Слайд 1Эффективное взаимодействие молодого педагога с родителями учащихся
Бакланов Константин Владимирович, к.п.н.,
доцент кафедры непрерывного образования МГОУ, психолог Центра сопровождения молодого педагога
Института модернизации образования МГОУ
Слайд 2Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями считается наиболее сложным из всех
субъектов образовательного процесса
Конфликты педагогов с родителями носят, как правило, достаточно
напряженный и интенсивный характер
Большинство медиативных сессий в образовательных организациях так или иначе затрагивают вопросы урегулирования конфликтов с участием родителей.
Слайд 3Родители как субъект
образовательного процесса
Большинство родителей ограничены в возможности уделять
значительное время ребенку
Они не обладают достаточным уровнем психолого-педагогических знаний
Их взгляды
на воспитание ребенка часто формируются под влиянием «педагогических мифов»
Эти факторы приводят к серьезным ошибкам в воспитании и возникновению проблем в развитии ребенка.
Слайд 4Стратегия эффективного взаимодействия с родителями
Необходимо, чтобы родители услышали нас и
приступили к решению проблем ребенка
Часто они «лучше знают, что нужно
их ребенку» и педагогов не слушают, значит прийдеться убеждать
Конфликты с родителями отнимают у педагога много психологических ресурсов – нужно подумать как их сберечь
Особенно сложно взаимодействовать с родителями молодым педагогам. Взаимодействие с родителями зачастую является для них стрессовой ситуацией.
Слайд 5Стили конфликтного
поведения родителей
Анализ эмпирического опыта взаимодействия с
родителями позволяет выделить три характерных стиля их поведения:
Агрессивно-атакующий
Манипулятивный
Конформный
Каждый
из них обладает определенными психологическими особенностями, требующими от педагога различных тактик общения.
Слайд 6Агрессивно-атакующий стиль
Его стратегия в общении – открытое давление
Арсенал средств –
крик, грубость, угрозы, иногда – шантаж
Поведение основано на представлении, что
если давить на людей можно получить то, что нужно
Именно это представление нам предстоит разрушить
Не отличаются высоким интеллектом и могут не понимать элементарных педагогических знаний.
Чаще это мужчины, но могут быть и женщины-скандалистки.
Слайд 7Манипулятивный стиль
Попросту говоря – родители-обманщики
Вежливы и тактичны, могут мило улыбаться,
а потом написать жалобу
Вас не послушают и будут делать по-своему,
убеждены, что им лучше знать, как воспитывать ребенка
Обладают завышенной самооценкой и достаточно развитым интеллектом
«Ахиллесова пята» манипуляторов – тревожность и стремление сохранять свой психологический комфорт
Слайд 8Конформный стиль
Тип родителя-неудачника, проецируюшего свои переживания на ребенка и медленно,
но верно, превращающего его в такого же неудачника («Горе ты
мое луковое и проч.)
Не имеет четкой позиции по поводу воспитания ребенка, в голове – каша из переживаемых и ожидаемых проблем
Акцентируя успехи ребенка мы отчасти компенсируем позицию «неудачника»
При известной убедительности педагога, как правило прислушиваются.
Слайд 9Основные особенности поведения учителя в общении с родителями
В общении с
агрессивно-атакующим стилем – не показывайте, что Вы поддаетесь давлению или
испугались, ведите себя спокойно
Манипуляторов следует «попугивать» слегка сгущая краски в изложении проблем ребенка
Конформный тип требует поддержки – опирайтесь на положительные черты, которые есть у ребенка
Слайд 10«Педагогические мифы»,
в которые верят родители – причины педагогических ошибок
Наказания:
«Мой отец порол меня, и я вырос достойным человеком. Буду
его пороть, и он достойным вырастет»
Развитие ребенка: «Будем водить его в спортивный клуб, музыкальную школу, изостудию и центр быстрочтения – тогда он будет очень одаренным. К сожалению, одаренным он вряд ли станет, а вот невротиком – наверняка
Проблемы в школе: «Учителя – это неудачники, которые не смогли устроиться на более престижную работу, слушать их не следует – мы сами разберемся»
Что-то не так: «У ребенка наверняка скрытые проблемы. Надо показать специалистам, причем всем, каким можно». Показывать специалистам в такой ситуации следует родителей – они запросто могут создать ребенку проблемы там, где их не было
Информация: «Мне подруга рассказала (я прочитала в Интернете) как развивать способности ребенка…» А с учителем и психологом поговорить не догадалась.
Слайд 11Конструктивный ответ на критику
Родители часто критикуют учителей – конструктивный ответ
на критику позволяет избежать развития конфликта
Не перебивайте, когда Вас критикуют
– создастся впечатление, что Вы пытаетесь оправдываться
Конструктивный ответ на критику должен быть кратким и обобщенным, но аргументированным.
Продумайте аргументы заранее. Никогда не используйте все аргументы за один раз. Самые веские приберегите для «повторной атаки»
Используйте «Я-высказывания» – они способны привлечь людей на Вашу сторону
Слайд 12Вы обидели человека- назревает конфликт, что делать?
Назвать то, что произошло
Признать
свою вину
Извиниться
Предложить пути сотрудничества (компенсации)
Обиженные бывают двух типов
– открытые (возмущается) и скрытые (будет пакостить)
Слайд 13Вам прийдется отказать в просьбе
Отказ должен быть решительным – это
самое трудное. Не держите человека в ситуации неопределенности – так
будет еще хуже
Отказ должен быть аргументирован, а причины его понятны – иначе Ваш отказ объяснят Вашими качествами личности
Если Вам приходиться отказывать, попробуйте предложить помощь в другом вопросе
Слайд 14Литература
Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. Воронеж, 2004.
Дереклеева Н.И. Справочник классного
руководителя 5-11 кл. М., 2005
Семеновских Т.В. Психолого-педагогическая работа учителя с
родителями. – Тюмень, 2015.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. – М., 2008.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 2000.