Слайд 1Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Богородский политехнический техникум»
г. Богородск, Нижегородская обл.,
ул. Свердлова, д. 3
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК И ЕГО ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АРХИПОВ
АЛЕКСЕЙ
ВАЛЕНТИНОВИЧ
Руководитель
физического воспитания
Педагогический стаж: 29 лет
Высшая категория
Спорт становится средством воспитания
тогда, когда он - любимое занятие каждого.
Сухомлинский В. А.
2015 г.
Слайд 2Повышение эффективности обучения физической культуре, всестороннее развитие личности, улучшение качества
жизни граждан Российской Федерации.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Слайд 3ЗАДАЧИ
1) повысить уровень и качество обучения двигательным навыкам
2) повысить мотивацию
учащихся к систематическим занятиям физической культурой
3) укрепить здоровье, привлечь учащихся
к занятиям физической культурой и спортом, обеспечить полезный досуг.
Слайд 4ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
Одна из форм двигательных действий человека
На основе знаний и
опыта человек приобретает умение выполнять ту или иную деятельность, научается
ее практическим способам, приемам
При неоднократных повторениях умение переходит в навык.
Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий человека, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики.
Двигательный навык - это автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.
Слайд 5ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Первый этап:
создать общее представление о двигательном действии;
научить
частям (элементам) техники этого действия;
сформировать общий ритм двигательного акта;
предупредить или
сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Второй этап:
углубленно понять закономерности движений действия;
уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
усовершенствовать ритм выполнения движения;
создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап :
закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат)
избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
Слайд 7РАБОТА ЦНС ПРИ ФОРМИРОВАНИИ
ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Первая фаза (генерализация).
Ее особенностью
является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий.
Вторая фаза
(концентрация).
Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения.
Третья фаза (стабилизация).
Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обуславливают точное выполнение движений.
Слайд 8ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Создать у обучающегося правильный
образ движения
Через зрение, слух, обоняние, мышечные ощущения информация о двигательном
действии поступает в головной мозг и в районе таламуса у обучающегося создается подробный образ движения
Слайд 12
Правильное выполнение
- ноги согнуты в коленях, стопы на носочках, колени
чуть разведены в стороны
- руки ладонями упираются в пол на
уровне плеч чуть согнуты в локтях, пальцы разведены и смотрят вперед
- спина «круглая», голова опущена подбородком на грудь
Слайд 13ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
прогиб спины, неправильная постановка кистей рук, не прижатый к
груди подбородок
Слайд 14колени сведены вместе, кисти рук в неправильном положении
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 15упор головой в маты
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 16кувырок через плечо
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 17ноги не прижаты к ягодицам,
пресс расслаблен
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 18упор руками сзади при завершении кувырка
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 19ноги не прижаты,
выхода в упор присев нет
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 20неправильная постановка ног при завершении кувырка
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
Слайд 22Динамика занимающихся в секциях (человек)
Слайд 24Вывод
Проведенный анализ педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что правильное применение
развития двигательного навыка позволило:
Повысить качество знаний (83,8%)
Достичь наполняемости секций до
97 чел.
Привлечь учащихся к занятиям спортом и участию в раздичных соревнованиях.
Слайд 26Литература
1. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 кл.: пособие для учителей
общеобразоват. учрежд /Виленский Михаил Яковлевич, Торочкова Татьяна Юрьевна, Чичикин Вадим
Тихонович
2.Теория физического воспитания, под общей ред. Новикова А. Д. и Матвеева Л. П. М., 1959, стр. 138 - 152, 160 - 175.
3. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М., 1979, с. 65 - 75.
4. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1, с. 133 - 139.
5. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы. Психомоторика. Л., 1976, с. 62 - 68.
6. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков //Теория и практика физической культуры, 1984, № 7, с. 49 - 50.
7. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. - М: ФиС, 1984, с. 194.
8. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.
9. Рудик П.А. Психология. М., 1967, с. 196 - 208.