Слайд 1Духовные ценности
как основа
культуры безопасности жизнедеятельности
Слайд 2КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
социальный процесс, направленный на реализацию таких
условий существования и деятельности людей, при которых значения всех рисков
не превышают допустимых значений.
процесс, на который можно
влиять,
регулировать вектор
ее действия.
Слайд 3Основные компоненты системы культуры БЖД
Слайд 4 Цель
культуры БЖД
снижение рисков :
• индивидуальных,
• коллективных и
• глобальных рисков
за счет человеческого фактора
Слайд 6
Динамика числа пожаров и гибели людей в РФ за
1995-2005 гг.
В России ежегодно происходит около 250 тыс.
пожаров в год, при которых погибает 18-20 тыс. человек. По числу пожаров Россия занимает в мире 4-5 место, но по числу жертв пожаров - первое, опережая все другие страны.
220
240
260
280
300
95
96
97
98
99
00
01
02
03
04
05
18
16
14
12
10
Погибших тыс. чел.
Число пожаров, тыс
число пожаров
количество погибших
20
Слайд 7Индикатором культуры безопасности человека являются проявления различных видов его деятельности,
его поступков, отношение к своему здоровью, к себе и к
другим людям, поведение в быту, общественном месте, на производстве.
Слайд 8Индикатором культуры безопасности общества является продолжительность жизни, качество здоровья и
уровня жизни населения
Количество пострадавших со
смертельным исходом
по данным Федеральной инспекции труда
Слайд 12Современное молодое поколение живет в другом мире, с измененной ценностной
интерпретацией.
Общечеловеческие ценности в условиях «духовного вакуума» постепенно заменяются псевдо
ценностями прагматического и меркантильного характера.
Слайд 13Духовные ценности
заменяются наркотизмом
Наркотизм – социальная проблема
Слайд 14Потребление наркотиков
впервые с …. лет
Слайд 15Благосостояние наркозависимых людей
Слайд 16Нравственность в современной педагогике в большей мере воспринимается как гражданская
ответственность, законопослушность,
социальная активность, направленная на улучшение собственного благосостояния
Составляющие
культуры БЖД
обучение,
воспитание,
морально-психологическая подготовка,
пропаганда и
информирование населения.
Слайд 18Традиционные национальные идеалы Справедливости, Истины, Добра, Любви и Красоты нивелируются
и искажаются. Культура и образование являются сферами, с помощью которых
осуществляется процесс
развития и становления
человека как человека.
Слайд 19 Главным критерием гуманизации высшего образования должен стать уровень моральной
и гражданской ответственности выпускников ВУЗа за свою семью, Россию, за
все человечество.
Человек является биосоциальной, разумной космической силой.
Самосознание человека, самоценность жизни на Земле увеличивает
ответственность человека за судьбу мира
Слайд 20Базовый компонент
безопасности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ–
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Мировоззрение –
Обобщенная система отношений человека к объективной реальности, взглядов на мир
в целом, на своё собственное место в нём, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, культурных убеждений и идеалов людей.
Слайд 21СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
(автор Николаева Надежда Ивановна)
ЦАРСТВО –
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ТИП –
СОЗНАТЕЛЬНЫЕ
прямо ходящие
ПОЗВОНОЧНЫЕ
КЛАСС – ЛЮДИ
ОТРЯД – РАЗУМНЫЕ
СЕМЕЙСТВО – СЛОВЕСНО –
МЫСЛЯЩИЕ
РОД – ЧЕЛОВЕК
ВИД – ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ
Слайд 22 Форма кисти
(вид с ладонной стороны имеет большее
сходство):
1 – лемур – вари
2 – обыкновенный потто
3– обыкновенный игрунка 4 – «увертливый» капуцин 5 – рыжий ревун 6 – черная коата
7 – орангутанг
8 – шимпанзе
9 – человек
10 – горная горилла
11 – сиаманг
12 – яванский гиббон
13 – китайский макак
14 – гамадрил
15 – зеленая мартышка
16 – абиссинская гвереца
17 – долгопят – приведение
Слайд 23 Формы стопы
(вид с подошвенной стороны):
1 – лемур
– вари
2 – обыкновенный потто
3– обыкновенный игрунка 4 – «увертливый» капуцин 5 – рыжий ревун 6 – черная коата
7 – орангутанг
8 – шимпанзе
9 – человек
10 – горная горилла
11 – сиаманг
12 – яванский гиббон
13 – китайский макак
14 – гамадрил
15 – зеленая мартышка
16 – абиссинская гвереца
17 – долгопят – приведение
Слайд 24Судьба мира зависит от того, какие жизненные ценности выбраны человеком,
каково будет духовное здоровье каждого человека.
