РУССКИЙ ЯЗЫК
ЗАДАНИЕ В8.
Речь.
Анализ средств выразительности
МОУ –
Высоковская средняя общеобразовательная школа № 1
Подготовила Горб Н.Д.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 3А1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
нефтепрОвод
откУпорить
атлАс (ткань)
плесневЕть
позвонИт
ходАтайствовать
создАла
украИнский
августОвский
баловАться
пОнял
дремОта
христианИн
еретИк
заиндевЕть
сИлос
3
1
3
1
Слайд 4А2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить
ЦЕННОСТНЫЙ?
1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху
формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
2
Слайд 5А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Раскрыв журнал
моё внимание привлекло одно
интервью.
он оказался очень интересным.
в нём оказалось много полезной информации.
я сначала
посмотрел заголовки.
4
Слайд 6А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.
(2)
Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.
1) частица;
2) местоимение; 3) союз; 4) наречие
3
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНО в предложении 2.
(2) Это сообщение для обработки на компьютере должно быть преобразовано в числовую форму.
1) действительное причастие; 2) страдательное причастие; 3) краткое прилагательное; 4) наречие
2
Слайд 7А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна
и та же буква?
при..землиться, пр..вратник, пр..зидент
и..бежать, во..горание, и..давна
б..ются, д..якон,
об..ёмный
пр..родитель, раз..нравиться, пр..медление
А17. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) ты обид..шься, он выро..т; 3) они дремл..т, они пил..т
2) отмет..вший, недвиж..мый; 4) услыш..л, увид..л
2
3
Слайд 8А18. В каком варианте ответа указаны все примеры, где на
месте пропуска пишется Е?
А. Налаж..вать
Б. Разговорч..вый
В. Гуттаперч..вый
Г. Плать..це
А,Б,В,Г;
В,Г;
А,Г;
В
2
Гуттаперча – кожеподобный продукт из свернувшегося млечного сока некоторых южных растений; состоит из смол и углеводорода – ГУТТЫ.
А. Фасол..вый
Б. Отрасл..вой
В. Настойч..вость
Г. Догадл..вый
1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В, Г
4) В, Г
1
Слайд 9А25. В каком предложении нужно поставить ДВЕ запятые? (Знаки не
расставлены)
Мы друг друга скоро поняли и сделались большими приятелями.
Все окна
как в барском доме так и в людских были отворены настежь.
То садился он на диван то подходил к окну то принимался за книгу.
Молнии не столько вспыхивали сколько трепетали во влажном воздухе.
3
Слайд 10ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ
Умения ОЦЕНИВАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО ОФОРМЛЕНИЯ,
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАЧ
а именно:
производить анализ средств
художественной выразительности русской речи
ЗАДАНИЕ В8
Слайд 12(11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят её. (12) Даже
возьмём такой пример: талант человека в одной области сказывается и
в другой. (13) Скажем, Пушкин − великолепный художник-график. (14) Лермонтов − тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом.
(По Д.С.Лихачёву)
КАКИЕ СХВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ 12 – 15?
Слайд 13В.В.Набоков стремится донести до читателя своё понимание и оценку характеров
чеховских героев. В предложениях 6 и 7 автор использует приём
---------, с помощью которого усиливает впечатление от изображения слабости натуры чеховских персонажей. В предложении 10 дано несколько ---------, образно характеризующих этих людей. В предложениях 7, 9 и 10 использован приём ---------, актуализирующий мысль об удивительных противоречиях в характерах чеховских героев-интеллигентов.
Слайд 14(6)Все чеховские рассказы – это непрерывное спотыкание, но спотыкается в
них, человек, заглядевшийся на звёзды. (7)Он всегда несчастен и делает
несчастными других; любит не ближних, не тех, кто рядом, а дальних. (9)Такие люди могли мечтать, но не могли править. (10)Они разбивали свои и чужие сердца, были глупы, слабы, суетливы, истеричны.
Слайд 15Масштабы Его власти описываются Вас. Аксёновым уже в самом начале
текста. Это выражается в том, что в тексте употребляется местоимение,
заменяющее имя собственное. А в предложении 14 эффект достигается с помощью такого СХВ, как ----- Образ Его неотделим от фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всём. Даже манера говорить у них общая: их реплики включают -------- (предложения 15, 34). А такое синтаксическое СХВ, как -------- (предл. 15 – 16), подчёркивает повторяемость, отлаженность их действий. Тем значительней бесповоротное решение героя-рассказчика, который выражает --------- («будь что будет»)
Слайд 16(14) Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом
школы.
(15) ― Давай, − говорит Он, и я протягивал Ему
свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев. (16) ― Давай, − говорит Он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.
Лёка совал мне в рот мой же завтрак:
(34) ― На, смелей, кусни!
Слайд 17Синтаксические средства выразительности: 1) ------- (предложение 6) и 2) -------
(в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей.
Такой приём, как 3) ------- (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне.
В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают 4) ------- («ребёнок» «взрослый» в предложении 26)
Слайд 182)------- (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде,
и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть
всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.
Слайд 191)----- (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить
её?
3)----- – (15)Я не могу понять, что это такое
происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно.
4) ----- – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше
его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
Слайд 22Текст представляет собой художественное произведение – рассказ, где задача речи
– изобразить события. Рассказ строится как сценка-диалог, отлично характеризующая каждого
из героев. В речи чиновника, например, в изобилии представлены -------- (предложения 27,37,48, 51),-----(предложения 37, 38, 39), точно передающие его сущность. Речь же автора иронична и даже саркастична. Это выражается с помощью таких приёмов, как ----- (предложение 1, 2), ----- (3), ----- (4)
№1
Слайд 23(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была смертельнейшая скука. (2)Он
только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал,
что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4) Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать…
―(26)А для чего вам ехать в Курск?(27) Здесь неШто не нравится?
―(37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка…(39)Женишок? (48)Езжайте в Курск… (51)Да вы скидайте шляпу!
Слайд 24Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых
героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся 1)-------- (предложения
5,6,27), и 2)----- (предложение 22), и 3)----- (предложение 9).
Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому использует такие синтаксические средства, как 4)----- (предложение 5,13), 5)----- (21,24)
№2
Слайд 251)-------- (5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты
сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта,
то я впервые его испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина. (27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило сладостное, неизгладимое впечатление.
Слайд 262)----- (22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не
всегда мог позволить себе в жизни. (23) Тут преданность выступает
во всех обличиях.
3)----- (9)Это было совсем, совсем не то!
4)------ (5)Осталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались.
Слайд 275)----- …Меня больше всего поражал и радовал в этой книге
Савельич. (21)Не только меня, я уверен, весь класс.
…Тут преданность выступает
во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах.
Слайд 28У Пришвина особый язык, который может показаться трудным, потому что
писатель говорит «без черновика»; он, делясь раздумьями, ищет способ выразить
то, что его волнует. В его речи часто используется 1)-------- (предложения 8,9,10), 2)----- (предложение 7,12,14). Есть эмоционально окрашенн… 3)----- (предложение 16,19). Рассказ о плаще – это 4) -----, раскрывающ… одну из высказанных в первой части текста мыслей.
№3
Слайд 291)----- (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через
это страдание узнавал своё назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не
как все и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9)И моё страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого… (10)И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все было во мне желанием любви.
Слайд 302) ----- (7)Между тем у меня была душа своя…
(12)А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ души нашей!
(14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом ни разу я не воспользовался.
Слайд 313) ----- (16)Первый год плащ мой провисел
в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и
встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту.
Слайд 32ИНВЕРСИЯ
Нарушение прямого (нормативного порядка слов) для внесения разнообразия в синтаксическое
строение текста, для придания ему живости.
1) Подлежащее перед сказуемым; 2)
дополнение после управляющего слова; 3) согласованное определение – перед определяемым словом; 4) обстоятельство перед сказуемым
Слайд 33ПАРАДОКС
Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми представлениями, а также мнение,
противоречащее здравому смыслу (иногда только на первый взгляд)
Слайд 36
Егораева, Г. Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методические
рекомендации. – М.: Экзамен, 2010. – (Серия «ЕГЭ. Задачник»).
Сенина, Н.А.
Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: учебное пособие для 10 – 11 кл. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
Служевская, Т.Л. Что повторить?.. Выбирайте!: дидактические материалы по русскому языку для повторения орфографии при изучении сложного предложения в 9 кл. – М.: Просвещение, 1997.
ЛИТЕРАТУРА