Слайд 1Технологии организации любительского творчества
Тема 3. Принципы организации самодеятельного художественного
творчества.
Тема 4. Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Слайд 2Принципы организации самодеятельного художественного творчества
Всякая деятельность основа на общих
закономерностях ее развития. САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО развивается по своим законам
и принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ самодеятельного художественного творчества, т.е. приобщения всех без исключения к творческой досуговой деятельности на основе их запросов и интересов.
ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ в деле организации самодеятельного художественного творчества предполагает целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и преемственности в работе всех социальных институтов художественно-воспитательной направленности.
Слайд 3Принципы организации самодеятельного художественного творчества
ПРИНЦИП ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ означает, что самодеятельное
творчество это не только путь приобщения людей к искусству, но
и средство воспитания, причем на основе их единства.
ПРИНЦИП САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ реализуется во всех направлениях самодеятельного творчества: от репетиционной работы до организации крупномасштабного мероприятия. Этот принцип основан на творческой самодеятельности и самоуправлении при опоре на сознательность и активность участников, на их заинтересованности и увлеченности.
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей и особенностей участников объединения.
ПРИНЦИП ОБЩЕЙ ЗНАЧИМОСТИ служит выражением связи самодеятельного объединения с жизнью города, страны и т.д.
Слайд 4Принципы организации самодеятельного художественного творчества
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ самодеятельности выражается в
развитии видов и жанров самодеятельного творчества, в использовании художественных и
нравственных ценностей поколений, в поддержании традиций и передаче опыта.
ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в развитии самодеятельного художественного творчества заключается в создании непринужденного общения посредством игровых технологий, элементов театрализации и самой разнообразной атрибутики.
Принципы организации самодеятельного художественного творчества по своим масштабам воздействия на человека выходят далеко за рамки формирования творческих способностей, а стало быть, относятся скорее к вопросам всестороннего развития личности.
Слайд 5Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Технологические основы работы с
самодеятельным художественным коллекти-вом представляют собой совокупность методов и методик, обеспечивающих
целе-направленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и худо-жественно-организационной деятельности участников коллектива.
Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.
Слайд 6Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Ключевой характеристикой технологи-ческих основ
работы с самодеятельным художественным коллективом является общая для всех участников цель.
Любая цель представляет собой мысленно предвосхищаемый, как бы моделируемый результат деятельности.
Она неразрывно связана с объективными потребностями, благодаря чему выступает как «идеальный, внутренне побуждающий мотив» действий человека и «как закон определяет их способ и характер».
Слайд 7Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
В самодеятельном художественном коллективе
существует два вида целей: индивидуальные и коллективные.
Создание коллектива имеет
смысл лишь тогда, когда реализация индивидуальных целей участников или когда частные цели оказываются достижимыми только через выдвижение и осуществление общей цели. Реальные цели всякого коллектива представляют собой результат сложного взаимодействия общественных целей с индивидуальными и групповыми.
Слайд 8Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Цели, задаваемые самодеятельным художественным
коллективом извне (от руководства учреждения, от органов управления культурой и
т.д.) представляют собой цели-задания.
В качестве таких целей могут выдвигаться: подготовка к определенному сроку концертной программы, выступление на определенной администрацией площадке, участие коллектива в художественно-массовом и благотворительном мероприятии и другие.
Слайд 9Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
В своем развитии каждый
самодеятельный творческий коллектив проходит несколько этапов.
Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных
условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культурного института.
Следующим этапом в развитии коллектива является выявление его потенциальных участников. Этот этап характеризуется сложным процессом комплектования коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.
Слайд 10Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Следующим этапом в развитии
худо-жественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров деятельности
и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики.
В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов скла-дываются внутренняя формальная и нефор-мальная структура коллектива, происходит взаимодействие общественных и личностных художественных и внехудожественных уста-новок.
Слайд 11Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Дальнейшее соотношение организа-ционных и
самоорганизационных про-цессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного
оформления коллектива художественной самодеятельности.
Слайд 12Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Правовую и нормативную основу деятельности
художественных самодеятельных организаций составляет система законодательных актов, нормативных документов, федеральных
и региональных программ развития художест-венного творчества.
К законодательным актам, регулирующим развитие художественного самодеятельного твор-чества, можно отнести Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон об общественных объединениях, Закон об образовании, некоторые разделы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Слайд 13Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Деятельность самодеятельных художественных организаций
регламентируется также рядом специальных Положений.
К первой группе относятся положения, непосредственно касающиеся самодеятельного
творчества и определяющие порядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:
примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;
положение о народных самодеятельных коллективах;
положение о любительском объединении, клубе по интересам;
положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;
положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.
Слайд 14Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Ко второй группе положений
можно отнести документы, раскрывающие особенности функционирования отдельных видов самодеятельных организаций -
кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.
К третьей группе нормативных документов можно отнести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, домах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.
Все эти положения были утверждены еще в 80-х годах XX века.
Слайд 15Технологические основы работы с самодеятельным художественным коллективом.
Основными принципами педагогического руководства
художественным коллективом люби-телей в современных условиях становятся:
принцип идейно-художественного плюрализма (многообразие
идейного содержания, свобода выражения и столкновение различных идей);
принцип взаимосвязи элитарного и массового самодеятельного искусства;
принцип преемственности отечественных художественно-исторических традиций;
принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особенностей искусства;
принцип художественности и художественной самобытности.