Слайд 1ЕГЭ по обществознанию - 2020
Слайд 3В основе модели экзаменационной работы – деятельностный подход, позволяющий осуществить
многоаспектную проверку широкого спектра
предметных умений, видов познавательной деятельности и знания
об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических
явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Содержание экзаменационной работы отражает интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, базовые положения различных областей обществознания.
Слайд 4Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей
и включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем
сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;
– задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Слайд 5Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде
слова (словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных
символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.
В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление
выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются
автоматически.
Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
Слайд 6Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на
проверку
знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов
социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.
На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же умения на различных элементах содержания.
Слайд 9Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности
умений: характеризовать с научных позиций
основные социальные объекты (факты, явления, процессы,
институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять
поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-
экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Слайд 10Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:
человек и общество, включая познание
и духовную культуру (задания 4–6);
экономика
(задания 7–10),
Социальные отношения (задания 11, 12);
политика (задания 13–15);
право (задания 16–19).
Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами.
Слайд 19Задание 14 во всех вариантах проверяет позиции 4.14 и 4.15
кодификатора элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию, а задание
16 – знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию).
24 3 4 1
Слайд 252 1 8 5 4 9
Задание 20 проверяет
умение систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. На одной
и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверять одни и те же умения на различных элементах содержания.
Слайд 26Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным
верно, если ответ записан в той форме, которая указана в
инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23, 24, 26, 27 – по 3 балла; заданий 25 и 28 – 4 балла; задания 29 – 6 баллов.
Слайд 27Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста.
Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить,
осознанно воспринимать и точно воспроизводить
информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте (задание 22). Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные
обществоведческие знания. Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Слайд 29Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий
и применять их в заданном контексте.
Слайд 32Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и
понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
Слайд 33Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической
и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации
самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Слайд 35Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать
и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
Слайд 38План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или
текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего
фрагмента, многообразие его смысловых связей.
В обязательных пунктах всегда фиксируется сущность темы, ее специфика: важнейшие признаки, структурные элементы, функции... рассматриваемого социального объекта, явления, процесса.
Требуется знание ключевых понятий обществоведческого курса, умение устанавливать их структурные, функцио-нальные и иные связи. Напомним также, что упомянутые в примерном ответе пункты плана могут быть пред-ставлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Настоятельно рекомендуем в процессе изучения обществоведческого курса составлять планы параграфов из учебника.
Слайд 40Независимо от проверяемого содержания выпускники 2019 г. испытали затруднения:
–
в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание
25 по критерию 25.18 – 32% выполнения (29,7%);
– в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27,8% (41,5%); задание 26 – 31,4 (30,0%);
– в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 – 24,7% (32,5%) по критерию 28.1 и 18,4% (16,4%) по критерию 28.29);
– в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме (процент выполнения задания 24 по тексту и мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно 26,0 (29,7), 27,2 (21,2) и 22,5 (19,6)).
Слайд 41Вызывает настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности,
предполагающие при-ведение примеров (задания 23, 26, 29), выпускники практи-чески не
привлекали межпредметные связи с другими учеб-ными предметами. Так, только 23% участников ЕГЭ 2019 г. 10 смогли на примере трех конкретных деятелей науки и их достижений проиллюстрировать положение о том, что российская наука обогатила мировую науку.
Выпускники 2019 г. испытали затруднения при выполне-нии: заданий базового уровня по темам «Налоги», «Поня-тие и виды юридической ответственности»; заданий повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская систе-ма», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы»; заданий высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».
Слайд 42Экзамен 2019 г. показал очевидные проблемы в овладении знаниями правового
блока, необходимыми для социализации выпускников как граждан Российской Федерации, будущих
работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Например, около 20%11 не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы; 24% уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключен в устной форме; 25% не знают о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испыта-ния работника в целях проверки его соответствия поруча-емой работе; примерно 30% не понимают предмет гражданского права и не различают уголовное и гражданское право.
Слайд 43При этом отметим, что с заданиями-задачами по праву (задание 19)
выпускники справились более успешно, чем с заданиями на теоретические знания
системы права (задание 17). В качестве примера приведем результаты выполнения заданий 17 и 19 по некоторым темам: «Гражданство» (45,4% и 62,6% соответственно), «Гражданский процесс» (35,9% и 79,2%), «Правоохранительные органы» (47,0 и 71,8%), «Порядок заключения и расторжения трудового договора» (47,2% и 61,3%).
Приходится говорить о непонимании принципов организации государственной власти в РФ (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Средний процент выполнения задания 14 составил 43,8 (в 2018 г. – 40,7). При этом только 30,3% участников ЕГЭ 2019 г. дали полный правильный ответ (в 2018 г. – 29,9%).
Слайд 44Экзамен 2019 г. показал, что по-прежнему не все выпускники средней
школы знают названия высших государственных органов РФ, многие затрудняются в
установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом РФ. Среди тех, кто неправильно выполнил задания этого типа, самая распространенная ошибка связана с незнанием назначения и функций законодательной и исполнительной властей. Так, при выполнении одного из заданий на установление соответствия около половины выпускников отметили, что Правительство РФ принимает законы. Как и в предыдущие годы, наблюдалась путаница в представлениях выпускников о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. Отметим, что в 2019г., как и в 2018 г., дали полный правильный ответ на задание этого типа и получили максимальный балл преимущественно высокобалльники.