Слайд 2 Биография
Эдгар
Аллан По родился 19 января 1809 г. в Бостоне в
семье странствующих актёров. Очень рано стал сиротой: в 1810 г. исчез отец Эдгара, а ещё через два года умерла мать. Мальчика взяла на воспитание семья торговца из Ричмонда Дж. Аллана. В 1815—1820 гг. По жил в Англии, где воспитывался в закрытом пансионе. По возвращении в Америку учился в колледже. В 1826 г. он поступил в университет штата Виргиния, который через год пришлось бросить, так как приёмный отец наотрез отказался оплачивать карточные долги пасынка. Бежав от заимодавцев, По завербовался в армию, а в 1830 г. стал студентом военной академии в Уэст-Пойнте. Однако тяготы военной службы оказались непосильными для молодого поэта, опубликовавшего к тому времени первые сборники стихов. Оставив всё, он уехал в Балтимор, где жила тётушка, и полностью посвятил себя литературной деятельности.
Слайд 3Несмотря на очевидные успехи По в учебе и благополучно сданные
экзамены, юноша не мог больше оставаться в университете и после
окончания учебного года 21 декабря 1826 года покинул его. Начинающий поэт остро переживал свой позор. Отчим же каждый день обвинял бывшего студента в безответственности, а после очередной ссоры выгнал По из дома. Эдгар поселился в таверне «Court-House», откуда писал Аллану письма, продолжая выяснение отношений в эпистолярной форме. Пробыв в номере злачного заведения пару дней, По отправился в Норфолк, а затем в Бостон.
родном городе писатель волей случая познакомился с молодым типографом Кэлвином
Томасом, и тот согласился напечатать его первый сборник стихов «Тамерлан». Работа увидела свет в 1827 году. В предисловии По извинялся перед читателями за сырость опубликованных в книге произведений и пояснял, что данные шедевры он написал в возрасте 12–14 лет. Это издание стало серьезной вехой на его пути — как и любая первая книга в жизни любого писателя.
Слайд 5Поэт погрешил против истины: хотя писать он действительно начал очень
рано, но «большую часть» из вошедших в сборник стихотворений он,
конечно, написал не в четырнадцатилетнем возрасте. Даже если некоторые (как, например, «Озеро») и были сочинены в ту пору, позднее, при подготовке сборника, все они (или почти все) были серьезно переработаны, возможно даже, переписаны заново: уже тогда По начал тщательно работать над поэтическим текстом, постоянно — при каждой новой публикации — совершенствуя свои строки. Позднее эта особенность наиболее ярко проявится при сочинении знаменитого «Ворона», но уже и в ранние свои годы поэт стремился добиваться совершенства.
Слайд 6В этом смысле нельзя не согласиться с суждением Ю. В.
Ковалева, наиболее авторитетного из российских исследователей творчества поэта: «Готовя к
изданию первый сборник… восемнадцатилетний Эдгар По сурово оценил собственное „наследие“ и отобрал лишь одну поэму и семь лирических стихотворений. Он отказался от откровенных подражаний античным авторам, Шекспиру, Попу, от заведомо слабых ученических опытов. Уже в юные годы он умел быть беспощадным к себе — черта, которую он сохранит до конца жизни».
Слайд 7В стихотворениях, составивших первый сборник автора, исследователи творчества По находят
влияние английских романтиков. И прежде всего Байрона, которому Эдгар По
тогда вполне осознанно подражал, и не скрывал этого. Другие исследователи говорят о воздействии поэтических образов Шелли, Китса, Вордсворта.
Слайд 8Было выпущено всего пятьдесят экземпляров книжки и продавали их по
12,5 центов за штуку. Если кто-то и купил «Тамерлана», едва
ли речь может идти больше чем о нескольких случайно проданных экземплярах. Основным покупателем был, скорее всего, сам Эдгар По.
Сборник «„Тамерлан“ и другие стихотворения» вышел анонимно — на его титульном листе автором значился некий «Бостонец».
Слайд 9В 1829 году вышел второй поэтический сборник «Аль Аарааф, Тамерлан
и другие стихотворения», в апреле 1831 года была выпущена третья
книга поэта – «Стихотворения», в которую вошли ранее не публиковавшиеся работы («Израфель», «Пэан», «Осужденный город», «К Елене», «Спящая»). В июне 1845 года вышел прозаический сборник с незатейливым названием «Рассказы». Он включал двенадцать историй Эдгара По. В сборнике были представлены, пожалуй, лучшие — во всяком случае, наиболее зрелые — новеллы писателя: «арабески», «гротески» и детективные истории. Несколько месяцев спустя вышел и поэтический сборник «„Ворон“ и другие стихотворения».
г.)
Методику создания «Ворона» Эдгар По подробно описал в 1846 году
в эссе «Философия творчества». По мнению автора, главным принципом работы над поэтическим произведением является точность, жёсткая последовательность и отсутствие какой-либо случайности в выборе тех или иных элементов текста. По видел произведение, которое одинаково хорошо удовлетворило бы вкусам как читающей публики, так и литературных критиков. Идеальным поэтическим объёмом писатель считал форму в сто строк. «Ворон» чуть превышает её, представляя собой текст из ста восьми строк, укладывающихся в восемнадцать строф (по шесть строк в каждой).
Слайд 11Отчаянное безденежье подтолкнуло поэта обратиться к прозе — он решил
принять участие в конкурсе на лучший рассказ американского автора с
призом в 100 долларов. Эдгар По обстоятельно подошёл к делу: изучал журналы и различные издания того времени, чтобы определить принципы (стилистические, сюжетные, композиционные) написания короткой прозы, пользовавшейся популярностью у читателей. Результатом исследования стали «Метценгерштейн», «Герцог де Л'Омлет», «На стенах иерусалимских», «Существенная потеря» и «Несостоявшаяся сделка» — рассказы, которые начинающий прозаик отправил на конкурс. В конкурсе Эдгар По не победил. Однако в течение следующего года эти рассказы без указания авторства (таковы были условия) были опубликованы в газете, организовавшей конкурс. Неудача не заставила Эдгара По отказаться от формы короткой прозы в своём творчестве.
Слайд 12Уже в марте 1835 года на страницах ежемесячного журнала Southern
Literary Messenger, появился рассказ «Береника». «Ганс Пфааль», вышедший в июне
– первый опыт писателя в научной фантастике.
Слайд 13 Работа в Southern Literary
Messenger
В этот период на страницах журнала Эдгар По обратился к литературной критике, небезосновательно полагая, что он обладает необходимой компетенцией. По-критик не имел авторитетов; в своих статьях он бескомпромиссно, но аргументировано подвергал критике те произведения, в которых находил недостатки. Доставалось и их авторам: жертвами его сокрушительных обзоров в своё время стали Теодор С. Фэй, У. Г. Лонгфелло, Ч. Ф. Хоффман. По словам поэта Джеймса Расселла Лоуэлла, По был, «пожалуй, единственным бесстрашным американским критиком». По нажил себе множество врагов в литературных кругах, но в то же время росла популярность журнала.
Слайд 14Приблизительно в это время Эдгар По начал писать свой самый
большой прозаический текст — «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима».
Решение написать объёмную работу было продиктовано читательскими предпочтениями: многие издательства отказывались печатать его рассказы, ссылаясь на то, что малый формат прозы не пользуется популярностью.
Слайд 15«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (The Narrative of Arthur
Gordon Pym of Nantucket, 1838) - самое объемное произведение из
всего художественного наследия Э. По, представленного стихами и новеллами. В художественной культуре не только ХIХ, но и ХХ веков присутствие этого текста неоспоримо.В этом повествовании о несчастьях, которые пришлось претерпеть в южных морях кораблю, отправившемуся из Нантакета, проявилась и вечная тяга По к воображаемым путешествиям, и умение сопроводить свою повесть многочисленными реалистическими подробностями.
Слайд 16И хотя у соотечественников По повесть особого успеха не имела,
уже несколько лет спустя образ человеческой судьбы, олицетворенной в неустойчивом
суденышке, бессильном перед гигантскими волнами жизни, стал знамением эпохи. Эта идея была творчески использована сначала в романе Г. Мелвилла, затем в шедевре А. Рембо «Пьяный корабль», а чуть позже в романе Г.Ф. Лавкрафта «Хребты безумия».
Слайд 17 В начале декабря 1839 года в издательстве Lea &
Blanchard вышли «Гротески и арабески» — двухтомный сборник 25 рассказов,
написанных По к тому моменту. Это событие в литературных кругах не прошло незамеченным: десятки изданий по всей стране не только осветили выход сборника, но и посвятили ему полноценные рецензии. Это было первым широким признанием По как писателя.
Слайд 18 В 1835 г. По предложили возглавить журнал «Южный литературный
вестник». Улучшение жизни позволило ему обзавестись семьёй — в 1836
г. он женился на своей 14-летней кузине Вирджинии. Однако счастье продлилось всего 11 лет. Кончина жены от чахотки в 1847 г. стала для По страшным потрясением, от которого он уже не смог оправиться. Писатель впал в депрессию, пытался покончить с собой. Заглушая душевную боль, увлёкся спиртным. Умер 7 октября 1849 г. в Балтиморе.
Слайд 19 Новеллистика Эдгара По
В творчестве Аллана главное
место всегда занимал именно новеллистический жанр. Новеллы По условно можно
разделить на несколько тематических групп: психологические («Черный кот», «Лигейя», «Бочонок амонтильядо», «Овальный портрет»), логические («Золотой жук», «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо»), юмористические («Очки», «Без дыхания», «Тысяча вторая сказка Шехерезады») и научно-фантастические («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля», «Сфинкс», «История с воздушным шаром»).о всех новеллах американского писателя Эдгара По, в том числе детективных, научно-фантастических рассказах или поэмах, отмечается небывалое жанровое своеобразие писателя.
Благодаря тому, что писатель с лёгкостью выстраивал непредвиденные развязки, а появление эмоционального впечатления неподражаемым образом воздействовало на зрителя, иной раз выше, чем на уровне кульминации, именно Э. По сыграл важнейшую роль в становлении новеллы как жанра. В целом, новелла, являющаяся разновидностью романа, отличается неожиданностью развязки, но именно Алан По внес в этот жанр пиковое появление эмоционального впечатления.
Слайд 20В целом, творчество писателя в жанре новеллистики можно разделить на
так называемые «страшные» рассказы, детективные и научно-фантастические новеллы. Первые предполагают
в себе не только проблему жизни и смерти, но и прославление человеческого разума и находчивости. Это связано с тем, что писатель считал: страсть и страхи на одной стороне и разум на другой – понятия взаимоисключающие, не собирающиеся в одном целом.
Слайд 21Следующим этапом творчества А. По стала детективная новелла, которую сам
писатель называл «логической». Здесь По выводит абсолютно новый в литературе
образ – образ проницательного сыщика-любителя. Детективные новеллы не отличаются высокой правдоподобностью сюжета, но пристальное внимание, отданное самым очевидным деталям и подвергание сомнению всё и вся, образовывает особую атмосферу подлинности события. Сыщик руководствуется аналитическим рассуждением, основанным на полном знании фактов, через что прокладывается путь к познанию истины. Так аналитически трезво подходит Алан По к построению замысла в детективном рассказе.
Слайд 22 Основоположник детективного
жанра
Его
слава, как основоположника детективного жанра, опирается всего на четыре рассказа: «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» и «Золотой жук». Первые три имеют своим предметом раскрытие преступления, четвертый - дешифровку старинной рукописи, в которой содержатся сведения о местонахождении клада, зарытого пиратами в отдаленные времена.
Слайд 23Последней разновидностью новеллистики По становятся научно-фантастические новеллы, несущие заложенные в
себе принципы научно-фантастического повествования, столько важного для наступающего ХХ века.
Отличительными особенностями здесь стали: общая сатирическая направленность, опора на научное допущение и теорию, а не на факт, обеспечение правдоподобия изложенного посредством целой серии приемов (обильное вставление описания бытовых подробностей житейских фактов, упущение логической ступени), изменение временной перспективы в сюжетном плане, а также активное использование гротеска и гиперболы.
Слайд 24Одой из наиболее известных работ писателя считается «Черный кот», который
относят к жанру хоррор, мистика и психологический триллер. Рассказ во
многом перекликается с другой новеллой Эдгара По, написанной в то же время, — «Сердце-обличитель». Он также наводит на мысли о помешательстве рассказчика. Но в отличие от героя «Сердца-обличителя», с маниакальной настойчивостью твердящего о своем ясном рассудке, герой этого рассказа признаёт, что «было бы сумасшествием ожидать, что его истории кто-то поверит», и порой он не верит своим собственным воспоминаниям.
кот»
В «Черном коте» Эдгар По показывает ужасное действие алкоголя на
человека. Автор демонстрирует мышление алкоголика и типичную особенность зависимого списывать вину за собственную деградацию на разрушительное действие спиртного. Распад личности рассказчика, его превращение из добрейшего обожателя животных в изувера и убийцу. Новеллу следует считать психологическим очерком, ярко иллюстрирующим искажённое мышление инфантильного наркомана, полностью снявшего с себя ответственность за собственное моральное уродство.
Слайд 26Писатель внес огромное влияние в массовую культуру современности. Его вклад
в мировую литературу не подлежит сомнению, его идеи по-прежнему оказывают
влияние на мировую культуру. «Могущественная магия правдоподобия» составляет одно из краеугольных положений теории рассказа По. В своем собственном творчестве По разработал целую систему приемов и способов, содействовавших достижению эффекта достоверности. Она не прошла мимо внимания писателей и критиков. В свое время ее выразительно охарактеризовал Достоевский в известной статье об американском авторе.
Слайд 27Достоевский обратил внимание на весьма важный содержательный элемент самых невероятных
рассказов Эдгара По. «Он, — писал Достоевский, — почти всегда
берет саму исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает о состоянии души этого человека». Очень часто — души, объятого ужасом, который испытывал сам Эдгар По.
Слайд 28 Презентацию подготовил
студент Института общественных наук
и международных отношений
Групп: ПОЛ/б-19-1-о;
СОЦ/б-19-1-о
Дроздов Д.Д.