Разделы презентаций


доц. Орлов А.В

Содержание

МетодологиядифференциальнойпсихологииЛекция 2

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дифференциальная
психология
доц. Орлов А.В.

Дифференциальнаяпсихологиядоц. Орлов А.В.

Слайд 2Методология
дифференциальной
психологии
Лекция 2

МетодологиядифференциальнойпсихологииЛекция 2

Слайд 3МЕТОДОЛОГИЯ — это система принципов научной деятельности, определяющих способы познания

объективной реальности и построение научной картины мира

МЕТОДОЛОГИЯ — это система принципов научной деятельности, определяющих способы познания объективной реальности и построение научной картины мира

Слайд 4Уровни методологии

Уровни методологии

Слайд 5Методология каждой науки разрабатывает систему ключевых понятий этой науки, обозначает

ключевые парадигмы и на основе их формирует соответствующую картину мира.
Ключевые

понятия дифференциальной психологии:
личность,
вариативность (изменчивость),
индивидуальность,
уникальность,
типичность,
идентичность,
состояния,
активность,
адаптивность,
субъектность и др.

Методология каждой науки разрабатывает систему ключевых понятий этой науки, обозначает ключевые парадигмы и на основе их формирует

Слайд 6В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАТЕГОРИЯ «ЛИЧНОСТЬ» ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ

В ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ КАТЕГОРИЯ «ЛИЧНОСТЬ» ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ

Слайд 7Личность — это… :
живой конкретный индивид, реальный человек (Меграбиан А.А.,

1978)
то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации

(Кеттелл Р. Б., 1950)
сумма психических функций (Д. Дьюи, Р. Вудвортс)
доступный наблюдению, привычный, … и в обычных обстоятельствах относительно предсказуемый поведенческий паттерн, характеризующий повседневную жизнь индивида (Б. Э. Мур)
целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. (Э. Фpомм)
осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивиде, наделенном духовном началом (Р. Мэй)
Личность — это… :живой конкретный индивид, реальный человек (Меграбиан А.А., 1978)то, что позволяет предсказать, что сделает человек

Слайд 8Личность — это… :
субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г.

Ананьев)
…особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности

отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами...". (А.H. Леонтьев)
человеческий индивид как часть общества, интегрированые в нем социально-значимые черты (И.С. Кон)
человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения (Е.В. Шорохова)
человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности» (Петровский А.В., 1965)
человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений» (Буева Л.П., 1968)
общественный индивид, субъект и объект социальных отношений в историческом процессе, проявляющий себя в деятельности, поведении, общении, облике (В.А. Ганзен).
Личность — это… : субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев) …особое качество, которое приобретается индивидом в

Слайд 9Личность — это… :
"Человек есть личность в силу того, что

он сознательно определяет отношение к окружающему" (С.Л. Рубинштейн)
человек как

носитель сознания (Платонов К.К., 1981)
способ бытия человека в обществе в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений (Анцыферова Л.И., 1981)
интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (Парыгин Б.Д., 1971)
саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека (Щербаков А.И., 1977)
организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) характера, динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой (Мышляев С).
Личность — это… :

Слайд 10Является ли данный объект личностью?
робот,
лягушка,
ёжик,
крыса,
собака,
эмбрион,
ребенок до 3-х лет
дошкольник, младший

школьник
отшельник-одиночка,
бомж,
наркоман,
преступник,
душевнобольной,
умерший человек

Является ли данный объект личностью? робот,лягушка,ёжик,крыса,собака,эмбрион,ребенок до 3-х летдошкольник, младший школьникотшельник-одиночка, бомж,наркоман,преступник,душевнобольной,умерший человек

Слайд 11Является ли данный объект личностью?

Является ли данный объект личностью?

