Слайд 1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Теоретические основы психологического
консультирования
Преподаватель: Зелянина Анна Николаевна,
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Контакты: zelyanina-anna@yandex.ru
Моб.
тел: +7-921-246-07-96
Слайд 2План:
1. Теории личности в психологическом консультировании.
2. Структура процесса консультирования. Психодиагностическое
интервью как основа психологического консультирования: первая встреча с клиентом, определение
проблемы, определение техник консультирования.
3. Основные проблемы, с которыми работает консультант.
4. Роль и место консультанта в консультировании.
Слайд 3Психоаналитическое направление. Фрейдизм.
Основоположник: З. Фрейд.
Объект изучения — человек, удовлетворяющий потребности
(по З. Фрейду, исключительно биологические потребности).
Предмет изучения — биологические потребности.
Причина
проблем – неудовлетворенные биологические потребности, вытесненные в область бессознательного.
Методики – метод свободных ассоциаций, метод анализа оговорок, ошибочных действий и сновидений.
Слайд 46 принципов классического психоанализа
1. Топографический — рассматривает соотношение сознания и
бессознательного (сознание, бессознательное, предсознание);
2. Динамический — ментальные феномены это результат
взаимодействия сил. Основная движущая сила конфликт;
3. Экономический — распределение и преобразование психической энергии;
Слайд 54. Генетический — рассматривается происхождение и развитие психических феноменов (стадии
развития по Фрейду).
5. Структурный — психический аппарат может быть разделен
на несколько функциональных единиц (Id, Ego, Superego)
6. Адаптивный — изучение способов достижения цели, получения удовольствия путем нахождения объекта.
Слайд 6Психоаналитическое направление. Неофрейдизм.
Представители: К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г.
Салливан, Э. Фромм, Э. Эриксон, А. Фрейд.
Основная движущая сила развития
человека по К. Юнгу: коллективное бессознательное (определяющая роль в структуре личности), проявляющееся в виде отдельных архетипов; индивидуальное бессознательное; сознание.
Причины проблем по К. Юнгу: нарушения в динамическом равновесии сознания и бессознательного.
Методики: направлены на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного (юнгианская песочная терапия, арт-терапия, имидж-терапия).
Слайд 7Основные движущие силы развития человека по А. Адлеру: воля к
власти, комплекс неполноценности.
Причина проблем по А. Адлеру: снижение уровня активности,
поиск помощи со стороны окружающих.
Методики: позволяющие выявлять ошибочные суждения о себе, о других, устранять ложные жизненные цели, формировать новые, помогающие реализовать личностный потенциал.
Слайд 8Основная движущая сила развития человека по К. Хорни: базальная тревога
и стремление ее преодолеть.
Причины проблем по К. Хорни: высокий уровень
личностной тревожности с тревожно-враждебным отношением к миру.
Методики: позволяющие выявить бессознательный конфликт и освободиться от «идеализированного Я».
Слайд 9Основная движущая сила развития человека по Г. Салливан – два
стремления: удовлетворение (реализация биологических потребностей) и безопасность (удовлетворение личностных потребностей).
Воплощение этих стремлений возможно только в контакте с другими людьми.
Объект изучения: личность как относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций.
Причины проблем: обусловлены особенностями взаимодействия с окружающими в каждом возрасте.
Слайд 10Основная движущая сила развития человека по Э. Фромму – одиночество,
отчужденность, бегство от свободы.
Причины проблем по Э. Фромму: решение базовой
проблемы отчуждения – обретение единства с миром и самим собой.
Методики: позволяющие помочь реализовать одновременно потребности в связях с другими людьми, потребности в созидательном творчестве, потребности в корнях (связи с семьей), потребности в своей идентичности (быть самим собой, а не копировать других), потребность в системе взглядов для объяснения сложности мира.
Слайд 11Основная движущая сила развития человека по Э. Эриксону – социальная
детерминация, психосоциальная идентичность, кризис идентичности личности.
Причины проблем: обусловлены отдельно взятой
стадией развития идентичности и тем как ведет себя «социум» по отношению к человеку. Например, в период раннего младенчества ( до 1 года) главную роль в жизни ребенка играет мать, в результате чего у ребенка формируется «базовое доверие к миру». Если мать тревожна, невротична или ребенку уделяют мало внимания, то формируется базовое недоверие к миру, также эмоциональная депривация приводит к замедлению психического развития.
Слайд 12Поведенческое направление (бихевиоризм)
Представители: И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Б.
Ф. Скинер.
Объект — человек, демонстрирующий определенное поведение
Предмет — поведение.
Причины проблем
– внешние воздействия.
Методики: позволяющие изменить стимулы и подкрепления, чтобы программировать человека на требуемое поведение.
Слайд 13Необихевиоризм
Представители: Р. Вудворте, Э. Толмэн, К. Халл, А. Бандура, Д.
Роттер.
Предмет: промежуточные переменные (потребности, ценности, контекст).
Причины проблем: нарушение равновесия между
воздействием окружающей среды и промежуточными переменными.
Методики: оптимизирующие взаимодействие между промежуточными переменными и воздействиями социума.
Слайд 14Когнитивная психология
Представители: Д. Миллер, Д. Брунер, У. Найссер.
Объект — человек
познающий.
Предмет — процесс познания, сознание, установки, стратегии мышления, высшие психические
функции (внимание, память, речь, мышление).
Причины проблем: ошибки мышления (синдром маленького цыпленка, чтение мыслей, склонность все относить на свой счет, доверие своему пресс-секретарю, доверие критикам, максимализм, болезненное сравнение, а что если…, ты должен, «да, но»).
Методики: позволяющие менять установки, выявлять ошибки мышления (рациональная терапия. нейролингвистическое программирование
Слайд 15Гуманистическая психология
Представители: А. Маслоу, К. Роджерс.
Объект — человек самоактализирующийся.
Предмет —
мотивы, субъективное восприятие и познание действительности, процесс самоактуализации.
Причины проблем: блокирование
удовлетворения потребности в самоактуализации.
Методики: помогающие удовлетворить потребность в самоактуализации.