Слайд 2Эффективность организации
Развитие и проектирование организации направлено на совершенствование ее эффективности
и рост результативности.
При этом возможны различные взгляды на эти термины.
Слайд 3Эффективность организации
Большинство исследователей считает, что эффективность является основой результативности в
долгосрочном периоде.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ – оптимальное соотношение производства, качества, результативности, гибкости, конкурентоспособности
и развития, позволяющее достигнуть поставленных перед организацией целей быстро и с минимальными возможными издержками
Слайд 4Эффективность организации
Эффективность организации – это степень, в которой она реализует
свои цели.
Экономическая эффективность – более узкое понятие, связанное с использованием
ресурсов для производства единицы продукции.
Экономическая и общая эффективность связаны сложными процессами.
Слайд 5Эффективность организации
Общую эффективность сложно измерить, т.к. в ней много качественных
показателей. А выбор системы показателей для оценки эффективности зависит от
руководства организации.
Слайд 6Эффективность организации
Выделяют несколько подходов к оценке общей эффективности.
1. Целевой подход,
оценивающий результативность деятельности организации, как достижение целей всех уровней: от
стратегических до оперативных.
Слайд 7Эффективность организации
2. Ресурсный подход: оценивает успешность получения и использования ценных
ресурсов.
При этом список ресурсов может быть различным от финансовых
и материальных ресурсов к таким сложным как человеческие ресурсы, информационные ресурсы, ресурсы времени, административный ресурс и т.д.
Слайд 8Эффективность организации
Показателями эффективности в ресурсном подходе могут быть:
Рыночная позиция, как
способность организации получать из внешней среды редкие и ценные ресурсы;
Способность
лиц, принимающих решения, правильно интерпретировать различные свойства внешней и внутренней среды.
Способность органиазции в повседневной деятельности использовать ограниченные ресурсы для достижения наилучших результатов;
Способность реагировать на изменения окружающей среды.
Слайд 9Эффективность организации
3. Показатели эффективности бизнес-процессов.
Для того чтобы предлагать клиентам высококачественные
товары или услуги, компания должна контролировать внутренние процессы их создания.
Продуманные и хорошо отлаженные бизнес-процессы обеспечивают высокий уровень качества. Основная задача менеджмента состоит в точном определении наиболее существенных составляющих процесса для его последующей оценки, оптимизации и выработки стандартов реализации.
Слайд 10Эффективность организации
Одним из наиболее важных оперативных показателей и критериев оценки
любой компании должен являться показатель длительности цикла завершения процесса. Общая длительность
цикла — это то количество времени, которое проходит с момента начала выполнения задачи до момента ее полного завершения. Например, длительность цикла обслуживания клиента в продажах исчисляется с момента принятия заказа от клиента и до доставки товара клиенту или выдачи собранного заказа со склада.
Показатель длительности рабочего цикла очень важен не только с точки зрения внутреннего расчета себестоимости, но и с точки зрения его значимости для клиента.
Слайд 11Эффективность организации
Любые процессы в компании можно разделить на две составляющие
— ту, которая добавляет ценности продукту, и ту, которая не увеличивает
его потребительскую ценность.
Критерий увеличения составляющей добавления ценности процесса может использоваться как основа для оптимизации бизнес-процессов компании. Более того, этот критерий может быть выбран как определяющий принцип для упрощения любого бизнес-процесса.
Слайд 12Эффективность организации
Когда продукт (товар) проходит по цепочке бизнес-процессов компании, то
с его ценностью происходят две вещи.
В процессе производства продукт вбирает
стоимость затраченного на него труда, материалов, энергии, а также другие сопутствующие затраты. Однако добавленная ценность продукции не зависит напрямую от этих затрат.
Ценность продукта увеличивается при добавлении в продукцию таких качеств, как функциональность, эстетичность, фирменный бренд и тому подобных аспектов, важных для клиента.
Основная проблема организаций заключается в том, что ценность их продукта, выраженная в цене, по которой его готов приобрети рынок, должна быть выше, чем понесенные организацией затраты.
Слайд 13Эффективность организации
К основным показателям эффективности бизнес-процесса можно отнести следующие.
Затраты ресурсов: временные (цикл, длительность, производительность,
скорость выполнения заказов); материальные (расход средств и материалов, активы, используемые в виде
дебиторки, складские запасы и т.д.).
Затраты на брак.
Затраты на обучение, подготовку и повышение квалификации сотрудников.
Эффективность использования ресурсов на единицу продукции: коэффициенты использования оборудования; коэффициенты использования ресурсов, сырья и материалов; затраты времени на проведение единицы работ или услуг.
Слайд 14Эффективность организации
С точки зрения финансовой оценки очень важными будут показатели стоимости
процесса, т.е. затрат на осуществление однократного цикла этого процесса, а также
активы, используемые для его осуществления. Например, бизнес-процесс продажи для осуществления продаж на сумму в 100 000 руб. может требовать использования ресурсов в виде дебиторской задолженности на сумму в 45 000 руб.
Слайд 15Эффективность организации
Компании необходимо иметь в своем арсенале несколько показателей, оценивающих
производительность, чтобы грамотно использовать человеческие и другие ресурсы. Показатель производительности
— это в общем случае соотношение результата и затраченных на его достижение ресурсов.
Примеры показателей производительности, наиболее часто используемых компаниями:
продажи на сотрудника;
прибыль на сотрудника;
число операций, произведенных одним сотрудником, и т.д.
Слайд 16Эффективность организации
Наиболее сложная задача — выбрать правильные стандарты и целевые показатели
для оценки производительности.
Для оценки компании в целом показатели продаж
на сотрудника важны, и в то же время они абсолютно бессмысленны для оценки состояния дел в отделе.
Слайд 17Эффективность организации
Оценку измерения бизнес-процесса необходимо проводить с точки зрения клиента.
Обычно компании рассматривают свои бизнес-процессы в разрезе четырех отдельных категорий:
развитие
продуктов и услуг;
генерирование спроса;
удовлетворение спроса;
планирование и управление предприятием.
Слайд 18Эффективность организации
Однако процессы — это то, что отражает, какая работа, где
и когда выполняется, каким образом она делается. Поэтому необходимо рассмотреть
те их аспекты и характеристики, измерение которых будет достаточно важно для оценки определенного процесса.
Эти измерения можно разделить на следующие категории:
качество;
количество;
время;
легкость в использовании;
деньги.
Именно эти пять категорий помогут найти критерии для измерения наиболее важных для достижения успеха контрольных точек процесса.
Слайд 19Эффективность организации
4. Подход, с учетом внутренних процессов, где оцениваются внутреннее
здоровье организации, человеческие отношения в ней и их влияние на
ее экономическую эффективность.
Слайд 22Эффективность организации
Критерии эффективности должны быть связаны и с элементами внутренней
среды:
Слайд 23Эффективность организации
Факторы внутренней среды:
Слайд 24Эффективность организации
Организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы для достижения
общих целей обеспечивалось движение информации по вертикали и по горизонтали.
Одним
из важных решений по эффективности является выбор основной схемы коммуникации:
Традиционной, основанной на движении информации по вертикали и управленческом контроле;
Современной, акцентированной на горизонтальной коммуникации, обучении и координации между сотрудниками.
Слайд 25Эффективность организации
С точки зрения внутренних процессов эффективная организация отличается:
Крепкой корпоративной
культурой и хорошим климатом;
Командным духом, лояльностью группе и организации, командной
работой;
Конфиденциальностью и доверием в общением между работниками и менеджерами;
Слайд 26Эффективность организации
Принятием решений сразу по получении информации;
Горизонтальной и вертикальной коммуникацией
без искажений (с минимальными);
Поощрением менеджеров за работу, рост и развитие
подчиненных и за создание эффективных рабочих групп;
Конструктивным взаимодействием между организацией в целом и ее частями, разрешением конфликтов по поводу отдельных целей и проектов в пользу организации.
Слайд 28Эффективность организации
Организационная эффективность к настоящему времени представляет собой всеохватывающую концепцию,
которая включает в себя ряд концепций (связанных с элементами внешней
и внутренней среды и особенностями проектирования организации) как компоненты.
Задача управления заключается в сохранении оптимального баланса между этими компонентами в процессе развития и предупреждении развития организационных патологий.
Слайд 29Эффективность организации
Критерии эффективности могут быть связаны элементами внешней среды:
Рост
Доля рынка
Прибыль
Качество
товаров и услуг
Социальная ответственность
Благосостояние работников
Исследования и разработки
Финансовая стабильность и т.д.
Слайд 30Эффективность организации
С
Временными
параметрами:
Слайд 31Эффективность организации
Существует комплексный подход к организационной эффективности.
Он предполагает, что универсальных
составляющих эффективности нет.
Оценка эффективности зависит от:
фокусировки органиазции на внешний
или внутренние ценности;
от выбора стабильной или гибкой структуры организации.