Разделы презентаций


Качественные методы в социальной психологии

Содержание

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов восприятия информации. В настоящее время качественные методы социально-психологического исследования применяются все

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Качественные методы в социальной психологии

Качественные методы в социальной психологии

Слайд 2 КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не

статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных аспектов

восприятия информации.

В настоящее время качественные методы социально-психологического исследования применяются все более широко. Они отличаются отсутствием жесткой формализованной схемы сбора данных и статистической представленности результатов. Качественные методы опираются на активность респондентов, учитывают роль неосознаваемых факторов человека, его установок и представлений в преобразовании получаемой информации, формировании собственного мнения, реализации мотивов выбора и т.д.
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ – это комплексные методы исследования, подробно выявляющие не статистические количественные закономерности, а реальное содержание мотивационных

Слайд 3Отличительные особенности качественных методов исследования:
Во-первых, качественные методы носят нестандартизованный характер.

Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и

не прослеживают его количественные закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью. Эти качественные методы избегают жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социально-психологических явлений.
Во-вторых, положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного средства массовой коммуникации, той или иной статьи или программы. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию. Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.
В-третьих, еще одним достоинством качественных методов является аппеляция к активности аудитории, в результате чего создаются условия для наблюдения за значениями индивида. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т. е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования, максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, как они влияют на мотивацию.
Цель исследователя – открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, аттитюды, ценности и т.п. и сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными.
Отличительные особенности качественных методов исследования:	Во-первых, качественные методы носят нестандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра

Слайд 4Качественные методы позволяют:
1) преодолеть дискретность информации, то есть достичь целостности

в описании и понимании изучаемого явления;
2) получить информацию, соответствующую

категориальному аппарату, используемому индивидом при восприятии и оценке информации;
3) достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных;
4) представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме;
5) получать богатый объем данных быстрее и дешевле, чем при помощи традиционных количественных методов.
Качественные методы позволяют:1) преодолеть дискретность информации, то есть достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления; 2)

Слайд 5Основные сравнительные характеристики качественных и количественных методов

Основные сравнительные характеристики качественных и количественных методов

Слайд 6Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

Слайд 7Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

Слайд 8Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

Слайд 9Продолжение таблицы

Продолжение таблицы

Слайд 10Индивидуальные и групповые качественные методы

Методы сбора качественных данных различны.

Они включают как индивидуальные методы – интервью, наблюдение, так и

групповые – фокус-группы, расширенные творческие группы (ECG), Peer-группы, группы конфликта, брейнсторминг или «мозговой штурм», десантные группы, сензитивные группы, модификация поведения, номинальные группы, Delphy-группы, синектика, адаптационные группы, группы обсуждения без лидера и другие.
Индивидуальные и групповые качественные методы 	Методы сбора качественных данных различны. Они включают как индивидуальные методы – интервью,

Слайд 11Виды индивидуальных качественных методов
Наблюдение
Интервью

Виды индивидуальных качественных методовНаблюдениеИнтервью

Слайд 12Виды групповых качественных методов

Среди наиболее часто используемых групповых качественных

методов выделяют следующие:
Реег-группы можно считать переходным методом между индивидуальными

и групповыми интервью. Суть этого метода заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а двух-четырех человек.
Десантные группы отличаются от остальных групповых методов качественного анализа тем, что они проводятся в реальной обстановке, например в магазине, в офисе и т.д.
Номинальные группы – это группы только по названию. Каждый участник группы интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам. Номинальные группы используют, когда невозможно собрать определенную интересующую группу: ученых, руководителей, правительственных официальных лиц высокого уровня. Иногда участников группы собирают вместе, но их просят отвечать на вопросы по одному, т.е. они могут слышать ответы других участников и дополнять их, когда придет их черед, но им не разрешается непосредственно взаимодействовать друг с другом. Номинальные группы позволяют избежать влияния мнения группы, влияния большинства на мнения отдельных участников. Этот метод подходит для ситуаций, когда есть основания полагать, что уровень конфликта между участниками достаточно велик, чтобы препятствовать групповому обсуждению.
Виды групповых качественных методов 	Среди наиболее часто используемых групповых качественных методов выделяют следующие: 	Реег-группы можно считать переходным

Слайд 13 Брэйнсторминг (или «мозговой штурм») применяется для творческого продуцирования новых идей.

Участников группы инструктируют выдвигать идеи, не взирая на стоимость, практичность

и реальность их осуществления, и не критиковать идеи, выдвигаемые другими. Чем больше выдвинуто идей, тем больше вероятность того, что некоторые из них хорошие. Этот метод используют для проблем, не имеющих однозначного решения. Такие группы могут обходиться и без модератора.
Синектика представляет собой более структурный подход к выработке идей. Такие группы ведет подготовленный модератор, который старается подвести участников к новому видению проблемы. Одним из важных принципов этого метода является сфокусированность на общей проблеме, а не на ее решении. В качестве техник используются:
1) «личные аналогии» – участник ставит себя на место физического объекта и дает описание своих чувств, будучи предметом;
2) «заглавие книги» – участник дает фразу из двух слов, которая содержит сущность и парадокс, заключенный в определенной вещи или чувствах, напри-мер «знакомый сюрприз»;
3) «примерное отступление» – группа обсуждает тему, по внешнему виду не связанную с основной проблемой;
4) «Force Fit - Jet Fired» – участник думает о какой-нибудь нелепой идее, пы-таясь насильно соединить два ее компонента.
Брэйнсторминг (или «мозговой штурм») применяется для творческого продуцирования новых идей. Участников группы инструктируют выдвигать идеи, не взирая

Слайд 14 Delphi группы – группы, в которых выдвигаются идеи о будущем,

с целью получения прогнозов (например, развитие средств массовой коммуникации), основанных

на коллективном мнении хорошо осведомленных экспертов. Создается список экспертов, которых просят высказаться о событиях, которые, по их мнению, должны произойти, и обосновать, на чем основаны их предположения. Эти прогнозы суммируются в статистической форме, и определяются ключевые предположения. Затем эти резюме предъявляются всем участникам группы и каждого участника просят дать новый прогноз, основанный на этой новой информации. Эти новые прогнозы снова суммируются и докладываются участникам группы, которых снова просят пересмотреть свои прогнозы. Это многократный процесс продолжается до тех пор, пока не достигается консенсус или когда в индивидуальных прогнозах не происходит дальнейших изменений. Обычно требуется три-четыре повторения.
Группы обсуждения без лидера – это средство для оценки умения индивида давать распоряжения и получать результаты в такой ситуации. В таких группах нет модератора или лидера. Группе даются инструкции, которые варьируются от общих и нечетких (например, «сделайте что-нибудь продуктивное в течение ближайших 90 минут») до очень специфичных, таких как представить результат или отчет. Во время выполнения задачи за группой ведется наблюдение, и модели взаимодействия членов группы записываются. Такие группы в исследованиях средств массовой коммуникации практически не используются.
Delphi группы – группы, в которых выдвигаются идеи о будущем, с целью получения прогнозов (например, развитие средств

Слайд 15 Группы конфликта формируются из людей с ярко выраженными противоположными

взглядами. Например, читатели разных газет. Такое столкновение противоречивых мнений в

ситуации, когда каждый участник старается убедить противника, очень часто дает много новых продуктивных идей.
Сензитивные группы больше всего похожи на тренинговые. Их особенность заключается в том, что участников обучают определенным образом воспринимать то или иное явление. В результате таких групп исследователь узнает, насколько вероятны ожидаемые им реакции.
Группы модификации поведения используют для изучения того, насколько необходим респондентам тот или иной предмет, например газеты, телевидение и т.д. Участников групп лишают этих предметов и анализируют их поведение. Иногда возможен обратный вариант, когда респондентам предлагают новые предметы и анализируют, как они вписываются в их повседневную жизнь.
Адаптационные группы применяются для того, чтобы определить, чем обусловлено отношение к тому или иному предмету, товару. Респондентам последовательно предъявляют «фирменные» и немаркированные товары и просят, так или иначе, выразить свое отношение к ним. Например, в исследовании газет можно предложить участникам статью или фотографию из определенной газеты и попросить оценить ее. Затем предъявить статью из той же газеты без объявления названия газеты.
Самыми популярными являются расширенные творческие, или креативные группы (ECG). Организация и основные процедурные моменты этих групп такие же, как и в фокус-группах. Главное их отличие состоит в том, что основное внимание уделяется различным проективным техникам. При этом выполнение проективных заданий сопровождается обязательным обсуждением. Длительность расширенной творческой группы около 3-4 часов. Часто расширенная творческая группа дополняется глубинными интервью.
Группы конфликта формируются из людей с ярко выраженными противоположными взглядами. Например, читатели разных газет. Такое столкновение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика