Слайд 1Средства связи предложений
в тексте
Готовимся к ЕГЭ.
В7
БЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
МБОУ «СОШ
№5»
г. Алексина Тульской области
Слайд 2“Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов”.
Л.В. Щерба
Слайд 3ФИПИ: «Задание В7 с кратким ответом отно-
сится к заданиям повышенного
уровня труд-
ности и ориентировано на проверку умений
и навыков анализировать текст
с точки зре-
ния важнейшей его характеристики – связно-
сти. Основу связности составляет «коммуни-
кативная преемственность» предложений,
состоящая в том, что каждое следующее
предложение строится на базе предыдущего
или предыдущих, вбирая в себя ту или иную
его часть».
Слайд 4Проследите смысловую связь предложений в тексте.
Более глубокое нравст-венное падение человека
демонстрирует образ Собакевича. Собакевич неприветлив, жаден и груб. Он кулак,
т. е. уме-ет выжать свою выгоду из всего, не смущаясь сомнительностью сдел-ки. Он, кажется, мошен-ник: из-за выгоды готов пойти даже на шантаж.
В первом предложении смыс-ловой акцент падает на харак-теристику Собакевича. Эта ин-формация становится предме-том для характеристики в остальных предложениях.
Слайд 5Параллельная связь
Предложения посвящены одному и тому же предмету речи, сопоставляются/противопоставляются.
Предложения в тексте, начиная со второго, и по смыслу, и
грамматически связаны с первым. Они как бы развёртывают, конкретизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.
Такая связь предложений в тексте называется параллельной.
1
2
3
4
Слайд 6Весна в лесу.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко
поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие
почки.
(И. Соколов-Микитов)
Слайд 7Проследите смысловую связь предложений в тексте.
Наконец, на страницах поэмы появляется
Плюш-кин, человек, не только лишённый каких-либо по-ложительных качеств, но почти
потерявший чело-веческий облик. Он ка-жется человеком, попав-шим в катастрофу, оди-чавшим на каком-то не-обитаемом острове. Ка-тастрофа превратила в руины его некогда процве-тающее имение, его дом похож на свалку, его одежда — «сплошная прореха».
В первом предложении смысловой акцент падает на характеристику Плюшкина. Во втором предложении эта информация становится основой для нового сообщения (Плюшкин похож на человека, попавшего в катастрофу). Основой для сообщения в третьем предложении становится информация второго предложения.
Слайд 8Цепная связь
В тексте предложения могут быть связаны по смыслу последовательно,
как бы по цепочке: второе – с первым, третье со
вторым и т.д. Такую связь называют цепной.
1
2
3
Слайд 9Предложения в тексте связываются при помощи частичного повтора
ранее высказанной информации. Повторяющаяся часть
информации («данное») обычно находится в начале каждого следующего предложения и выполняет функцию своеобразного мостика, позволяющего мысли плавно, без разрывов и прыжков, перейти из одного предложения в другое.
Бобровый заповедник.
Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
(Г. Снегирёв)
Воронеж заповедник
(данное 1) (новое 1)
там бобры
(данное 2) (новое 2)
они
(данное 3)
Слайд 10Связь предложений в тексте осуществляют различные средства языка: лексические, морфологические,
синтаксические.
Слайд 11Лексические средства связи
лексический повтор – сцепление предложений при помощи повторения
одного и того же слова, словосочетания (повтор слов одной и
той же словообразовательной модели, однокоренных слов).
Например: леса – лесах; соснами – сосны; верным – верность. (Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели.)
Слайд 12синонимы лексические – слова, относящиеся к одной части речи, выражающие
одно и то же, но в то же время различающиеся
оттенками значения.
Например: влюблённость – любовь; приятель – друг. (Мчится тройка то взлетая на пригорке, то срываясь вниз, то снова взлетая. Словно по воздуху, почти не трогая копытами землю, - летят, несутся кони…)
синонимы текстовые – это слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же.
Например: кедровка – птица; лось – зверь; дятлы – птенцы. (На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло.)
Слайд 13описательный оборот – это описательное выражение, которое употребляется вместо того
или иного слова.
Например: самолёт – воздушный корабль; дятел
– лесной санитар. (Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.)
Слайд 14антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но
противоположные по значению.
Например: добрый – злой; могучая – бессильная.
(У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.)
антонимы текстовые – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.
Например: Ум и сердце, лёд и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
Слайд 15родо-видовые слова – это слова, которые обозначают родовые понятия, и
слова, которые обозначают входящие в этот род видовые понятия.
Например:
деревья: берёза, сосна, осина; птицы: иволга, кукушка, соловей. (В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки.)
Слайд 16Морфологические средства связи
союз (преимущественно сочинительный) Всё с тем же говором
и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на
грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону.)
местоимённое наречие (Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.)
вводное слово (Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.)
частица («Дыхание» мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения.)
Слайд 17Частицы
бы (б), да, бывало, давай, давайте, пусть, пускай;
ли (ль),
разве, неужели;
что за, как;
вот (а вот), вон (а вон);
вряд ли, едва ли;
именно, как раз;
только, лишь, почти, исключительно;
даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки;
не, ни
Слайд 18личное местоимение (А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он
воркует диким голубком.)
указательные местоимения (такой, тот, этот). Над посёлком плыло
тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
притяжательные местоимения (наш, мой, твой). Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание ученых всего мира.
Слайд 19личные
мн.ч.
1 л. – мы (нас, нам, нами)
2 л. – вы
(вас, вам, вами)
3 л. – они (их, к ним, с
ними)
ед.ч.
1 л. – я (меня, ко мне, мною)
2 л. – ты (тебя, к тебе, тобою)
3 л. – он, она, оно (его, ему, о нём, её, ей, к ней)
ВОЗВРАТНОЕ
себя
Слайд 20Указательные
тот
этот
такой
таков
столько
там
тут
туда
здесь
так
тогда
поэтому
оттуда
отсюда
сюда
Притяжательные
мой
твой
свой
наш
ваш
его
её
их
чей?
чья?
чьё?
чьих?
Слайд 21Относительные
кто
что
сколько
какой
чей
который
где
куда
когда
откуда
как
зачем
почему
Вопросительные
относительные + ?
кто?
что?
сколько?
какой?
чей?
который?
где?
куда?
когда?
откуда?
как ?
зачем ?
почему?
Отрицательные
относительные +
не-
ни-
никто
ничто
никакой
ничей
некого
нечего
нигде
никогда
негде
никуда
относительные + -то, -либо, -нибудь,
кое-, не-
некоторый
несколько
некогда
кто-то
что-то
кто-нибудь
какой-то
когда-то
где-то
кое-кто
кое-где
кое-когда
некто
нечто
некий
Определительные
сам
весь
всякий
всяк
всяческий
каждый
любой
иной
другой
всюду
везде
всегда
Слайд 23Синтаксические средства связи
Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций,
особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и
той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.
С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.
Параллелизм придаёт художественной речи ритмичность, усиливая её эмоционально-образную выразительность. По поэтической функции параллелизм близок к сравнению:
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
М. Лермонтов
Параллелизм является одной из форм повторения, так как он часто дополняется повтором отдельных слов в строке или стихе: «Он над тучами смеётся,/Он от радости рыдает!» (Горький).
Слайд 24Парцелляция – (от лат. particula – «частица») – особое
членение высказывания,
при котором возникают неполные предложения, следующие за основным:
Например: Так
вы же трубач! Из ансамбля.
Анафора - (греч. anaphora – «вынесение вверх») – повто-
рение слов или выражений в начале соседних отрезков
текста.
Например: И вновь он почувствовал себя молодым. И вновь весь мир засиял радостью и светом. И вновь ему стало легко и весело.
Эпифора - (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») – повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста.
Например: Вдруг послышался страшный шум канонады где-то вдали. Раздался грохот канонады где-то вдали.
Слайд 25 ! Стоит заметить, что эти формальные показатели связи предложений
могут сочетаться друг с другом.
! Напоминаем, что предложение в
тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.
Слайд 26Определите способы связи предложений в тексте. Докажите свою точку зрения.
Солнце
уже оторвалось от леса, вышло в чистый, готовый для него
простор, держась чуть справа, как вчера и позавчера, десять и двадцать лет назад. Оно еще все было неяркое, четкое и не слепило глаза. Росы в огороде, казалось, даже прибавилось, горящими, заманчивыми искрами она блестела повсюду. Деревня просыпалась под крышами, над крышами поплыл дым, по улице тяжело и сыто, содрогая землю, брел скот, хлопали в избах тугие двери, раздавались первые, хорошо слышные поутру звуки.
Слайд 27Определите способы связи предложений в тексте. Докажите свою точку зрения.
Государственная
Третьяковская галерея в Москве – одно из крупнейших собраний русского
изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр. Музей носит имя Павла Михайловича Третьякова, подарившего 1892 году городу свою картинную галерею ( около двух тысяч произведений ), а также небольшую коллекцию брата Сергея Михайловича Третьякова и дом в Лаврушенском переулке, который начали перестраивать под музейное здание.
Слайд 28
Обилие формулировок сохраняется и в этом задании:
* Среди предложений 19-24
найдите такое, которое соединяется с предыдущим при
помощи личного местоимения. Напишите
номер этого предложения.
(19) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его
лице. (20) Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
(21) – Спасибо за подарок!
(22) – Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
(23) Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24) Все засмеялись.
* Среди предложений 6-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с
помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
* Среди предложений 1-10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с
помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
* Среди предложений 6-11 найдите предложение, которое связано с предыдущим с
помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите
номер этого предложения.
* Среди предложений 20-26 найдите предложение, которое связано с предыдущим
с помощью контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
* Среди предложений 7-15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с
помощью указательного местоимения, лексического повтора и притяжательного
местоимения. Напишите номер этого предложения.
Слайд 29Чтобы правильно выполнить это задание, следует сопоставить указанное
предложение с предыдущим (или предыдущими) и найти
в нём слово или словосочетание, в котором повторяется смысл предыдущего высказывания.
Слайд 31Проверьте себя: укажите средства связи в следующем тексте:
(1)Морские суда, покинутые
своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не
поглотит пучина. (2)Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. (3)Извилистый путь их плавания остался во многих случаях неизвестным, но конечные пункты этих необычайных рейсов подтверждены очевидцами. (4)Например, в середине прошлого века парусник «Силикос» получил большие повреждения, и команда оставила его. (5)Но судно сохранило плавучесть. (6)Шли годы, а «Силикос» продолжал дрейфовать в море. (7)Каждый раз на встречных кораблях суеверные моряки бросались к шлюпкам, боясь, что призрак вот-вот протаранит их корабль. (8)Этот парусник бродяжничал долго, но однажды он оказался на пути у американского парохода. (9)Произошло столкновение, и парусник затонул.
1. Среди предложений 1– 4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов.
2. Среди предложений 1– 4 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
3. Среди предложений 4 –7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вводного слова.
4. Среди предложений 3 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и контекстных синонимов.
5. Среди предложений 6 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов.
6. Среди предложений 6 – 9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора.
Слайд 32– обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск
(+ предыдущее предложение заявленному в задании участку поиска);
– выявление
формальных показателей связи предложений;
– определение наличия связи между двумя предложениями;
– запись ответа цифрами только одного предложения, в котором находятся эти показатели (в клеточке должен находиться один символ).
Учитывая практику определения правильного
ответа, можно предложить такой порядок поиска:
Слайд 33 (7)Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали
нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот
же «Теркин»... (8)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
(9)Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (10)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». (11)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удовольствие от стилистических красот. (12)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.
(В. Непомнящий)
Номер правильного ответа: 11.
В7-1. Какое из предложений (7–12) связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора?
Слайд 34
(1)Археология, дешифровка письмен, антропология и другие науки, с
помощью которых мы узнаем о событиях прошлого, играют и будут
всегда играть большую роль в нашей жизни. (2)Сто лет назад непревзойденными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. (3)Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох. (4)Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
(По А. Кондратову)
Номер правильного ответа: 3.
В7-2. Среди предложений 1–3 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. Напишите номер этого предложения.
Слайд 35 (1)На холме стояла девушка. (2)Над холмом улетали журавли.
(3)Девушка, сняв с головы платок, с журавлями прощалась платком. (4)Она
растянула его над головой, и ветер хотел превратить его в птицу. (5)Платок поверил ветру и рвался в небо. (6)Я испугался, что девушка поверит платку, отпустит его, и тот упадет, обескрылив.
(7)Но она долго еще держала платок над головой, прощаясь с журавлями, растворившимися в серой облачности неба.
(По Ю. Куранову)
Номер правильного ответа: 7
В7-3. Среди предложений найдите то, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и союза. Напишите номер этого предложения.
Слайд 36
(1)Еще в полдень с кленов стали сыпаться листья.
(2)Стоило ветру шевельнуть плечом, как они целыми стаями летели в
долину, катились по крыше и по бревенчатым стенам избы. (3)Листья садились в травы и на дорогу. (4)Этот поток усыпал всю тропинку до колодца. (5)Скоро невозможно стало ходить. (6)Я с ожиданием смотрел в окно, когда же ветер унесет его. (7)А клены все сыплют и сыплют листья, и вокруг шумит уже настоящее половодье.
Ю. Куранов
Номер правильного ответа: 4.
В7- 4. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима? Напишите номер этого предложения.
Слайд 37 (1)3везды еще только начали выцветать. (2)Сам воздух казался
подсвеченным и стеклянистым. (3)Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался
могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4)3а следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и черная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь.
(По В. Набокову)
Номер правильного ответа: 4.
В7- 5. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью местоимения и лексического повтора?