Слайд 1ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАЗДНИКОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
И ДИАЛОГОВЫЙ
ПОДХОДЫ
Родоченко анна александровна
Научный руководитель:
Доцент, кандидат педагогических наук
Людмила Владимировна Бурая
Кафедра Педагогики
и Физической Культуры
Слайд 2Кафедра Педагогики и Физической Культуры
АКТУАЛЬНОСТЬ
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях
современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее
как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.
Младший школьник развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него позитивного и негативного характера, которые ежедневно воздействуют на интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Деструктивизация информационной среды коснулась и сельских школьников, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей. Значительному изменению подверглась и семья. Распад колхозно-совхозного хозяйствования, сложные социально-экономические условия уронили престиж социального института «семья», он подвергся множеству испытаний. Само село в новых условиях имеет множество моделей, поэтому и сельская школа как феномен «неповторимого повторяемого» каждый отличается своей образовательной моделью.
Слайд 3Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Изучением проблемы духовно-нравственного воспитания в сельской
школе занимались такие выдающиеся педагогические деятели, как: Ю.П. Азаров, О.С.
Богданова, Н.М. Болдырев, Е.Н. Бондаревская, А.Я. Данилюк, В.Т.Кабуш, О.Д. Калинина, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Г.А. Шевкунов (архимандрит Тихон), А.И. Шемшурина, С.А.Шмаков, Н.Е. Щуркова
Слайд 4Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические особенности возможности
диалогового и интегрированного подходов в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников
посредством системы школьных сельских праздников.
Цель исследования: изучение возможностей интегрированного и диалогового подходов в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников в ходе сельских праздников.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание сельских младших школьников.
Предмет исследования: диалоговый и интегрированный подходы в системе праздников сельской школы.
Слайд 5Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Задачи исследования:
Охарактеризовать процесс духовно-нравственного воспитания младших
школьников в условиях сельской школы.
Изучить психологические особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников.
Организовать практическую работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в системе праздников сельской школы и выявить динамику духовно-нравственного воспитания.
Составить методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию в системе праздников сельской школы на основе интегрированного и диалогового подходов.
Слайд 6Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Гипотеза исследования заключается в том, что
система сельских школьных праздников, организованная на основе диалогового и интегрированного
подходов может быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания младших школьников
Методы исследования: изучение и анализ научной, научно-методической литературы по проблеме исследования; сопоставительный анализ источников и нормативно-правовой базы, тестирование, педагогическое наблюдение; математическая обработка данных
Слайд 7Кафедра Педагогики и Физической Культуры
В первой главе «Теоретические основы духовно-нравственного
воспитания младших школьников в условиях сельской школы»
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что именно праздники всегда открыты для какого-либо нового открытия, избирательности, вобрав в себя элементы различных культур и направлений, они содержат в себе и православную, и церковную, и религиозную ценность. Данная открытость благоприятно сказывается на формировании и развитии младших школьников в духовно-нравственном плане, потому как каждый праздник хранит в себе вековые традиции, уходящие корнями вплоть до языческих времен. Через праздники происходит приобщение детей к истокам народной культуры, истории, вхождение в них. Как совместная деятельность младших школьников, праздники оказывают большое влияние на усвоение детьми духовно-нравственного поведения.
Слайд 8Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Во второй главе «Опыт духовно-нравственного воспитания
младших школьников в системе праздников на основе интегрированного и диалогового
подходов» определены задачи, содержание и результаты исследования; проводится организация работы по повышению уровня духовно-нравственного воспитания в системе праздников и выявление динамики духовно-нравственного воспитания младших школьников; предлагаются составленные методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию в системе праздников сельской школы на основе интегрированного и диалогового подходов.
Слайд 9Кафедра Педагогики и Физической Культуры
База исследования:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Городищенская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». Педагогическое
наблюдение проводилось при участии 20 школьников, учеников начальной школы, учитель музыки Родоченко Анна Александровна.
Слайд 10Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Результаты уровня развития духовно-нравственных качеств младших
школьников
Слайд 11Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Динамика развития уровня духовно-нравственного воспитания младших
школьников
Слайд 12Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Динамика выявленного уровня духовно-нравственного воспитания младших
школьников
Слайд 13Кафедра Педагогики и Физической Культуры
Значение праздников в школьной и внеурочной
жизни младших школьников имеет неоценимое значение для духовно-нравственного формирования личности,
ведь личность формируется и при выполнении правил во взаимоотношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу организации творческих видов деятельности, к которым относится праздник.
Слайд 14СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Кафедра Педагогики и Физической Культуры