Слайд 12Личность – прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических характеристик, которыми

определяется своеобразие для данного человека мышления и поведения
Гордон Олпорт


Личность – прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических характеристик, которыми определяется своеобразие для данного человека мышления и

Слайд 13В определениях личности чаще всего подчеркиваются 4 момента:
1)

Каждая личность несет в себе некую совокупность определенных психических качеств,

функционально организованных в психические структуры,
2) Личность – это существо биосоциальное,
3) Личность – это система, в которой составляющие интегрированы в единую целостную систему,
4) Каждая личность является строго индивидуальной в комплексном проявлении этих качеств, что отражается в своеобразии поведения и деятельности.
В определениях личности чаще всего подчеркиваются 4 момента: 1) Каждая личность несет в себе некую совокупность определенных

Слайд 14Организующие начала психики:
1) Наследственно-биологические свойства психики: анатомо-физиологические особенности, свойства нервной

системы, динамика нервных процессов, адаптивность (приспособляемость), реактивность – реагирование на

внешние обстоятельства.
2) Социально-культурные свойства психики: социальные роли, навыки общественного поведения, социальные установки, социальный опыт, идеалы, убеждения, высшие ценности, морально-этические нормы и др.
3) Я-детерминированные свойства психики, выражающиеся в способности и возможности выбора и организации поведения и деятельности. Основой таких свойств является внутренняя активность – стремление к преобразованию, изменению чего-либо с определенной целью. Внутренняя активность дает возможность не пассивно реагировать на те или иные обстоятельства, а влиять на внешние или внутренние факторы влияния, добиваясь нужного результата.


Организующие начала психики:1) Наследственно-биологические свойства психики: анатомо-физиологические особенности, свойства нервной системы, динамика нервных процессов, адаптивность (приспособляемость), реактивность

Слайд 15Наследственность даёт базис, потенциал развития;
Среда даёт возможности развития,
Я-детерминация даёт направленность

развития

Наследственность даёт базис, потенциал развития;Среда даёт возможности развития,Я-детерминация даёт направленность развития

Слайд 16Связь типичности и индивидуальности с организующими началами психики

Связь типичности и индивидуальности с организующими началами психики

Слайд 17КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ (1922–1996)

КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ (1922–1996)

Слайд 18Термин «ПАРАДИГМА» (от греч. paradeigma — пример, образец) обозначает систему

основных научных достижений, по образцу которых организуется исследовательская практика ученых

в конкретной области знаний.
Термин «ПАРАДИГМА» (от греч. paradeigma — пример, образец) обозначает систему основных научных достижений, по образцу которых организуется

Слайд 19По мнению Куна, в истории любой дисциплины периоды «нормальной науки»,

когда находящийся в распоряжении исследовательского сообщества фонд теоретических построений и

результатов не встречает серьезных возражений, располагаются между революционными моментами смены парадигм. В эпоху научных революций формируются и побеждают новые парадигмы исследования.
По мнению Куна, в истории любой дисциплины периоды «нормальной науки», когда находящийся в распоряжении исследовательского сообщества фонд

Слайд 21В психологии нет устоявшейся картины мира, существует множество течений и

школ, зачастую противоречащих друг другу, имеющих собственный категориальный аппарат, свою

терминологию и принципы организации системы познания, изучения психологических явлений
В психологии нет устоявшейся картины мира, существует множество течений и школ, зачастую противоречащих друг другу, имеющих собственный

Слайд 22Основные методологические парадигмы дифференциальной психологии

Основные методологические парадигмы дифференциальной психологии

Слайд 23ОСНОВНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ – ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОЙ КАРТИНЫ МИРА И

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПАРАДИГМ

ОСНОВНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ – ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОЙ КАРТИНЫ МИРА И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПАРАДИГМ

Слайд 24Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах

и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных

научных понятий и концепций.
Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения

Слайд 25Принцип инвариантности М. Борна:
изучение свойств некоторого объекта следует рассматривать как

получение ряда "проекции" объекта (инвариантов) на некоторые "элементарные плоскости"

Принцип инвариантности М. Борна:изучение свойств некоторого объекта следует рассматривать как получение ряда

Слайд 26Горизонтальная и вертикальная проекции объекта на плоскость

Горизонтальная и вертикальная проекции объекта на плоскость

Слайд 27Цель научного исследования должна состоять в отыскании возможно более полного

набора инвариантов, наиболее точно характеризующих данный объект.

