Слайд 1Духовная жизнь в СССР при Н.С.Хрущеве
1953-1964 гг.
“В вопросах искусства я
сталинист…”
Н.С.Хрущёв
Слайд 2План
1. Начало «оттепели».
2. Новые темы и герои в
литературе и кино.
3. Власть и деятели культуры.
4. Шестидесятники. «Физики» и
«лирики».
5. Новый виток борьбы с религией.
6. Изменения в быту.
7. Образование: очередная реформа.
Слайд 3История термина «ОТТЕПЕЛЬ»
« …оттепель, наступившая после долгой и суровой сталинской
«зимы». В то же время это была не «весна» с
её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог последовать «лёгкий морозец»
Илья Григорьевич
Эренбург
Слайд 4Н. А. Заболоцкий, «Оттепель»
История термина «ОТТЕПЕЛЬ»
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом
сугробы осели,
И потемнели снега.
Под "оттепелью" подразумевалось особое духовное состояние общества,
связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны. Поколение «оттепели» не вписывалось в образ настоящего "советского человека".
Позднее появится термин "шестидесятники" - так назовут людей, которые восприняли перемены после смерти Сталина и ХХ съезда как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для обновления, очеловечивания всей общественной жизни.
Слайд 5Современник так сказал об этой эпохе: «Мое поколение вступало в
жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда -
эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому, этот незабываемый, нескончаемый российский спор - о главном. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера».
Поэтические вечера и встречи молодежи у памятника Маяковскому (июль 1958-осень 1961 г.)
Слайд 6Преодоление сталинизма в литературе:
На перемены,
начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы.
Ещё до ХХ съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления – обновленческого, суть которого – обращение к внутреннему миру человека.
Слайд 72 противоположные тенденции:
- оживление культурной жизни, «оттепель»;
- стремление не выпустить
духовную жизнь общества из-под контроля командно-административной системы.
Слайд 8Литература и искусство
Особенно заметно "оттепель" проявилась в литературе и искусстве.
Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры – жертв беззакония: В.
Мейерхольда, Бориса Пильняка, Осипа Мандельштама, И. Бабеля.
Слайд 9После долгого перерыва стали издаваться книги Анны Ахматовой и Михаила
Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или
ранее неизвестным. Публиковались стихи Сергея Есенина и Марины Цветаевой.
Литература и искусство
Сергей Есенин
Анна Ахматова
Михаил Зощенко
Слайд 10В 1953 году в своей работе «Об искренности в литературе»
В. Померанцев пишет:
Преодоление сталинизма в литературе:
« …честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей…»
Писатель В. Каверин так оценил статью Померанцева:
"Как ни странно, эта статья, почти детская по своей самоочевидности, показалась отчаянно смелой. Еще бы! За двадцать лет так изолгались, так извертелись, называя белое – черным, так привыкли бояться самого понятия "искренность"…
Слайд 11Ф. Абрамов
Ф. Панфёров
В. Панова
В журнале « Новый мир» появились статьи
В.Овечкина, Ф.Абрамова, И.Эренбурга,
В.Пановой, которые впервые поставили
вопрос о губительности
той атмосферы,
которая сложилась в стране.
Слайд 12Партийные взгляды на роль литературы и искусства в обществе остались
прежними: "Высшее общественное назначение литературы и искусства – поднимать народ
на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма", хороши лишь те авторы, которые "в политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения".
Слайд 13идейное размежевание художественной интеллигенции, появление вскоре после смерти Сталина двух течений
в литературно-художественной жизни страны:
24
• реформаторы-антисталинисты, позже неточно названные «либеральной» интеллигенцией, стремились к преодолению
сталинских стереотипов, обогащению духовной жизни ранее несправедливо отвергнутыми достижению отечественной и зарубежной общественной мысли и культуры, свободе мысли и творчества, восприимчивости к новым формам и жанрам литературы и искусства;
• объединялись вокруг журналов «Новый мир» (руководители К.М. Симонов, А.Т. Твардовский), «Юность» и «Литературная газета» (с 1959 г.);
• в 1956 г. в «Новом мире» был опубликован роса В. Дудинцева «Не хлебом единым», тогда же вышел в свет двухтомный альманах «Литературная Москва»;
• в 1960 г. в «Юности» появилась статья С. Рассадина «шестидесятники» (это определение стало общеупотребительным для обозначения писателей либерального направления);
консерваторы-сталинисты, сомневавшиеся в правильности курса на десталинизацию, воспринимали критику идеологии и практики сталинизма как покушение на социалистические устои жизни общества и советского человека, рассматривали новые тенденции в художественной культуре как распространение идеологически чуждых веяний западного капитализма,
• объединялись вокруг альманаха «Наш современник», журналов «Огонек» (глав. ред. А.В. Сафронов) и «Октябрь», главным редактором которого с 1961 г. был В.А. Кочетов, являвшийся наиболее непримиримым борцом против либеральных ценностей;
Слайд 14В легальной печати постепенно сложились два течения.
Одно подчёркивало обязанности личности
перед государством
Другое отстаивало большие творческие свободы для интеллигенции.
Острая полемика двух
журналов не прекращалась в 60-е гг. Вокруг неё шли горячие споры интеллигенции.
главе Союза писателей встал А.А. Фадеев, который пытался добиться изменения
стиля руководства в Союзе писателей и его отношений с ЦК КПСС. Он добивался изъятия у Министерства культуры идеологических функций. Но эти попытки привели к его опале, а затем и к самоубийству.
А.А. Фадеев
Литература
«Литература – эта святая святых – отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых высоких трибун…раздался новый лозунг – "Ату ее!"»
А. Фадеев.
Слайд 16Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я
плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком,
неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня…
Литература – этот высший плод нового строя – унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти – невежды.
Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено…
Из предсмертной записки:
Слайд 17Были напечатаны повесть И. Эренбурга "Оттепель" (именно после ее появления
слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева "Не хлебом единым".
Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда ("искренность") в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Об этом же говорили в своих произведениях Д. Гранин (« Искатели»), Е. Дорош
(« Деревенский дневник»).
Слайд 18Демократизация культуры привела к дальнейшему развитию многонациональной культуры. В 50-е
гг. началось творчество Ч.Айтматова, И.Гусейнова, Д. Шенгелая, Ю.Германа.
М.Ауэзов завершил
работу над эпопеей «Путь Абая». Огромную роль в развитии национальной культуры сыграл журнал «Дружба народов».
В поэзии заблистали Э.Межелайтис, М. Турсун-Заде, М.Рыльский, А.Бровка и др.
Н.С.Хрущев
и М.Шагинян
Развитие
многонациональной
культуры
Слайд 19М. Шолохов
Ю. Бондарев
В эти годы выходят замечательные
произведения М. Шолохова «Судьба
человека», Ю. Бондарева «Горячий снег», «Тишина».
Новое звучание темы Великой отечественной
войны, правда об ее тяжелых буднях. Вопрос о цене победы.
Слайд 20Это время принесло такие смелые, высокохудожественные, проникнутые правдой и гражданственностью
произведения, как поэма А. Твардовского "Теркин на том свете", стихотворение
"Наследники Сталина" Е.А. Евтушенко, рассказ "Враги" Казакевича, роман "Битва в пути" Николаевой. Были напечатаны десятки документальных повестей и воспоминаний, раскрывших перед читателями ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей.
Слайд 21Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений
А.Солженицына « Один день Ивана Денисовича» и «Матрёнин двор», в
которых ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот "простой советский человек", именем которого клялись сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Но премия Солженицину присуждена не была.
Критик Владимир Лакшин вспоминал: «Через два-три дня о повести неизвестного автора говорил весь город, через неделю - страна, через две недели - весь мир. Повесть заслонила собой многие политические и житейские новости: о ней толковали дома, в метро и на улицах. В библиотеках 11-й номер „Нового мира" рвали из рук. В читальных залах нашлись энтузиасты, сидевшие до закрытия и переписывавшие повесть от руки».
Слайд 22 В течение многих лет Пастернак работал над романом о
революции и гражданской войне "Доктор Живаго". В СССР роман не
печатали, так как тогдашние цензоры усматривали в нем отступления от "социалистического реализма". Рукопись "Доктор Живаго" попала за границу и была напечатана в Италии.
Когда Б. Пастернаку присудили Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго»,то он подвергся гонениям и в октябре 1958 г. был исключен из Союза писателей.
Ему пришлось отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны.
Борис Пастернак
Самым драматичным событием культурной жизни конца 50-х гг. стало «Дело Пастернака»
Изменение духовной атмосферы в обществе вызвало беспокойство у властей. В результате были очерчены «рамки дозволенного».
Слайд 23Б. Пастернак
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в
поисках пути
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований,
до корней, до сердцевины.
Все время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Как больно нам, как стыдно, что меж нас
Ещё живут и ходят пастернаки
И выжидают свой продажный час.
Восхищены тобою не друзья,
А жёлтые продажные писаки...
Нельзя простить и оставлять нельзя
В литературе нашей Пастернакипь!
О Пастернаке и его романе с осуждением писала вся советская печать. В ней появились стихи М. Балыкина и А. Семёнова:
Слайд 24«Литературная газета» писала 25 октября: «Пастернак получил „тридцать сребреников", для
чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился
исполнить роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды. Наживку заменят новой, как только она протухнет. Бесславный конец ждёт и воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение». 27 октября состоялось обсуждение «дела Пастернака» в Союзе писателей. На это собрание он не пошёл, а только направил туда письмо: «Я не ожидаю от вас справедливости. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы». Ни один из писателей не выступил в его защиту. Он был исключён из Союза писателей.
Слайд 25Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР
и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Б.Пастернаке
…Литературная деятельность
Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.
Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки. Б.Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в политическое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов…
Слайд 26Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за
мною шум погони,
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели
сваленной бревно —
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я — убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над судьбой страны моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Сам Пастернак написал в эти дни стихотворение "Нобелевская премия", ставшее известным годы спустя:
Из речи секретаря ЦК ВЛКСМ Семичастного: "Паршивую овцу мы имеем в лице Пастернака…взял и плюнул в лицо народу…Свинья не сделает того, что он сделал".
Из второй телеграммы Пастернака в Шведскую академию: "В связи со значением, которое придает вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу вас не принять с обидой мой добровольный отказ"
Первая телеграмма: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлён, смущён».
Слайд 2731 октября Б.Пастернак писал Н. Хрущёву: «Я связан с Россией
рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и
вне её. Я поставил в известность Шведскую академию о своём добровольном отказе от Нобелевской премии. Выезд за пределы моей Родины для меня равносилен смерти».
http://www.enoth.narod.ru/enc/3/19_10.html
30 мая 1960 г. Пастернака не стало.
Слайд 28зарождение диссидентского движения:
• содержание понятия «диссидент» и «диссидентское движение» (инакомыслящий, несогласный с
положениями официальной идеологии, публично проявляющий свое несогласие и сталкивающийся с властью);
• дискуссионность вопроса
о времени появления диссидентства и его особенностях в послесталинский период;
• дело Б.Л. Пастернака (публикация романа «Доктор Живаго» за рубежом в итальянском издательстве Фельтринелли (1957 г.), присуждение ему Нобелевской премии (1958 г.), исключение из союза советских писателей (1958 г.) - первый случай «тамиздата»;
• деятельность ленинградского кружка математика Р.И. Пименова (1956-57 гг.) по распространение листовок против безальтернативных выборов;
• кружок аспиранта исторического факультета МГУ Л.Н. Краснопевцева (1956-57 гг.), «университетское дело» или дело «молодых историков» (1958 г.), борьба против «сталинского социализма»;
Слайд 29Не разрешённые цензурой рукописи начали передавать из рук в руки.
