Слайд 1Оценка эффекта от инноваций
Оценивается то, чего ещё нет
Слайд 2Главная проблема экономической оценки инноваций.
Оценивается товар, которого нет на рынке:
нет и рыночной цены на него.
Товар обществу не известен.
Можно только предполагать, что он будет им принят.
Технология содержит новые элементы.
Не ясны долговременные последствия. Пример ГМО
Следствие: высокая степень неопределённости, которая в принципе не случайна.
Слайд 4Сроки осуществления инноваций: 30 продуктов за 150 лет, Aragwal, Bayus
От
массового патентования до появления товаров на рынке 28 лет.
От начала
коммерциализации по года, предшествующего максимуму числа фирм – 5 лет. За это время цены снизились на 31%, доля малых фирм 42%. Всего 5+1=6 лет
От года максимума числа фирм до года, предшествующего максимуму продаж 7 лет. За это время цены снизились на 40%, доля малых фирм 45%. Всего 7+1=8 лет
патентование
Появление на рынке
1= 28 годам.
Максимум фирм
Пик продаж
2=6 лет
3 =8 лет
Слайд 5Эффект от инновации
Выгоды
Фирмы
Бюджета
Поселения (рост занятости и доходов)
Экология (сокращение выбросов, шумов,
излучений)
Рост стоимости земли
Ущербы
Предоставляемые фирме льготы.
Нагрузка на окружающую среду.
Нагрузка на
коммуникации
Слайд 6Эффект от инноваций для страны.
Видимые:
интеллектуальный – увеличение запаса знаний.
финансовый –
рост поступлений в бюджет.
2. Скрытые – опасность долговременных последствий. Находят
захоронения радиоактивных отходов. Сегодня – последствия от использования ГМО.
Необходимость регулирования со стороны государства, международные соглашения.
Слайд 7Разрезы эффекта
В денежных потоках:
коммерческая – сколько сможет заработать фирмы;
общественная –
что получит общество от реализации данного проекта; что получит регион
в которых проект реализуется.
Научно-технический в чём состоит продвижение научно-технического прогресса.
Социальный – кто и что выиграет, кто и что проиграет. Как будут компенсироваться ущербы?
Экологический – плюсы и минусы воздействия на экологию.
Слайд 8Период оценки инноваций
Продуктовые – сроком выпуска данного товара, предусмотренного в
бизнес-плане.
Процессные – сроком использования данного процесса, предусмотренном в бизнес-плане фирмы.
Бизнес-план
– основной документ для оценки НАМЕЧАЕМЫХ инноваций.
Слайд 9Распределение добавленной стоимости
Выручка от продаж минус
Покупные товары и услуги равно
Добавленной
стоимости равно
1) доходам собственника;
2) доходам бюджета (налоги, сборы
и обязательные платежи);
3) доходам наёмного персонала.
Слайд 10Показатели эффективности
для оценки эффективности в деньгах – стандартный набор показателей
для оценки эффективности инвестиционных проектов.
для оценки научно-технической эффективности– принятые в
данной области показатели, раскрывающие полезные свойства предмета оценки. Для сравнения важно сопоставление с результатами за предыдущий период.
для оценки социальной эффективности – состав выигрывающих и проигрывающих контингентов. Характеристика потенциальных ущербов в принятых для них показателях.
для оценки экологической эффективности – специфические показатели.
Слайд 11Условия оценки
Всё познаётся в сравнении.
Два представления о фирме через Т
лет:
2.1 инновационный проект реализован;
против
2.2 всё остаётся без перемен.
Эффективность как оценка разности 2.1 и 2.2.
3. Проекты, не прошедшие отбор, не выбрасываются. Их следует дополнительно рассмотреть как реальный опцион.
Слайд 12Примерный размер ошибок при оценка эффективности инноваций с ясными последствиями
Слайд 13Оценка в целом
Продукт – по сравнению с аналогами цена занижается
на 20%.
Затраты – при использовании аналогий издержки завышаются на 20%.
Норма
дисконтирования – поправка на риск 20%.
ИТОГ:
1) заведомое ужесточение условий для нового товара;
2) проект, оказавшейся приемлемым с экономической точки зрения, принимается;
3) проект, оказавшейся НЕ приемлемым с экономической точки зрения, не отвергается, а анализируется с помощью техники РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ (Real Options).
Слайд 14Оценка инноваций с не ясными последствиями
Пример – генная инженерия.
В обществе
должен быть достигнут консенсус относительно приемлемости инновации.
Для подобных проектов техника дисконтирования в принципе не подходит. Более подходит техника реальных опционов.
Вывод: решения о вложении больших денег надо откладывать до тех пор, пока оцениваемый ущерб от оттяжки решения не превысит возможные убытки от проекта.
Слайд 15 Команда менеджера по инновациям
Менеджер по инновациям не просто
советник СЕО, а организатор работ по реализации инноваций.
Его мандат – доверие 1-го лица.
Члены команды менеджера отвечают за:
1) товар как благо – свойства, качество, цена;
2) товар как источник дохода – технология, издержки, дистрибуция;
3) круговой обзор и дальнюю разведку.
Слайд 16 С кем и о чём надо договариваться инновационному менеджеру
Слайд 17Работники фирмы. Возможные мотивы участия в проекте по внедрению инноваций
1.
Сохранение рабочего места.
2. Возможный карьерный рост.
3. Значительные премии за внедрения
результата.
4. Обучиться новому и самому
начать дело (угроза материнской фирме).
Слайд 18Поиск финансирования
При поиске финансирования инновационный менеджер участвует в переговорах как
технический эксперт. Задача – найти аргументы для потенциальных инвесторов, убеждающие
их в выгоде от вложений в проект.
Должен хорошо знать возможности привлечения государственных средств
Слайд 19Проблемы перехода к экономике знаний
1. «Перепроизводство» инноваций – шок от
надвигающегося будущего.
2. Кризис инфраструктур обеспечения инновационного процесса.
3. Разработка упреждающих
стандартов.
Слайд 20Источники средств
Государственная поддержка. Для новых малых инновационных предприятий – программа
«Старт». Предоставляется по конкурсу. Предполагает раскрутку за 3 года.
Для последующих
лет – только при условия привлечения денег со стороны.
Бизнес-ангелы – могут дать под идею.
Венчурные фонды – фирма должна состояться. ДС дают в расчёте на быстрый рост капитализации.