Разделы презентаций


Духовная жизнь в СССР в 20-х годах

Содержание

Курсы Ликбеза.Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с неграмотностью

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Новосибирск
Школа № 103
Духовная жизнь в СССР в 20-х годах.
§

37 с. 228 – 233./Чудинов А.В., ГладышеваА.В. История 11 класс.
§

16 с. 160 – 169./Загладин Н.В. и др. История Отечества 11 класс.
Новосибирск Школа № 103Духовная жизнь в СССР  в 20-х годах. § 37 с. 228 – 233./Чудинов

Слайд 2Курсы Ликбеза.
Ленин одной из главных задач построения социализма в стране

считал борьбу с неграмотностью.
1. Борьба с неграмотностью

Курсы Ликбеза.Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью. 1. Борьба с

Слайд 3В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе

РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления,

поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка.

Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974

1. Борьба с неграмотностью

В 1918 г. было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась

Слайд 4Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты,

домашние задания, отметки и т.д.
Радаков А. Плакат 1920
1. Борьба с

неграмотностью
Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки и т.д.Радаков А. Плакат

Слайд 5Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. –

М., 1974
При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота.
1. Борьба с

неграмотностью
Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась

Слайд 6Б.Иогансон.
Рабфак идет!
Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в

ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков

стипендиями и общежитиями.

1. Борьба с неграмотностью

Б.Иогансон.Рабфак идет!Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство

Слайд 7Рабфаковцы
К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР

насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72 вуза) и

672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ).

1. Борьба с неграмотностью

РабфаковцыК 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. –

Слайд 8В 1919 г. совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью.

Все люди возрасте от 8 до 50 лет должны были

обучиться грамоте на родном, или русском языке, для этого по всей стране были созданы специальные школы.

Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 – 1973. – М., 1974

1. Борьба с неграмотностью

В 1919 г. совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью. Все люди возрасте от 8 до 50

Слайд 9Плакат А. Радакова 1920
В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для

обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений

для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

1. Борьба с неграмотностью

Плакат А. Радакова 1920В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета

Слайд 10Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие

педагогики внесли Н.К. Крупская,

А.С. Бубнов, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

Бубнов Андрей Сергеевич

1. Борьба с неграмотностью

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская,

Слайд 11Академик И.Павлов
В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного

века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей.


2. Власть и интеллигенция

Академик И.ПавловВ истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества

Слайд 12И.Д. Шадр. А.М. Горький. 1939 г.
М Горький уехал в

Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др. - во

Францию. Часть деятелей культуры осталась в стране но ушла в глухую оппозицию (А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин и др.). В тоже время В.Маяковский, А.Блок, Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. восприняли идеи революции.
И.Д. Шадр. А.М. Горький. 1939 г. М Горький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и

Слайд 132. Власть и интеллигенция
Александр Блок

2. Власть и интеллигенцияАлександр Блок

Слайд 14К. Циолковский
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их

деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной

жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков.

2. Власть и интеллигенция

К. ЦиолковскийБольшевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались

Слайд 15Зелинский Николай Дмитриевич
В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова

Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского,

И. Мичурина, В. Вернадского и др.

Мичурин Иван Владимирович

Вернадский Владимир Иванович

3. Партия и духовная жизнь

Зелинский Николай ДмитриевичВ 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского,

Слайд 16Сообщение о разоблачении петроградской организации
После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль

над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была

«разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и др. деятели науки и культуры.

3. Партия и духовная жизнь

Сообщение о разоблачении петроградской организацииПосле Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе

Слайд 173. Партия и духовная жизнь

3. Партия и духовная жизнь

Слайд 18Николай Бердяев
В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых -

Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П.Сорокина и др.
3.

Партия и духовная жизнь
Николай БердяевВ 1922 г. из страны выдворили 160 ученых - Н. Бердяева, С. Булгакова, А. Кизеветтера, П.Сорокина

Слайд 19Сорокин Питирим
3. Партия и духовная жизнь
http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=303

Сорокин Питирим3. Партия и духовная жизньhttp://www.sorokinfond.ru/index.php?id=303

Слайд 20Нестеров М. Мыслитель (Иван Ильин)
Иван Ильин

Нестеров М. Мыслитель (Иван Ильин)Иван Ильин

Слайд 21



Сергей Николаевич Булгаков (1871—1942)
Сергей Николаевич Булгаков

(1871—1942) — один из отцов русского религиозно-культурного ренессанса начала XX

века. Он отличался ярко выраженной ортодоксальной религиозностью. В 1918 году он принял сан и стал вторым крупным русским философом-священником; первым был отец Павел Флоренский, под большим влиянием которого он находился.

3. Партия и духовная жизнь

Сергей Николаевич Булгаков (1871—1942)Сергей Николаевич Булгаков (1871—1942) — один из отцов русского религиозно-культурного ренессанса начала

Слайд 22Они вместе изображены на картине Михаила Нестерова «Философы».
Сергей Николаевич Булгаков

(1881-1944)

Они вместе изображены на картине Михаила Нестерова «Философы».Сергей Николаевич Булгаков (1881-1944)

Слайд 23Сикорский И.И.
В эмиграции работали ученые с мировыми именами:
микробиолог С.Н. Виноградский,

геолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики

В.Н. Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И. Сикорский, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин, историк Н.П. Кондаков и др.

3. Партия и духовная жизнь

Сикорский И.И.В эмиграции работали ученые с мировыми именами:микробиолог С.Н. Виноградский, геолог Н.И. Андрусов, почвовед В.К. Агафонов, химики

Слайд 24Партийная цензура.
В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за

всей печатной продукцией. В 1923 г. создается Главрепетком с теми

же функциями. Но до 1925 г. в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась -началась идеологизация художественного творчества.

3. Партия и духовная жизнь

Партийная цензура.В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г. создается

Слайд 25Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 23.01.1918
Борьба с

религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров и стремлением убрать

конкурента из духовной сферы. В начале 1918 г. школа была отделена от церкви, а церковь - от государства.

4. Государство и церковь

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 23.01.1918Борьба с религией была вызвана атеистическими воззрениями партийных лидеров

Слайд 26Карикатура М. Черемных Промысел божий
4. Государство и церковь

Карикатура М. Черемных Промысел божий4. Государство и церковь

Слайд 27Патриарх Тихон
Началось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества.

В к. 1917 г. Ленин восстановил патриаршество, но патриарх Тихон

занял антисоветскую позицию, что обострило отношения церкви и государства.

4. Государство и церковь

Патриарх ТихонНачалось закрытие храмов и монастырей и конфискация их имущества. В к. 1917 г. Ленин восстановил патриаршество,

Слайд 28Взрыв Храма
Христа Спасителя
В 1922 г. - имущество церкви было реквизировано

в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих.

В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г. в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.

4. Государство и церковь

Взрыв ХрамаХриста СпасителяВ 1922 г. - имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом. Это привело

Слайд 29С.Эйзенштейн, И. Пырьев,
М. Штраух, Э. Гарин.
В 20 - е г.

в начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил ок. 400 000

человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи (С.Эйзенштейн, И. Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин). В 1925 г. - создается Российская ассоциация пролетарских писателей. Ей передали ряд цензорских функций.

5. «Новое искусство»

С.Эйзенштейн, И. Пырьев,М. Штраух, Э. Гарин.В 20 - е г. в начала складываться «пролетарская культура». Пролеткульт охватил

Слайд 30В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала

«Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был Александр

Константинович Воронский.

Александр Константинович Воронский

5. «Новое искусство»

В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927

Слайд 31Шолохов М. Тихий Дон. Роман-газета № 7, 1929 г.
Михаил

Шолохов
Появилась плеяда талантливых писателей: М.Шолохов,
5. «Новое искусство»

Шолохов М. Тихий Дон. Роман-газета № 7, 1929 г. Михаил ШолоховПоявилась плеяда талантливых писателей: М.Шолохов, 5. «Новое

Слайд 32Сцена из спектакля «Любовь Яровая»

К. А. Тренёва. Малый театр. 1926.
К.Тренев,

В. Иванов, Н. Тихонов, М. Шагинян, В.А. Каверин, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, А.А. Фадеев, И.Бабель и др.

5. «Новое искусство»

Сцена из спектакля «Любовь Яровая»         К. А. Тренёва. Малый

Слайд 33И. Бабель, 1921 год.
И. Бабель
5. «Новое искусство»

И. Бабель, 1921 год.И. Бабель5. «Новое искусство»

Слайд 34В. Катаев и Ю. Олеша. 1920-е годы.
Многие литераторы по своему

убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась

независимость художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

5. «Новое искусство»

В. Катаев и Ю. Олеша. 1920-е годы.Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения

Слайд 35Да Здравствует Первое Мая Дени Виктор Николаевич
В живописи на первый

план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени, Д. Моор)

Да Здравствует Первое Мая  Дени Виктор НиколаевичВ живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В.

Слайд 36Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю от нечисти Дени, Черемных
МООР Д.С. Плакат.

1920
5. «Новое искусство»

Тов. Ленин ОЧИЩАЕТ землю от нечисти  Дени, ЧеремныхМООР Д.С. Плакат. 1920 5. «Новое искусство»

Слайд 37В обстановке послевоенной разрухи голод, поразивший 35 губерний, самые хлебные

районы страны, создал новую угрозу завоеваниям революции. Советская власть использует

все средства, чтобы помочь пострадавшим районам: правительство мобилизует трудящихся, идет на такие меры, как изъятие церковных ценностей с целью приобретения необходимых продуктов и т. д. Плакат Моора был настоящим оружием в этой огромной кампании по спасению людей.
В обстановке послевоенной разрухи голод, поразивший 35 губерний, самые хлебные районы страны, создал новую угрозу завоеваниям революции.

Слайд 38Ты записался добровольцем? Плакат. 1920
Один из самых популярных плакатов

художника, властно призывавший встать на защиту завоеваний Республики. Создан в

конце июня 1920 г., за одну ночь. В это время контрреволюция сжимала Советскую Россию с двух сторон: Врангель, занявший почти всю Северную Таврию, шел на Донбасс, а с запада наступали войска панской Польши.
Ты записался добровольцем? Плакат. 1920 Один из самых популярных плакатов художника, властно призывавший встать на защиту завоеваний

Слайд 39В течение всего периода гражданской войны неоднократно объявлялись военные мобилизации

с целью укрепления действующих фронтов. Агитационно-призывные плакаты советских художников были

не дополнением к мобилизационно-вербовочной кампании, а ее действенным звеном.

Ты записался добровольцем? Плакат. 1920

В течение всего периода гражданской войны неоднократно объявлялись военные мобилизации с целью укрепления действующих фронтов. Агитационно-призывные плакаты

Слайд 40Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия

М. Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов, И. Бродский -

уделяли внимание «будням великих строек». И.

Д. Шостакович, В. Маяковский, В. Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».

5. «Новое искусство»

Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной тематикой, А.Герасимов,

Слайд 41И. Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата». 1927
И. Шадр,

А.Матвеев творили в жанре революционной романтики.

И. Д. Шадр. «Булыжник — оружие пролетариата». 1927 И. Шадр, А.Матвеев творили в жанре революционной романтики.

Слайд 42М. Греков. Конармейская тачанка. 1933
Ассоциация художников революционной России ставила

задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова работает над военной

тематикой,

5. «Новое искусство»

М. Греков. Конармейская тачанка. 1933 Ассоциация художников революционной России ставила задачу отображения «революционных будней». Студия М. Грекова

Слайд 43М. Греков. Отбитый у деникинцев английский танк. 1924

М. Греков. Отбитый у деникинцев английский танк. 1924

Слайд 44А.М. Герасимов зачастую писал «вождя Октябрьской революции и мирового пролетариата»

с открытым ртом. Художник полагал, что портрет станет более эффектным,

если его модель будет что-то провозглашать. Известно, что на историческом Пленуме Моссовета в 1922 г. было заявлено: «Из России нэповской будет Россия социалистическая».

Выступление В.И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года. 1930.

А.М. Герасимов зачастую писал «вождя Октябрьской революции и мирового пролетариата» с открытым ртом. Художник полагал, что портрет

Слайд 45И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925
Действие происходит в Закавказье.

Из 27 пойманных бакинских "коммисаров" по приговору военно-полевого суда под

председательством казачьего генерала Мартынова, 26 были расстреляны, а один за помощь контрразведке был отпущен.
И. Бродский. Расстрел 26 бакинских комиссаров. 1925Действие происходит в Закавказье. Из 27 пойманных бакинских

Слайд 46Владимир Татлин
В 1920 г. Владимир Татлин создал свой знаменитый проект

«Памятник III Интернационалу», в котором воплотились новые идеи синтеза символических

и утилитарных форм.

5. «Новое искусство»

Владимир ТатлинВ 1920 г. Владимир Татлин создал свой знаменитый проект «Памятник III Интернационалу», в котором воплотились новые

Слайд 475. «Новое искусство»
На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в

виде простейших геометрических форм из стекла — куб, пирамида и

цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) — раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) — раз в день.
5. «Новое искусство»На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла —

Слайд 485. «Новое искусство»
Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение

кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело

в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.
5. «Новое искусство»Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль

Слайд 50В первые годы советской власти В.И. Мухина пыталась принять участие

в коммунистической монументальной пропаганде: она создавала проекты памятников, наполненных символикой,

романтически приподнятых и пронизанных бурным движением. Ни один из них не был реализован. Лучшим ее творением этого времени стало «Пламя революции».

Мухина, Вера Игнатьевна Пламя революции. 1922—1923.

В первые годы советской власти В.И. Мухина пыталась принять участие в коммунистической монументальной пропаганде: она создавала проекты

Слайд 51Исполинская скульптура создавалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937

года в Париже. Замысел двух устремленных вверх фигур, призванных олицетворять

победу социализма в СССР, принадлежал архитектору Борису Иофану, автору парижского павильона. Монумент должен был увенчать поднимающееся ступенями здание и логически завершить его общую композицию.

Мухина, Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг. .

Исполинская скульптура создавалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Замысел двух устремленных вверх

Слайд 52В.И. Мухина создавала символ страны, олицетворение тех социалистических идеалов, в

которые она, человек искренний и цельный, свято верила.
Мухина,

Вера Игнатьевна Рабочий и колхозница. 1935—1937 гг. .
В.И. Мухина создавала символ страны, олицетворение тех социалистических идеалов, в которые она, человек искренний и цельный, свято

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика