Слайд 1 Е.Б. Кузнецова, к.п.н., доцент кафедры Т иМДО
Основы
взаимодействия детского сада и семьи в воспитании дошкольников.
Слайд 2План
1. Роль общественного и семейного воспитания в развитии ребенка.
2. Современные
принципы взаимодействия ДОУ и семьи.
3. Основные направления работы ДОУ с
родителями.
Слайд 3План
4. Формы работы педагогов ДОУ с родителями: традиционные и нетрадиционные.
5.
Условия эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.
6. Технология проектирования взаимодействия ДУ
с семьей.
Слайд 4Литература
1. Агавелян М.Г., Е.Ю.Данилова, О.Г.Чечулина
«Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных
учреждений с семьями воспитанников: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: из\во НИПКРиПРО,
2005г.
2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. ТЦ «Сфера». – 2009.
Слайд 5Литература:
3. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах.
– Ростов н/Д: Феникс, 2009.
4. Воспитателю о работе
с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: 1989.
Слайд 6А.С.Макаренко
«Истинная сущность воспитательной работы…заключается вовсе не в ваших разговорах с
ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации
вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка».
Слайд 7А.С.Макаренко
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что
вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или
поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Слайд 81 вопрос: Роль общественного и семейного воспитания в развитии ребенка.
Проблема
приоритетности общественного и семейного воспитания.
Оценка роли приоритетов семейного или общественного
воспитания находится в зависимости от изменения общественных условий, политики государства по отношению к семье.
Слайд 9 1 в.:
начало XIX века. Позиция государства по отношению к
семье была определена в своде российских законов. В этот исторический
период интересы государства и семьи совпадали. Государство не вмешивалось в жизнь семьи и семейное воспитание, оно было заинтересовано в прочной семье, стояло на защите её интересов.
Слайд 101 вопрос.
2-я половина XIX в. Развивается идея общественного дошкольного воспитания
(Ф.Фребель).
Появляется два направления в педагогике о соотношении общественного и семейного
воспитания.
Слайд 11 2 в.:
В конце XIX – начале XIX вв. было
признано, что детские сады нужны для всех детей, всех классов
и сословий, форма их не может быть постоянной, а наоборот, всецело зависит от требований времени и народа. Цель детского сада – содействовать, а не конкурировать с родителями в осуществлении воспитания детей.
Слайд 122 в.:
Термин «взаимодействие» предполагает общение, обмен мыслями, чувствами и переживаниями.
«Концепция
дошкольного воспитания» под ред. В.В.Давыдова (1989 г.).
Закон «Об образовании» ред.2012
г.
Детский сад должен стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники – равноправные партнеры в воспитании детей.
Слайд 13 2 в.
У семьи и детского сада – единые
цели и задачи, однако содержание и методы воспитания специфичны.
Основная цель
взаимодействия семьи и сотрудников ДОУ заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного (ДОУ) воспитания, организация их взаимодополнения и взаимовлияния.
Слайд 14 2 в. Принципы взаимодействия ДОУ с семьей:
1. Обеспечение
эмоционального благополучия и удовлетворения духовных и физических потребностей ребенка в
детском саду и семье.
2. Сохранение единой линии в целях и задачах воспитания и обучения детей в детском саду и семье.
Слайд 15Принципы взаимодействия ДОУ с семьей:
3. Уважение личности ребенка родителями
и педагогами.
4 . Учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями
воспитания общественного.
Слайд 16Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:
5. Педагогический такт сотрудников ДОУ и
недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
6. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в
решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Слайд 17 3 в. Основные направления работы с родителями:
1. Формирование педагогической
культуры родителей;
2. Установление партнерских отношений между педагогами и родителями;
3. Развитие
профессионального мастерства воспитателей для успешного взаимодействия с родителями (такт, тон, коммуникабельность и др.)
Слайд 183 в. Формы работы с семьей.
Традиционные и нетрадиционные (инновационные) формы
работы с семьей;
Коллективные и индивидуальные формы работы с семьей.
Наглядные формы
работы с детьми.
Слайд 19
Коллективные формы.
1. Родительские собрания (групповые и общие);
2. Открытые занятия
для родителей;
3. Родительские конференции;
4. Диспуты родителей;
Слайд 20Коллективные формы.
6. Семейные праздники выходного дня;
7. Вечера вопросов
и ответов;
8. Организация работы родительского комитета;
9. Семинары-практикумы (в процессе
которых родители приобретают практические навыки воспитания детей).
10. Оформление наглядной информации для родителей.
Слайд 21Индивидуальные формы:
1. Беседы (индивидуальные и групповые);
2. Консультации (индивидуальные и
групповые);
3. Посещение семьи ребенка;
4. Общение с родителями по
телефону;
5. Переписка с родителями.
Слайд 22Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.
Организация деятельности попечительского совета ДОУ;
Коммуникативные
тренинги;
Оформление фотовыставок о жизни дошкольников в группе детского сада (фото
меняется не реже 1 раза в 2-3 недели);
Оформление альбомов «История семьи…» (родословная);
Круглые столы по проблемам воспитания и дошкольного образования;
Слайд 23Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.
Демонстрация и обсуждение видео и
DVD-фильмов по вопросам воспитания;
Вечера вопросов и ответов (встречи родителей, сотрудников
детского сада и в случае необходимости, других специалистов);
Родительская почта – почтовый ящик, куда любой родитель (возможно и анонимно) может опустить опустить письмо –опрос;
Телефон доверия;
Слайд 24Нетрадиционные формы сотрудничества ДОУ с семьей.
Ярмарки-продажи совместных поделок детей и
родителей;
Организация функционирования библиотеки и видеотеки для родителей;
Семейные клубы и семейные
посиделки;
Организация приема родителей в Семейном консультационном пункте.
Слайд 25Наглядные формы работы ДОУ с родителями.
Цель: ознакомление родителей с задачами,
содержанием, методами воспитания и обучения в детском саду и оказание
помощи семье в вопросах воспитания.
Слайд 26Наглядные формы работы ДОУ с родителями.
Информационные стенды;
Уголок для родителей;
Информационные листки;
Родительская
газета (издается родителями);
Газета для родителей;
Выставки детских работ;
Слайд 27Наглядные формы работы ДОУ с родителями.
Фотовыставки;
Папки-передвижки;
Выставки педагогической литературы для родителей.
Слайд 285 в.Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи:
Готовность педагогов к взаимодействию
с родителями;
Настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих
детей;
3. Осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников;
4. Определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.
Слайд 29 6 в.Технология проектирования взаимодействия ДОУ и семьи:
1 этап:
диагностический этап.
Направлен на изучение воспитателем особенностей семей и
семейного воспитания дошкольников, интересов и потребностей родителей на основе методов психолого-педагогической диагностики.
Для этого воспитатель использует методы первичной диагностики: 1) анкетирование на тему: «Мой ребенок», 2) беседу с родителями «Наша семья и ребенок», 3) наблюдение за общением родителей и детей в утренние и вечерний отрезок времени.
Слайд 302 этап: мотивационно-образовательный этап (подготовительный).
Направлен на вовлечение родителей в совместную
с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у
родителей интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности.
На этом этапе воспитатель помогает родителям разрешить трудности в семейном воспитании детей, обогащает их педагогические знания и умения, организует психолого-педагогическое образование семьи.
Слайд 313 этап: проектировочныйэтап:
Предполагает постановку педагогами и родителями целей и задач
и определение содержания совместной деятельности по воспитанию и развитию дошкольников
в семье и детском саду.
Педагог совместно с родителями обсуждают актуальные задачи развития дошкольников, которые им предстоит решать сообща.
Слайд 324 этап: содержательно-практический (основной)этап:
Нацелен на реализацию поставленных задач.
На этом этапе
организуется совместная деятельность воспитателя и родителей, направленная на развитие ребенка
с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов.
Слайд 335 этап: оценочно-рефлексивный этап:
Подводят итоги взаимодействия, его результативность, вносятся коррективы
в стратегию дальнейшего сотрудничества.
Результаты детей становятся предметом обсуждения с родителями,
в ходе которого важно уделить внимание педагогической рефлексии.