Разделы презентаций


Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное

Содержание

Восприятие – этоInternational Business Planформа представления знаний человека о мире в виде предметного значения образачувственное отражение объективного мира.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание перцептивного

образа

Двойственная природа перцептивного образа: чувственная ткань и предметное содержание перцептивного образа

Слайд 2Восприятие – это
International Business Plan
форма представления знаний человека о мире

в виде предметного значения образа
чувственное отражение объективного мира.

Восприятие – этоInternational Business Planформа представления знаний человека о мире в виде предметного значения образачувственное отражение объективного

Слайд 3Система отсчёта
Избирательность
Конфигурация
Свойства восприятия
International Business Plan
Сенсорное
качество
Константность
Предметность

Система отсчётаИзбирательностьКонфигурацияСвойства восприятия International Business PlanСенсорное качествоКонстантностьПредметность

Слайд 42
3
5
4
видимое поле и видимый мир
Дж. Гибсон
Первичные образы и образы

восприятия
Г. Гельмгольц
чувственная ткань и предметное содержание
А.Н. Леонтьев.
чувственная основа и воспринимаемый

смысл

Э. Титченер

1

International Business Plan

Психологи разных школ о двойственности природы перцептивного образа:

2354видимое поле и видимый мир Дж. ГибсонПервичные образы и образы восприятияГ. Гельмгольцчувственная ткань и предметное содержаниеА.Н. Леонтьев.чувственная

Слайд 5А. Н. Леонтьев
В перцептивных образах в качестве основного содержания выделяется

чувственная ткань. – придаёт чувство реальности сознательной картине мира. Другая

составляющая перцептивного образа – его предметное содержание, представленное в форме значения. При нормальном восприятии человека в обычных условиях эти две составляющие обычно неразрывно слиты.

концепция образа мира А.Н. Леонтьева

А. Н. ЛеонтьевВ перцептивных образах в качестве основного содержания выделяется чувственная ткань. – придаёт чувство реальности сознательной

Слайд 6Двуплановость проявляется
известная ограниченность наших органов чувств и физическая Многомерность объекта
принципиальная

несводимость свойств субъективного образа детерминированных культурно исторически и индивидуально ситуативно,

к набору определенных физических характеристик

различие между воспринимаемым и знаемым миром.

различие между субъективным образом и объективными Свойствами реального объекта.

Двуплановость проявляется	известная ограниченность наших органов чувств и физическая Многомерность объектапринципиальная несводимость свойств субъективного образа детерминированных культурно исторически

Слайд 7Некоторые эксперименты и наблюдения, показывающие двойственность восприятия:

Некоторые эксперименты и наблюдения, показывающие двойственность восприятия:

Слайд 8«Очень яркое проявление последствий выпадения функции чувственных образов реального мира,

который становится ирреальным, мне пришлось наблюдать во время Великой Отечественной

войны при работе в одном экспериментальном военном госпитале. В этом госпитале мы занимались восстановлением движений после ранений, которые поражали не центральную нервную систему, а периферические ее отделы. Наиболее типичные ранения были у раненых минеров, полностью ослепших и одновременно потерявших кисти обеих рук. ……»

Лишённые чувственной основы эти люди теряли чувство реальности происходящего.

У больных с катарактой и вновь прозревших после операции наблюдается дефицит знания о значении воспринимаемых предметов: они видят видимое поле, наполненное приобретенной вновь чувственной основой, но не могут адекватно воспринимать видимый мир в его предметной означености.

происходит своеобразное разъединение чувственной ткани образа от его предметного содержания

Леонтьев об этом:

Раненые минёры во время войны.

«Очень яркое проявление последствий выпадения функции чувственных образов реального мира, который становится ирреальным, мне пришлось наблюдать во

Слайд 9А. Н. Леонтьев
Итак, чувственная ткань, присутствующая в любых формах сознания,

- это один из моментов (этот термин лучше, чем "образующая")

сознания, подчеркиваю, именно моментов, а не элементов, не кирпичиков, которые складываются один за другим.

Сколь бы ни была богата чувственная ткань, на ее основе нельзя построить такую картину мира, в которой бы человек мог дать себе отчет. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения и являются вторым важнейшим "моментом" человеческого сознания.»
А. Н. ЛеонтьевИтак, чувственная ткань, присутствующая в любых формах сознания, - это один из моментов (этот термин

Слайд 10Джордж Стрэттон
«...запечатленные в памяти зрительные впечатления, возникшие при нормальном

зрительном восприятии, продолжали оставаться стандартом и критерием для оценки реальности.

Таким образом, предметы осмысливались совершенно иначе, чем воспринимались. Это относилось также к восприятию моего тела. Я ощущал, где находятся части моего тела, и мне казалось, что я увижу их там, где я их ощущаю, когда же линзы удалялись, я видел их в ином положении. Но и прежняя тактильная и зрительная локализация частей тела продолжала восприниматься как реальная».
Джордж Стрэттон «...запечатленные в памяти зрительные впечатления, возникшие при нормальном зрительном восприятии, продолжали оставаться стандартом и критерием

Слайд 11М.Л. Симмел. Фантомная конечность.

Основная гипотеза состоит в том, что

фантом представляет собой продолжающееся действие сформированной ранее "схемы тела". Это

означает, что могут возникать фантомы только тех частей тела, которые человек имел время освоить.

Чем старше человек к моменту ампутации, тем вероятнее фантом.

"В процессе разрушения схема продолжает соответствовать физической реальности благодаря постепенным изменениям, которые она претерпевает вместе с изменениями тела. При ампутации же физическое изменение организма происходит так быстро, что схема не успевает измениться, и сохранность ее порождает фантом".


Всякий раз, когда мы не можем адаптироваться к новой ситуации, мы вынуждены обходиться старыми способами восприятия и реагирования.


М.Л. Симмел. Фантомная конечность. Основная гипотеза состоит в том, что фантом представляет собой продолжающееся действие сформированной ранее

Слайд 13Р. В. Липер «Жена или тёща».

Р. В. Липер «Жена или тёща».

Слайд 14Уоллах Х. Насыщение при восприятии движения.


Если предположить, что эти

чередования есть результат постепенного «насыщения» от продолжающегося движения в одном

направлении, то можно попытаться изменить последующий перцептивный эффект при специальном усилении действия одного из направлений.
Уоллах Х. Насыщение при восприятии движения. Если предположить, что эти чередования есть результат постепенного «насыщения» от продолжающегося

Слайд 15Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика