.

Основные

районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань.

Беспоповцы в основном селились на севере страны.

Задание-работа с картой

Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге,

Слайд 41В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
Задание

В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?Задание

Слайд 42 Итоги и результаты реформы Церкви
Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять

финансовую и административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся

рекрутские наборы из церковных крестьян
Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.

Итоги и результаты реформы Церкви Фактически ликвидирована должность ПатриархаЦерковь начала терять финансовую и административную автономиюСнижено

Слайд 43 Значение реформы
Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра

I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу

царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.

Значение реформыАдминистративное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках

Слайд 44Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству

для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих.

Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви), но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.

Вывод

Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных

Слайд 45Синод — в России в 1721—1917 гг. — один из

высших государственных органов. Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления

после отмены патриаршества.

Запоминаем новые слова

Синод — в России в 1721—1917 гг. — один из высших государственных органов. Занимался вопросами духовной жизни

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика