Слайд 1РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
ХIV-XVI ВЕК
Слайд 4 Куликовская битва
8.09.1380г.
Слайд 6 Земской собор – на Руси собрание представителей
разных слоев населения для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.
Функции
Земского собора:
1. Обсуждение налогов.
2. Внешняя политика. Заключение мира и объявление войны.
3. Обсуждение проектов реформ.
4. Избрание царей.
Слайд 7
Идейное содержание эпохи
Переход от двоеверия к чистому христианству на Руси
Трансформация
коснулась не только личности, но и общества в целом. Новое
отношение сделало возможным для законодателя ликвидировать старый обычай кровной и родовой мести. Говоря шире, понятие индивидуальной ответственности шло рядом с понятием ответственности социальной. От церковных лидеров ждали указания народного пути, и некоторые из них исполняли свой долг со всей ответственностью. Монастыри превратились в центры того, что можно назвать социальной работой; в них организовывались больницы, приюты для престарелых, они также занимались благотворительностью. Многие князья следовали этому примеру. Образование тоже финансировалось как князьями, так и Церковью, и именно Церковь первой приняла на себя задачу написания истории нации.
В древнерусских исторических летописях подчеркивается идея ответственности за свои дела и правителей и народа, а несчастья, такие как голод и войны, во многих случаях трактуются как Божья кара людям за их грехи.
Слайд 8Геополитическое положение страны и особенности российской истории обусловили здесь особое
отношение к Священной книге ислама. Архивные материалы свидетельствуют о том,
что Коран находился в личных библиотеках таких русских царей, как Иван Грозный, Екатерина Великая, Петр I. Судьба публикаций, переводов и редких рукописей Корана также нередко была связана с личными решениями верховных правителей России.
Слайд 9
С начала XIV века наметился новый подъём культуры на Руси,
который продолжался в XIV -XV вв. Практически во всех крупных
городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В XIV веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо – полуустав.
С XIV века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история.
Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, написанное в жанре светской литературы. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию (1466-1472гг.) и многих восточных стран. Это путевой дневник.
Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.
Слайд 10Со второй половины XIV века активное участие в деле организации
центров просвещения занимает духовенство. В труднодоступных для отрядов золотоордынцев местах
создаются монастыри-пустоши, которые становятся своеобразными центрами просвещения. Зачинателем этого движения был великий русский просветитель Сергий Радонежский. В монастырях осуществлялось традиционное средневековое воспитание и обучение, содержание которого можно представить в следующей схеме:
Андрей Рублев
(ок.1340 - ок.1410) (ок.1370 - 1430)
«Преображение Господне» «Успение Богоматери»
Икона «Спас в сила»
А.Рублева Дионисий
Слайд 18Первые белокаменные стены кремля (1368)
Слайд 19Грановитая палата. Фрагмент миниатюры 1672-1673г
Слайд 20Архитектурные постройки ХIV-XVI веков
1326. Закладка первого
здания Успенского собора митрополитом Петром.
1329. Сооружение первой кремлевской колокольни
- церкви св. Иоанна Лествичника, в честь небесного покровителя Ивана Калиты.
1330. Возведение собора Спаса на Бору в Кремле и основание при нем Спасского монастыря.
1333. Возведение в Кремле церкви Михаила Архангела, новой великокняжеской усыпальницы.
1339. Иван Калита обносит Кремль дубовыми стенами.
1340-е. Основание Троице-Сергиевой лавры, в 60 верстах на север от Москвы.
1360-е. Возведение первого здания Благовещенского собора.
1365. Основание Чудова монастыря.
1366. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий.
1393-1394. Княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского, основывает в Кремле церковь Рождества Богородицы в память о Куликовской битве.
1407. Закладка княгиней Евдокией собора Вознесения Господня у главных Фроловских ворот в Кремле. Основание женского Вознесенского монастыря.
1416. Возведение Благовещенского собора Василием I.
1475-1479. Строительство нового здания Успенского собора итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти.
1479-1480. Перенесение в Москву в Успенский собор Владимирской иконы Божией Матери.
1484-1486. Псковские мастера строят в Кремле церковь Ризоположения, домовый храм Московских митрополитов и патриархов.
1485. Постройка нового Благовещенского собора.
1485-1495. Строительство ныне существующих кремлевских стен.
1487-1491. Постройка Грановитой палаты.
1505-1509. Постройка нового Архангельского собора.
1534-1538. Постройка стен Китай-города.
1554-1560. Построение Покровского собора на Красной площади в память о взятии Казани.
1586-1593. Возведение каменных стен Белого города (линия сегодняшнего Садового кольца).
Слайд 26
1488году. При великом князе Иване III в Москве отлито первое
гигантское орудие, названное царь-пушкой, прообраз ныне находящейся в Кремле.
Слайд 27Начало книгопечатания на Руси
Конец XV века связан с завершением формирования
великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славняского. Господствующим стал московский
диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке ИванаIV инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга - Апостол. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. Типография работала в основном на нужду церкви.
Слайд 28
В эту эпоху развертывается также декоративно-прикладное искусство. Памятник XVI в.
Русской резьбы по дереву: Мономахов трон (1551г.) Ивана Грозного в
Успенском соборе, царские врата, резные иконостасы.
В шитье вместо шелковых нитей используются металлические – золотые и серебряные , широко применяется жемчуг, драгоценные камни.
В XVI в. Развивается и искусство литья: русские мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.
Слайд 29
Выдающийся памятник прикладного искусства –царский венец –ШАПКА МОНОМАХА, который впервые
в истории Руси в 1547г. Венчался на царство Иван Грозный.