Цель научного исследования должна состоять в отыскании возможно более полного набора инвариантов, наиболее точно характеризующих данный объект.

Слайд 28Ключевые демаркационные линии в методологии психологии
Идеографический и номотетический подходы,
Качественный и

количественный подходы

Ключевые демаркационные линии в методологии психологииИдеографический и номотетический подходы,Качественный и количественный подходы

Слайд 29ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД – опора в процессе познания на изучение частных

случаев

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – поиск в процессе познания общих закономерностей

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД – опора в процессе познания на изучение частных случаевНОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – поиск в процессе познания

Слайд 30Одна из задач науки — описать объективную реальность, в которой

мы существуем

Одна из задач науки — описать объективную реальность, в которой мы существуем

Слайд 31ОПИСАНИЕ, как процесс получения данных, может строиться на двух подходах:


ПОНИМАНИЕ – описание посредством смыслов

ИЗМЕРЕНИЕ – описание посредством цифр

ОПИСАНИЕ, как процесс получения данных, может строиться на двух подходах: ПОНИМАНИЕ – описание посредством смысловИЗМЕРЕНИЕ – описание

Слайд 32ПОНИМАНИЕ — это форма познания человека, его души, основанная на

непосредственном восприятии.

ПОНИМАНИЕ — это форма познания человека, его души, основанная на непосредственном восприятии.

Слайд 33Дильтей Вильгельм (1833-1911)

Дильтей Вильгельм  (1833-1911)

Слайд 34В. Дильтей выдвинул для наук о культуре МЕТОД ПОНИМАНИЯ
Этот

метод, близкий по своей природе интуитивному проникновению, "вживанию", "вчувствованию", Дильтей

противопоставил методу объяснения, который связан с конструирующей деятельностью рассудка.
Особенность метода понимания - рассмотрение психических явлений через призму целостного личностного видения и сопереживания.
В. Дильтей выдвинул для наук о культуре МЕТОД ПОНИМАНИЯ Этот метод, близкий по своей природе интуитивному проникновению,

Слайд 35Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении

мы максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот,

субъективно интерпретируем поведение испытуемого в своих собственных смысловых единицах
Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении мы максимально стремимся объективировать результаты исследования, а

Слайд 36СТИВЕНС Стэнли Смит
По определению С. Стивенса, ИЗМЕРЕНИЕ есть приписывание

каким-либо образом чисел объектам измерения

СТИВЕНС Стэнли Смит По определению С. Стивенса, ИЗМЕРЕНИЕ есть приписывание каким-либо образом чисел объектам измерения

Слайд 37Правила, на основании которых происходит приписывание чисел объектам, определяют ШКАЛУ

ИЗМЕРЕНИЯ
Понятие «измерительная шкала» как способа измерения введено в 1950 г.

С. С. Стивенсом.

В зависимости от того, какая операция лежит в основе измерения признака, выделяют разные измерительные шкалы

Правила, на основании которых происходит приписывание чисел объектам, определяют ШКАЛУ ИЗМЕРЕНИЯПонятие «измерительная шкала» как способа измерения введено

Слайд 38Согласно С. Стивенсу (1951), существует четыре типа измерительных шкал (или

способов измерения):
номинативная, номинальная или шкала наименований;
порядковая, ординарная или ранговая

шкала;
интервальная или шкала равных интервалов;
шкала равных отношений, или шкала отношений.
Согласно С. Стивенсу (1951), существует четыре типа измерительных шкал (или способов измерения): номинативная, номинальная или шкала наименований;порядковая,

Слайд 39Измерительные шкалы

Измерительные шкалы

Слайд 40ПРОТИВОРЕЧИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

ПРОТИВОРЕЧИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ПОДХОДОВ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Слайд 41Абсурд может найти свое выражение как в словесной, так и

в цифровой форме. Однако знание логики является надежной гарантией от

некритического принятия словесного абсурда, а знание статистики представляет собой лучшую защиту от абсурда цифрового. Дж. Гласс, Дж. Стэнли
Абсурд может найти свое выражение как в словесной, так и в цифровой форме. Однако знание логики является

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика