Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ АХД
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА»,
К.Т.Н.
ГЕНДОН А.Л.
Слайд 21. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ИНТЕРЕСА К ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
ЭКОНОМИКИ
Возникновению и распространению анализа хозяйствен-
ной деятельности способствовали, по крайней мере,
два обстоятельства:
во-первых, потребность в нем складывалась по мере появления и роста числа субъектов экономической деятельности, увеличения сложности и многообразия форм, которые принимают коммерческие организации;
во-вторых, возросло общественное значение коммерческой деятельности и контроль за ней со стороны государственных органов и прочих контрагентов предприятий.
Постепенно коммунально-бытовой учет хозяйственных операций превратился в бухгалтерский учет в современном понимании.
Слайд 3Результаты анализа хозяйственной деятельности представляют интерес для двух групп пользователей:
непосредственно заинтересованных в деятельности организации
опосредованно в ней заинтересованных.
К первой
группе пользователей относятся собственники предприятия существующие и потенциальные.
Современные фирмы - структуры достаточно сложные с точки зрения организации и иерархии. Они редко имеют одного владельца (а некоторые из них принадлежат многим акционерам, разница между которыми только в количестве акций). Иногда владельцы предприятий участвуют в оперативном управлении бизнесом, но это характерно для мелких и небольшого количества средних фирм. Большинством же крупных компаний управляют менеджеры, которых нанимают собственники. Существующие акционеры предприятий в таком случае на основании данных отчетности и результатов анализа деятельности оценивают степень эффективности принятых администрацией предприятия решений в процессе управления деятельностью фирмы.
Собственникам необходимо знать, насколько прибыльно менеджеры ведут дела предприятия, сколько прибыли они могут позволить себе безболезненно для текущей деятельности предприятия изъять из оборота для собственных нужд и когда окупятся затраты владельцев, понесенные ими для организации бизнеса.
Потенциальным собственникам необходима информация для определения риска вложения свободных средств в данное предприятие, срока окупаемости вложений и т.д.
Слайд 4В эту же группу входят руководители предприятия. Отчетная и аналитическая
информация нужна и самому руководству предприятия, поскольку она помогает им
в принятии оперативных мер для управления предприятием, отслеживания финансового состояния как текущего, так и ожидаемого, а самое главное, помогает устранить негативные тенденции в развитии фирмы.
К первой группе относятся также агенты и контрагенты предприятия. Существующие и потенциальные кредиторы организации используют информацию для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту, способности предприятия вовремя и в полном объеме погашать свои долги, возможности быть надежным источником поставок и т.д.
Еще одни пользователи информации – государственные органы в лице налоговых служб и внебюджетных фондов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, исчисления налогооблагаемой базы, интересуются, способно ли предприятие к уплате налогов для расчета поступлений платежей в бюджет в данный момент и на перспективу.
И наконец, работники компании. Эта группа интересуется экономическим состоянием предприятия с точки зрения уровня и динамики их заработной платы и перспектив работы в данной организации.
Слайд 5Вторая группа пользователей аналитической информации непосредственно не заинтересована в деятельности
предприятия, но тем не менее на них возложены функции по
защите прав и интересов первой группы пользователей. К этой группе относятся:
аудиторские службы и консультанты по финансовым вопросам, использующие информацию и проверяющие ее с
целью защиты интересов инвесторов и в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения их капиталов в той или иной коммерческой структуре;
фондовые биржи, оценивающие информацию при регистрации соответствующих фирм и принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании на бирже;
пресса и информационные агентства, использующие аналитические данные при оценках тенденций развития и анализа деятельности компаний, секторов рынка, расчетах обобщающих показателей финансовой деятельности;
торгово-производственные ассоциации, заинтересованные в информации для статистических обобщений и сравнительного анализа на отраслевом уровне;
профсоюзы, обязанные защищать интересы наемных работников и использующие информацию для определения политики заработной платы и условий трудовых соглашений.
Слайд 62. ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Приведение отечественной финансовой отчетности
к системе международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности обусловливает все
большее разделение учета на управленческий и финансовый, что подразумевает соответствующее разделение и анализа хозяйственной деятельности.
Основным признаком разделения анализа на внешний и внутренний является
характер используемой информации и соотношение субъекта и объекта.
Слайд 7Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных, пояснительных записках, т.е.
на весьма ограниченной частей информации о деятельности предприятия, которая может
стать достоянием всех заинтересованных лиц. Как правило, такая информация содержится в балансе предприятия, приложениях к нему и в пояснительных записках.
Внутренний анализ использует всю возможную достоверную информацию о состоянии дел предприятия, доступную
лишь ограниченному кругу лиц, собственников и администрации предприятия и составляющую коммерческую тайну.
Тем не менее не следует забывать и о других признаках
деления анализа на внутренний и внешний. Речь идет о целях и задачах, присущих каждому виду анализа.
Слайд 8Например, цель финансового анализа - оценить финансовое состояние предприятия и
дать рекомендации по его улучшению.
Поскольку финансовое состояние оценивается в
основном по данным, представленным в бухгалтерском балансе, приложениях к нему и в пояснительных записках, такой анализ можно назвать внешним.
Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитической информации.
К примеру, основными задачами финансового анализа являются:
оценка финансовых результатов;
оценка имущественного положения;
оценка финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
исследование состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
оценка эффективности вложенного капитала.
Слайд 9Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового положения,
эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема производства,
себестоимости продукции и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют кроме данных публичной отчетности и
дополнительные внутренние данные учета.
Управленческий анализ может быть только внутренним. Он использует весь комплекс экономической информации, зачастую носит оперативный характер и полностью подчинен воле администрации предприятия. Только подобный анализ имеет возможность реально оценивать состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости всей выпущенной и реализованной продукции, а также себестоимости отдельных ее видов, состав основных, коммерческих и управленческих расходов, с особой тщательностью изучать характер и степень ответственности должностных лиц за соблюдение разделов и показателей бизнес-планов и оперативно реагировать на устранение причин, отрицательно влияющих на повышение эффективности хозяйственной деятельности.
Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма снижения текущих и авансируемых затрат, роста объемов производства и сбыта продукции, работ и
услуг, снижения или оптимизации налогового бремени и, следовательно, максимизации прибыли остающейся в распоряжении собственников и руководства предприятия.
Слайд 103. КАТЕГОРИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
В зависимости от типологии видов анализа
хозяйственной деятельности подразделяются и пользователи экономической информации.
Каждой категории пользователей соответствует
своя система экономических показателей, следующая из их экономического интереса представлена в таблице 1.
Слайд 11ТАБЛИЦА 1
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФИНАНСОВОГО
ИНТЕРЕСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 15КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие обстоятельства способствуют развитию интереса к оценке
финансового положения субъектов экономики?
Перечислите пользователей экономической информации, непосредственно заинтересованных в
результатах анализа.
Назовите пользователей экономической информации, опосредованно заинтересованных в результатах анализа.
Что лежит в основе группировки пользователей экономической информации? Назовите основной группировочный признак.
Чем вызвано ограничение в использовании информации той или иной группой пользователей?
Назовите цель и задачи внешнего экономического анализа.
Перечислите цель и задачи внутреннего экономического анализа.
Охарактеризуйте систему показателей анализа хозяйственной деятельности, интересующих внешних пользователей информации.
Опишите систему показателей анализа хозяйственной деятельности, интересующих внутренних пользователей информации.
Какая информация интересует внешних пользователей с прямым интересом? Какие пользователи относятся к этой группе?
Назовите спектр информации интересующей внешних пользователей с косвенным интересом. Какие пользователи относятся к этой группе? Обоснуйте свой ответ.