Именно посредством новой парадигмы
образования возможно развитие
бытия духовной
личности, развитие его
собственной
неповторимой индивидуальности.
Слайд 25Отличие концепции современной парадигмы образования
Образование рассматривается как деятельность, цель которой
–
Развитие интеллектуально–нравственной личности
Слайд 26Современная парадигма образования
Слайд 27В основе новой парадигмы образования лежит представление о гуманистическом типе
личности, которая не только потребляет культурные ценности, но и развивает
их. Такое «культуротворящее» образование безопасности жизнедеятельности должно исходить из природы ребенка, личных потребностей безопасного поведения
и безопасности жизнедеятельности
как основных ценностей жизни;
формирование процесса образования
как саморазвивающегося,
самоорганизующегося элемента,
отвечающего требованиям современности.
Слайд 28Критерии развития культуры БЖД
Стремление к совершенствованию:
безопасного поведения,
безопасности среды
в
её
пространственных,
временных,
социальных,
смысловых
континуумах
(неразрывности процессов)
Слайд 29Методы формирования
культуры БЖД
Духовная и
МОРАЛЬНО–
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
МОТИВИРОВАНИЕ
БЕЗОПАСНОЙ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬ
НОСТИ
Слайд 30Культура морально-психологической безопасности включает формирование личных моральных и духовных качеств социально
безопасного объекта культуры БЖД.
Духовность является основой культуры безопасности жизнедеятельности.
Слайд 31Новые инновационные технологии предполагают НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Слайд 32Новая парадигма образования, основанная на компьютерных технологиях требует:
Перехода от
вербально–логического, аналитического (левополушарного) мышления к
Синтетическому, образному,
Интуитивному и
Ситуативному (правополушарному) мышлению
Слайд 33Этапы формирования культуры БЖД
Диагностический.
Модельный.
Конструктивно–реализующий.
Рефлексивно–коррекционный.
Слайд 34Методологические подходы формирования культуры БЖД
Функциональный
Культура рассматривается как
способ функционирования
общества
Качественный
Культура
характеризуется как
качественное состояние
общества
Креативный
Произведения культуры
рассматриваются как следствие
творческой
деятельности людей
Духовно-личностный
Культура выступает как
определенный уровень
образованности, воспитанности,
интеллигентности людей
Нормативный
Связывает культуру с нормами,
правилами поведения людей,
с их традициями и обычаями
Аксиологический
Культура выступает как
совокупность материальных
и духовных ценностей
Подходы
Слайд 35Аксиологический подход
здоровье и жизнь человека, выступают как универсальные человеческие ценности,
как основополагающие ценности культуры
(Обеспечивается всей системой обучения и воспитания людей
на основе общечеловеческих, духовных и национальных ценностей)
Слайд 36Функциональный подход
включает:
РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ,
ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ГИМНАСТИКУ,
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ и т.д.
Слайд 37ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И
УМЕНИЕ ОБОЙТИ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ИЛИ
ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ.
Слайд 38ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД
ЗНАНИЯ АРХИТЕКТУРНО–ПЛАНИРОВОЧНОГО,
ИНЖЕНЕРНО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО,
ОРГАНИЗАЦИОННОГО,
ЛЕЧЕБНО–ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО характера.
Умения и навыки
способов и приёмов
безопасного
взаимодействия индивида с биосоциальной средой.
Слайд 39Критерии оценки уровня усвоения знаний культуры БЖД
Осознание важности
личной и
общественной
безопасности
Уровень теоретической
подготовки к безопасной жизнедеятельности
Потребность в
безопасной реализации производственной и социальной деятельности
Слайд 40ВЫВОДЫ:
1. многоуровневая система обучения с междисциплинарным обновлением образовательных технологий должна
быть направлена на изменение самого человека и социума в целом
на основе формирования культуры безопасности жизнедеятельности и духовных ценностей как основы культуры БЖД.
2. Концептуальной основой инновационных технологий является утверждение, что человек – это саморазвивающаяся система, пропускающая через свое
сознание и свою душу все,
что человек приобретает извне.
Слайд 413. Повысить продуктивность применения инновационных технологий обучения в ВУЗе
можно за счет более полного использования достижений современной педагогической науки,
оптимизации учебного процесса и условий образовательной среды, активизации познавательной деятельности слушателей, улучшения содержания обучения, всестороннего учета индивидуальных психофизиологических характеристик и психофизиологического состояния обучаемых.
Слайд 42Благодарим за внимание.
Желаем безопасной
жизнедеятельности