Слайд 1
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ
русской художественной культуры
А.Рублев
«Живоначальная троица»
Слайд 2О светло светлая
И украсно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена
еси…
Слайд 3Духовно-нравственные основы русской художественной культуры
«Выше закона может быть только любовь.
Выше права — лишь милость. И выше справедливости — лишь
прощение»
патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В основе русской самобытной традиции лежит
христианское понимание миропорядка, которое вольно или невольно выражали русские зодчие, писатели, живописцы, музыканты;
христианские представления о зле и грехе, покаянии и добре, справедливости и прощении;
христианские идеалы православной святости и истины, к которым испокон веков пытались приблизиться деятели культуры порой мучительно «раздваиваясь» в своем творчестве между порывом к познанию сокровенных божественных тайн мироздания и грузом общественных земных проблем.
Слайд 4С Крещения Руси в 988 г. ведётся отсчет русской профессиональной
художественной культуры, озаренной у самых истоков евангельскими заповедями любви и
вобравшей в себя высокую духовность православия.
Зодчество, словесность, музыка, живопись в течение длительного времени подчинялись нормам церковной службы, выработанным в соответствии с религиозными христианскими воззрениями
Слайд 5
Важнейшие черты древнерусского искусства:
Отсутствие авторства, анонимность, имперсональность.
Даже в
тех случаях, когда мастер ставил свое имя в рукописи или
на стене храма, он не стремился выражать собственное «я», подчиняя внутренние чувства и мысли общим установкам и нормам творчества по законам духовной красоты.
Каноничность искусства выражалась в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения.
В каждом из искусств был свой набор канонических правил. Например, в живописи существовали иконописные подлинники, которые служили образцом для подражания или прямого копирования сюжета и композиции. Освоение канона иконографии было основой профессионализма средневекового художника.
Слайд 6
Важнейшие черты древнерусского искусства:
Символичность
С помощью символов мастера раскрывали образы
небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле
людей.
«Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире», — писал русский философ XX в. Н.А. Бердяев.
Мелодии, краски, образы, сливаясь в стройном ансамбле в мощный, слаженный хор, а привычные повторяемые композиции и символы делали древнерусскую живопись доступной и понятной верующим, нередко заменяя собой книги. Неслучайно древнерусскую икону называют энциклопедией для неграмотных.
Слайд 7Торжество православия на землях Древней Руси было ознаменовано возведением огромных
каменных соборов, украшенных монументальными мозаиками и фресками.
Десятинная церковь –
первый
каменный храм
Слайд 8Грандиозный каменный храм Святой Софии Киевской был плодом совместного творчества
отечественных и иностранных зодчих, мозаичистов, иконописцев.
Слайд 9Мозаика Софийского собора
Во внутренних покоях храма льется солнечный свет, озаряя
центральную часть собора и освещая прекрасную монументальную
живопись.
Греческие мастера с помощью своих русских учеников разукрасили купол, подкупольное и алтарное пространство храма мерцающими мозаиками. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя в окружении небесной стражи — четырех крылатых архангелов.
Слайд 10Интерьер Софийского собора в Киеве
В центре алтарной композиции — Богоматерь
Оранта на золотом фоне с поднятыми в молитве руками. Ее
внушительный образ (высота 4,45 м) отличается богатством красок. Это изображение небесной заступницы получило в русском народе наименование «Нерушимая стена». В нем - воплощение глубокой веры в силу молитвы Богородицы, в ее покровительство грешному роду людскому.
Слайд 11Фреска Софийского собора
Гораздо теплее, человечнее и, пожалуй, наивнее выглядят фрески
храма. В них можно угадать руку русских мастеров, еще не
осознавших всю сложность высокой богословской мудрости. Явное стремление приблизиться к оригиналу сквозит в образах четырех юных девушек, дочерей Ярослава Мудрого, легкой походкой идущих на богомолье.
Слайд 13Константин и Елена. Фреска Софийского собора в Новгороде.
Новгородское искусство с момента
своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера
и отличалось яркой самобытностью. Софийский собор, первый большой новгородский православный храм не копировал киевскую святыню. Его мощное пятиглавие «звучит» более по-русски, нежели столичная, построенная по византийскому образцу София.
Слайд 14Святые
Борис и Глеб
Древнерусская художественная культура выглядит монолитом, прочным фундаментом
которому служит православная вера и вытекающие из неё представления о
духовных началах вечной жизни
Слайд 15
Важнейшие черты древнерусского искусства:
Духовность-
особый торжественный эмоциональный тонус, возвышенное содержательное молитвенное
наполнение;
Соборность-
единство всего сущего в Боге,
глобальная взаимосвязь людей,
животных,
окружающей природы;
Слайд 16Иоанн Златоуст.
Фрагмент мозаики.
В каждом древе распятый Господь,
В каждом
колосе тело Христово,
И молитвы пречистое слово
Исцеляет болящую плоть.
А. Ахматова