Их перепечатывали на машинке. Это иронически окрестили «самиздатом». В «самиздат»
попадало всё больше запрещённых книг.
Машинописный журнал А.И. Гинзбурга «Синтаксис» включал лагерную прозу В. Шаламова, Е. Гизбурга, произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, не принятые в государственных издательствах.
Слайд 30«Оттепель»…
Возобновление арестов «за антисоветскую деятельность» - «Дело молодых историков» (1957-1958
гг.)
И.Бродский
Слайд 31В последнем слове он под смех судьи и заседателей заявил:
«Я не только не тунеядец, а поэт, который прославит свою
Родину».
Пять лет ссылки - гласил приговор.
Дело Бродского стало определённой исторической вехой... Пастернака не решился защитить никто. А в защиту Бродского выступили уже более сотни людей, в том числе около 20 писателей: Корней Чуковский, Анна Ахматова, Самуил Маршак и др.
Под влиянием протестов срок ссылки Иосифа Бродского сократили до 1 года 5 месяцев. В 1972 г. он покинул Советский Союз. В 1987 г. И. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Слайд 32СУД НАД
ИОСИФОМ БРОДСКИМ
29 ноября 1963 г. газета «Вечерний Ленинград» напечатала фельетон
«Окололитературный трутень». В нём высмеивался и разоблачался как тунеядец поэт
Иосиф Бродский. «Этот пигмей, самоуверенно карабкающийся на Парнас, не так уж безобиден, — замечала газета. - Надо перестать нянчиться с окололитературным тунеядцем. Такому, как Бродский, не место в Ленинграде».
И. Бродский был арестован. В феврале - марте 1964 г. над ним состоялся суд.
4 мая 1961 г. в России был принят указ о борьбе с тунеядцами. В их число попадали все взрослые граждане, «уклоняющиеся от общественно полезного труда».
Слайд 33 Освоение космоса, разработка новейших
образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы И.А.
Ефремова, А.П. Казанцева, братьев Стругацких приоткрывали для читателей завесу будущего.
Аркадий и Борис
Стругацкие
Иван Ефремов
Александр
Казанцев
Слайд 34Литература
Возникали новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник",
"Нева", "Советский экран", "Музыкальная жизнь" и др. Расширились возможности публикаций
для молодых поэтов, прозаиков, критиков.
Слайд 35Литература
Возобновилось издание журнала "Иностранная литература", и советские читатели получили возможность
шире знакомиться с мировым литературным процессом. Самыми популярными среди интеллигенции
и молодежи писателями Запада были Э.М. Ремарк и Э. Хэмингуэй.
Слайд 36Основным направлением поисков художественной интеллигенции было стремление показать жизнь такой,
какая она есть, без "лакировки", парадности и шумихи, без надуманного
героизма – жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями.
Слайд 37В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были:
стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского; песни
Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова "Живые и мертвые"
Слайд 38В 1963 г. на встрече в Кремле Хрущев обращаясь к
поэту, грозил ему кулаком и угрожающе кричал: "Предатель. Посредник наших
врагов. Ты не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких – самый жестокий мороз… Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты какой Пастернак!.. Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!"
Хрущев осуждал Андрея Вознесенского.
Я потом долго не мог уразуметь, как в одном человеке сочетались и добрые надежды 60-х годов, мощный замах преобразований, и тормоза старого мышления, это купеческое самодурство. А.Вознесенский.
Слайд 39В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских
и русских композиторов конца XIX-начала ХХ в.
Музыкальное искусство
Слайд 40В 1958 г.были сняты идеологические обвинения с композиторов С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича,
А.И.Хачатуряна, Н.Я.Мясковского.
Музыкальное искусство
Слайд 41В этот период начинается творческая деятельность Э.Денисова, А.Петрова, А.Шнитке, Р.Щедрина,
А.Эшпая и др.
Музыкальное искусство
Слайд 42Музыку Андрея Петрова знают все. Песни, написанные для кинематографа, -
настоящие народные хиты. Это музыка
к кинофильмам «Я шагаю по Москве»,
«Человек-Амфибия», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Старики-
разбойники», «О бедном гусаре замолвите слово», «Берегись автомобиля»,«Старая, старая сказка»,«Укрощение огня»,
«Синяя птица», телесериалу «Петербургские тайны» и многим другим лишь малая часть творческого наследия композитора.
Слайд 43Огромной популярностью пользовались произведения Г.Свиридова и песни А. Пахмутовой на
стихи Н.Добронравова.
Музыкальное искусство
Слайд 44«Солдат Иван Бровкин» -советский цветной комедийный художественный фильм 1955 года. Режиссер – Иван
Лукинский. В главной роли - Леонид Харитонов
КИНО
«Иван Бровкин на
целине» - советский комедийныйхудожественный фильм 1958 г.
Слайд 45«Макси́м Перепели́ца» —советский художественный фильм-комедия, снятый на «Ленфильм»
в 1955 году
режиссёром Анатолием Граником. В главной роли – Леонид Быков.
КИНО
Слайд 46«Весна на Заречной улице» - советский художественный фильм, снятый в 1956 году режиссёрами
Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым, одна из самых популярных картин эпохи
оттепели. В кинопрокате СССР 1956 г. собрал 30,12 млн зрителей.
Появились кинофильмы, которые приобрели большую популярность среди населения.
КИНО
Слайд 47«Карнава́льная ночь» - комедийный музыкальный фильм Эльдара Рязанова. Это первый
его фильм, вышедший на широкий экран.
Появились кинофильмы, которые приобрели большую
популярность среди населения.
КИНО
Слайд 48«Сорок первый» - художественный фильм1956 г. режиссёра Григория Чухрая, снят по одноименной
повести Бориса Лавренёва. Щемящий рассказ о том, как в жерновах
страшных и кровавых событий Гражданской войны перемалывались судьбы лучших людей.
Появились кинофильмы, которые приобрели большую популярность среди населения.
На Х Международном кинофестивале в Канне (1957) фильму присуждена премия "За оригинальный сценарий, гуманизм и революционную романтику".
КИНО
Слайд 49«Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова,
снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Лауреат «Золотой пальмовой
ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года.
Появились кинофильмы, которые приобрели большую популярность среди населения.
КИНО
Слайд 50«Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии
«Мосфильм» в 1959 году режиссёром Григорием Чухраем.
Появились кинофильмы,
которые приобрели большую популярность среди населения.
КИНО
Слайд 51«Судьба человека» -экранизация одноимённой повести Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука.
Фильм 1959
г. Большой приз Московского кинофестиваля.
КИНО
Слайд 52«Евдокия» -советская мелодрама 1961 г.
Режиссера Татьяны Лиозновой по одноимённой
повести Веры Пановой.
КИНО
Слайд 53«Ива́ново де́тство» — фильм Андрея Тарковского по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван». Премьера состоялась9 мая 1962
года. Это первый полнометражный фильм режиссёра, который принёс ему всемирную
известность и завоевал высокие призы на международных кинофестивалях. В главной роли – Николай Бурляев.
КИНО
Слайд 54«Я шагаю по Москве» -лирическая комедия 1963 г. режиссера Георгия Данелия по сценарию Геннадия
Шпаликова.
Появились кинофильмы, которые приобрели большую популярность среди населения.
КИНО
Слайд 5550-60-е - это было время оттепели, время романтических надежд и
ожиданий. И фильмы были такие же: в чем-то наивные, но
очень добрые и чистые!
1957
1956
1957
1959
1960
1960
1961
1961
1962
1962
1964
1964
Слайд 56Театр
В Москве открылись новые театры
"Современник" (главный режиссер Олег Ефремов) и Театр драмы и комедии
на Таганке (главный режиссер Юрий Любимов), которые привлекали внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров.
Слайд 57(«Вечно живые» в пьесе В. Розова в «Современнике»);
Слайд 58TV
В быт людей входило телевидение.
Телевизоры были редкостью, их смотрели
с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи.
Слайд 59Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца
60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на
науку, а численность научных работников увеличилась в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства.
Наука
Слайд 60Наука
Мировое признание получили труды ряда советских ученых.
В 1956 г.
Нобелевскую премию получил Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций
(при горении, взрыве и детонации), ставшей основой получения новых соединений – пластических масс, превосходящих по свойствам металлы.
Слайд 61Наука
Нобелевскую премию по физике в 1962 г. за пионерские работы
в области теории конденсированных сред, в особенности жидкого гелия, получил
Л.Д. Ландау.
Слайд 62Наука
За фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики и электроники, приведшие
к созданию генераторов и усилителей на основе принципа лазера Нобелевская
премия 1964 г. была присуждена Н.Г. Басову и А.М. Прохорову.
Слайд 63Как и прежде, приоритет в научных разработках отдавался интересам военно-промышленного
комплекса. На его нужды работали не только крупнейшие ученые страны
(С. Королев, М. Келдыш, А. Туполев, В. Челомей, А. Сахаров, И. Курчатов, Ю.Харитон и др.), но и советская разведка. Даже космическая программа была лишь «приложением» к программе создания средств доставки ядерного оружия.
Наука
Слайд 64первая в мире атомная электростанция в Обнинске (1954 г.),
Слайд 65В СССР был создан первый молекулярный генератор – лазер, открыта
цветная голография. В 1957 г. был запущен самый мощный в
мире ускоритель элементарных частиц – синхрофазотрон.
Крупнейшие достижения науки
Слайд 66 Спуск на воду первого в мире атомного ледокола
«Ленин»
Крупнейшие достижения науки
Слайд 67межконтинентальная космическая ракета Р-7 (август 1957 г.)
Слайд 68 Запуск в космос первого искусственного спутника
Земли (4 октября 1957 г.);
Крупнейшие достижения науки
Слайд 69Отправка в космос животных (ноябрь 1957 г.)
Полеты спутников к
Луне
Крупнейшие достижения науки
Белка и Стрелка
Слайд 71 Первый полет человека в космос 12 апреля 1961
г.
Крупнейшие достижения науки
Слайд 72 Выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского
лайнера Ту-104
Крупнейшие достижения науки
Слайд 73Создание быстроходных пассажирских судов на подводных крыльях («Ракета»)
Крупнейшие достижения науки
Слайд 74• «Письмо трехсот» - обращение группы ученых в Президиум ЦК КПСС о
негативных последствиях декретирования правильности того или иного направления в науке (1955
г.);
Слайд 75Крупнейшие достижения науки
Возобновились работы в области генетики.
После открытия и
расшифровки структуры ДНК, физической базы генов (1953 г.), с середины 1960-х г.
началось восстановление генетики.
Министр просвещения РСФСР В. Н. Столетов инициировал широкую дискуссию между лысенковцами и генетиками, в результате было опубликовано много новых работ по генетике.
В 1963 г. на основе этих работ вышел в свет стандартизованный университетский учебник М. Е. Лобашёва «Генетика», выдержавший впоследствии несколько изданий.
Слайд 76рост интереса к истории (стремление глубже понять, всесторонне отразить сложность и
противоречивость событий прошлых лет, героические и трагические стороны жизни советского народа):
Слайд 77Наука
Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической
науке. Появляются новые журналы: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика
и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история" и др.
Слайд 78Наука
Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования
по запретным до того темам (по деятельности социалистических партий России).
Это способствовало восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.
Слайд 79Таким образом, научно-технические достижения «хрущевской эпохи» закладывали основу для достижения
в перспективе военно-стратегического паритета с США.
Слайд 80Был возобновлен (с 1959 г. по инициативе Е.А.Фурцевой)
Московский кинофестиваль (впервые проведен в 1935 г.).
Заметно расширяются международные
связи советской культуры.
Лозунг фестиваля: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами».
Слайд 81 Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел
Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, ежегодно проводимый с 1958
г.
Заметно расширяются международные связи советской культуры.
На фото: Д.Д. Шостакович вручает первую премию американскому пианисту Харви ван Клиберну.
Слайд 82В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи
и студентов.
Слайд 83Начало культурного обмена с США (гастроли в США Э. Гилельса,
Д. Ойстраха, М. Растроповича (1955-56 гг.);
Слайд 84Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Проводились выставки зарубежных
собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (Пабло
Пикассо и др.)
Заметно расширяются международные связи советской культуры.
Слайд 85 Личные вкусы Хрущёва, который
выступал на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных
оценок.
С 1957 года регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства.
«Партия проводила и будет проводить …ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний»
Н.С. Хрущев
Слайд 86Резкой критике « за идеологическую сомнительность», «формализм» подверглось творчество не
только поэтов, но и скульпторов, художников, режиссёров, философов, историков.
Прямые репрессии
против интеллигенции были уже невозможны, поэтому партийные органы проводили регулярные идеологические «накачки».
Слайд 87«Оттепель»
«Реабилитация» авангарда.
П.Никонов. Геологи.
Слайд 88Советский зритель вновь увидел творчество С.Конненкова и С.Эрьзи.
Скульптура
Слайд 90"Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что
этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное
заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью."
Эрнст Неизвестный – боевой командир в Отечественную войну – возмутился, снял свою рубаху перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев, еще не растерявший свой демократизм, был поражен этим и смущен.
Слайд 91Выставлялись картины 20-30-х гг., долгие годы пылившиеся в запасниках.
Р.Фальк
П.Филонов
К.Малевич
Слайд 92«Это - порнография, это - не искусство.» Н.С. Хрущев
Слайд 932 декабря 1962 г. – скандал на выставке в Манеже.
По
инициативе М.Суслова Н.Хрущев закрыл выставку абстракционистов.
Спустя годы Хрущев говорил об
этом: «Мне не надо было лезть в это дело. Я ведь глава государства был. Это не моё дело. Но вот азарт…»
Слайд 94"Некоторые представители искусства судят о действительности только по запахам отхожих
мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины
мрачными красками, которые только и способны повергать людей в состояние уныния, тоски и безысходности…"
Слайд 95 За верующими осуществлялась слежка. Члены партии и ВЛКСМ в случае
посещения церкви исключались из этих организаций. Вновь началась кампания по
разрушению церковных зданий. Статьи Конституции 1936 г.о свободе совести не выполнялись.
Власть и церковь
Курс на развернутое строительство коммунизма при вел к новому давлению на церковь. Ее деятельность была поставлена под контроль местных органов власти. Священники утверждались властями.
Слайд 96Реформа образования
Цель: укрепление связи школы и производства
Основные направления:
отказ от обязательного
семилетнего и полного десятилетнего образования
введение обязательного восьмилетнего обучения
получение среднего образования
через
ШРМ
техникумы
трёхгодичные средние школы с обязательным производственным обучением
получение высшего образования только при наличии производственного стажа
Последствия:
возрастание текучести кадров на производстве
низкий уровень трудовой и производственной дисциплины молодежи
Слайд 97Особенности «оттепели»
Контроль партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции
Низкий художественный вкус
власти
Противоречивость
Слайд 98Опорные знания и понятия.
- «оттепель», «шестидесятники», «физики» и «лирики», «деревенская»
и «городская» проза, «лейтенантская проза», «самиздат», «тамиздат», «хрущёвка», «реформа образования»
Слайд 99Основные даты
1953 — статья В.М. Померанцева «Об искренности в литературе»;
1954
— повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель»;
1955 — выход в свет 1-го
номера журнала «Иностранная литература»;
1956 — выставка картин П. Пикассо;
1957 — VI всемирный фестиваль Молодежи и Студентов в Москве;
1958 — 1-ый Международный конкурс им. П.И. Чайковского;
1958 — присуждение Б. Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе;
1958 — реформа образования;
1962 — повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».