Слайд 1Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
Белоглазова Кристина Валерьевна
Слайд 2Духовно-нравственное развитие и воспитание детей - важный компонент социального заказа
для образования.
Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества отводится образованию
и воспитанию.
Первостепенная задача современной образовательной системы
Слайд 3Определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему
базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно
быть ориентировано на достижение определенного идеала.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 4это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Современный национальный воспитательный идеал
Слайд 5-Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к
России, служение Отечеству;
–гражданственность – закон и порядок, свобода совести и
вероисповедания, правовое государство;
–социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
Базовые национальные ценности
Слайд 6–человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество,
–наука – ценность знания, стремление к истине,
научная картина мира;
–семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Слайд 7–труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремленность и настойчивость;
–традиционные российские религии – представление о вере, духовности,
религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
–искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Слайд 81.Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные
и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые
прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4.Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Направления работы
Слайд 9 родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного
процесса;
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с
целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов
Работа с семьей (одно из направлений)
Слайд 10«Семейные традиции – как основа воспитания детей», «Воспитываем добротой», "Ребенок
учится тому, что видит у себя дома«, "Воспитание трудолюбия в
семье. Как воспитать себе помощника? «, «Семейное здоровье», «Прививаем любовь к чтению », «Как хорошо в семье», «Что такое дружба? »
ТЕМЫ СОБРАНИЙ
Слайд 11изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью
согласования воспитательных воздействий на ребенка;
просвещение родителей с целью повышения их
правовой и педагогической культуры;
приобщение родителей к участию в жизни группы, детского сада;
возрождение семейных традиций
Основные направления работы с семьей
Слайд 12 В плане обязательны акценты на:
деятельность по программе воспитания и
обучения в ДОУ;
работа по сохранению и укреплению здоровья детей, в
т.ч. психического;
духовно-нравственному воспитанию детей.
Перспективный план с учетом направлений
Слайд 13целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения в
моменты расставания с родителями в утренние и вечерние часы;
беседы с
родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
просмотры родителями разных видов детской деятельности, в т.ч. видеозаписи, прослушивание аудио записи;
вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров по общению (совместное изобразительное творчество, конструирование, игра, спорт, труд);
привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;
проведение опросов, тестирования с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Методы ежедневной работы с семьей
Слайд 14В групповых комнатах, в приемной должны быть «уголки для родителей».
В уголках размещается информация о жизни конкретной возрастной группы («Вести
из группы», «День за днем», «Мир увлечений», «Выставка Волшебного Карандаша»), оформлены фотовыставки «Наша дружная семейка», «Родители и дети», «Вместе трудиться веселей».
Уголки для родителей
Слайд 15Где записываются рассказы детей на темы: «Моя мама», «Мой дедушка»,
«Мой самый любимый и дорогой человек». Организуются фотовыставки «Наши мамы
лучше всех», «Мой папа – защитник Отечества»
Ведение дневников воспитателями
Слайд 17Наглядные
Словесные
Практические
Методы деятельности
Слайд 18чтение педагогом рассказов;
наблюдение;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведение
дидактических игр;
экскурсии по городу, целевых прогулок
Наглядные
Слайд 19чтение литературных произведений воспитателем;
беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
Ответы
на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации
и др.);
Сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтение литературных произведений родителями
Словесные
Слайд 20чтение педагогом рассказов;
наблюдение;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведение
дидактических игр;
экскурсии по городу, целевых прогулок
Практические
Слайд 21Он заключается в воздействии воспитателя на воспитанников и в их
ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании
своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс.
Слайд 22Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой
культуры, разных сфер искусства.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки
и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.
На основе педагогических исследований были разработаны принципы работы по духовно-нравственному развитию дошкольников:
Слайд 23Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, в народной культуре,
т.к. ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принцип опоры на ведущую деятельность
реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества
предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Тамбовской области
Слайд 24 Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы
на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу
на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Слайд 25Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья
– общественные организации
Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети
младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.
Слайд 26Примерная программа (парциальная) для дошкольных образовательных учреждений
Феоктистова Т. Г., Шитякова Н.
П.
Слайд 27 Цель: формирование у родителей положительно-насыщенного образа семьи.
Задачи:
- создать условия
для глубокого понимания ценностного отношения к своей семье;
- научить родителей
формировать у детей знания о семье, ее родословной, быте, семейных традициях
Деловая игра для родителей: Моя семья
Слайд 28Основная идея: семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения
Содержание темы: Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота
о близких. Значение пословиц: «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает» «Все купишь, а отца-матери не купишь», «Умел дитя родить, умей и научить»
Слайд 29 Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью
(ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что созидает семью (любовь,
терпение, уважение, взаимопомощь, нежность). Образы родных (родители Серафима Саровского; няня А.С. Пушкина - Арина Родионовна)
Содержание темы:
Слайд 30 Ключевые слова: семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья,
сестры.
Подготовительная работа:
- оформление семейной газеты с фотографиями, рисунками,
аппликациями, стихами и мини-рассказами как профессиональных авторов, так и любительских, написанными ребенком или членом его семьи. Тема оговаривается заранее («Моя семья», «По тропинкам сказок», «Я люблю …» и др.). Семейные газеты на плотных листах бумаги (не менее 42*59) вывешивают в помещение, где будет проходить родительское собрание;
Слайд 31- совместное составление родословной родителями и детьми. Семьи составляют родословную,
указывающих всех предков ребенка, как по мужской так и по
женской линии, оформляя ее в виде древа. В роли экскурсовода выступают сами дети. Они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижениях и т.п.;
- создание семейного герба. Воспитателю следует подобрать материал о фамильных гербах, их составных частях, символике
Слайд 32 Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать
о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных;
рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.
Литературный ряд для домашнего чтения: Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь».
Зрительный ряд: семейные фотографии.
Подведение итога собрания.
Слайд 33Азы воспитания .
Форма проведения: Устный журнал.
Цель: создание условий для приобщения детей
дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям.
Задачи:
1.Определить новые направления в работе внутри
педагогического коллектива и с родителями.
2.Предложить воспитателям новые технологии общения с родителями.
3.Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами.
Слайд 34- Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
- Если
ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учиться драться.
- Если ребёнка
часто высмеивают - он учится быть робким.
- Если с ребёнком честны - он учится оценивать.
- Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Информация для родителей:
Слайд 35 Основная идея темы: человек должен дорожить своим именем, потому
что его имя прославили другие люди своей жизнью, поступками, делами.
Содержание темы: Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек (например, Александр – «защитник людей», всегда защитит слабого; Татьяна – «распорядительница», у нее порядок и в душе, и в доме; Ирина – «мир, спокойствие, тишина», никогда не повышает голоса, не сердится).
1-я страница: И м я
Слайд 36 Значение пословицы «Хорошо там и тут, где по имени
зовут». Как выбирают имя ребенку. День имени – именины. Как
празднуют именины.
Имя человека – его слава и достоинство. Святые и известные люди, которые прославили свои имена в истории (например, Архангел Михаил победил зло, полководец Михаил Кутузов победил врага).
Ключевые слова: имя, именины, ласковое обращение по имени (например, Леночка, Ленок, Ленуся и т.п.).
Слайд 37 Литературный ряд для домашнего чтения: А. Барто «Имя и
фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», В. Сухомлинский «Какой след
должен оставить каждый человек на земле», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город».
Зрительный ряд: именные иконы, портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.
Слайд 38 Основная идея: доброе слово и горе побеждает, и от
беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.
Содержание темы: Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.
2-я страница: Слово
Слайд 39 Ключевые слова: спасибо, пожалуйста, будьте добры, родная, добрая, славная,
прости, извини, спаси и помилуй.
Практический материал для работы
с детьми дома: ресурсный круг «Я дарю слово», упражнения «Комплимент», «Подари слово другу», «Подари слово любимой игрушке», создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.
Слайд 40 Литературный ряд для домашнего чтения: В.А. Сухомлинской «Петушок-братик,
добрый день», «Скажи человеку «здравствуйте», «Красивые слова и красивые дела»,
«Для чего говорят «спасибо», «Доброго здоровья, дедушка», П. Поляков «Дар слова», «Не торопись языком своим», Б. Ганаго «Коварные слова», «Исчезло слово», «Спасительные слова», «Жестокие опыты», «Дух и слово».
Зрительный ряд: видеофильм А. Владимирова «Волшебные слова»