Слайд 1
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Теория и практика разработки и оформления
Маслов Анатолий
Григорьевич, к.п.н.,
Заслуженный учитель Российской Федерации
Слайд 3Нормативно-правовая база
создания программ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ) от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ
Концепции развития дополнительного образования детей (далее – Концепция) от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196)
Слайд 4Примерные требования к программам дополнительного образования детей
(Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки
детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленные письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242,
Слайд 5Образовательная программа
– комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм
аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
(Статья 2. п. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ)
Слайд 6
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
– это документ:
отражающий педагогическую концепцию в соответствии
с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию достижения целей,
предполагаемый конечный результат;
раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;
индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, прогнозируемый её составителем.
Слайд 7Статья 12. Образовательные программы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
1. Образовательные программы определяют
содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Слайд 8
Статья 12. Образовательные программы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ)
2. В Российской Федерации
по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы,
по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы
Слайд 9Статья 12. Образовательные программы .
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ)
4. К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Слайд 10
Статья 12. Образовательные программы
(ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ)
Слайд 11Статья 23. Типы образовательных организаций
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие
типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация
дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
Слайд 12Статья 23. Типы образовательных организаций
4. Образовательные организации, указанные в
частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность
по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
2) общеобразовательные организации – образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения
5) организации дополнительного образования – образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
Слайд 13свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных
программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность,
гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов (при переходе из одного объединения в другое);
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.
(Концепции развития дополнительного образования детей , р.IV):
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны строиться на следующих основаниях:
Слайд 14направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня
образования (ФЗ ст. 2, п.14)
самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ ст.12, п.5).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Слайд 15должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ ст.75, п.1),
к
освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к
уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3);
в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок - п.15)
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Слайд 16сетевой формы – это обеспечивает возможность реализации образовательной программы с
использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе
иных организаций (ФЗ ст.13, п.1);
различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и (электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть - в дистанционной форме) (ФЗ ст.13, п.2);
форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ ст.13, п.3).
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть реализованы с использованием:
Слайд 17«Образовательная программа –
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые
результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (п.9, ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Слайд 18комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы;
содержание программы; планируемые результаты) и
комплекс организационно-педагогических условий, включая
формы аттестации (календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы; список литературы)
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
Слайд 19
Программа дополнительного образования
включает в себя следующие элементы:
четко сформулированные, ясно
изложенные и ранжированные по характеру освоения цели и задачи обучения
в данной образовательной области;
учебный, учебно-методические планы и содержание программы, с примерным объемом времени по каждой теме (теория и практика);
описание содержательных структур предлагаемой программы и условий организации совместной деятельности детей и педагогов;
описание конкретных педагогических действий, направленных на овладение технологиями познавательной деятельности;
описание диагностических инструментов и особенностей их использования при выявлении уровня развития интересов и некоторых личностных характеристик обучающихся, варианты коррекции полученных результатов
Слайд 20Направленности дополнительных образовательных программ:
техническая,
художественная,
физкультурно-спортивная,
туристско-краеведческая,
социально-педагогическая,
естественно-научная
Слайд 21Образовательные программы
должны обеспечивать:
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой
и отечественной культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Слайд 22Программа
должна отвечать следующим требованиям:
актуальность – свойство программы отвечать потребностям
сегодняшнего уровня общественной жизни и быть ориентированной на эффективное решение
проблем в будущем;
прогностичность – способность программы в своих целях и планируемых действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
рациональность – свойство программы, определяющее такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях региона на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимально полезный результат;
Слайд 23Программа
должна отвечать следующим требованиям:
реалистичность – свойство программы, означающее соответствие
цели и предлагаемых средств ее достижения;
целостность – свойство программы, обеспечивающее
согласованность и полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
контролируемость – свойство программы, определяющее ожидаемые результаты, параметры и способы проверки конечных и промежуточных результатов;
корректируемость – свойство программы, позволяющее своевременно реагировать на отклонения и сбои, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
Слайд 24Образовательные программы должны быть разработаны с учётом
современных образовательных технологий,
которые отражаются в:
принципах обучения (природосообразность, индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
формах и
методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т. д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.)
средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Слайд 25Принципы обучения:
принцип последовательности (построение учебного процесса от простого к сложному);
принцип
научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
принцип доступности
(содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста с учетом возрастных особенностей);
принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
Слайд 26Принципы обучения:
принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических
знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
принцип
индивидуализации программы (предполагает максимальный учет характерологических особенностей каждого воспитанника);
принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребенок);
принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Слайд 27Формы занятий:
традиционное (теоретическое) занятие,
практическое занятие,
комбинированное занятие,
лекция,
семинар,
тренировка,
поход,
экскурсия,
путешествие,
соревнования,
игра (деловая, ролевая) и т.д.
Слайд 28Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
словесный (устное изложение,
беседа, анализ текста и т.д.)
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (тренинг, упражнения, лабораторные работы и др.)
Слайд 29Методы, в основе которых лежит
способ организации занятия:
объяснительно-иллюстративный – обучающиеся
воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный - обучающиесяя воспроизводят полученные знания
и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Слайд 30Методы, в основе которых лежит
форма организации деятельности обучающихся:
фронтальный –
одновременная работа со всеми учащимися
коллективный – организация проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между всеми детьми
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек)
коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение
в парах – организация работы по парам
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Слайд 31Образовательная программа должна
включать следующие структурные элементы:
Титульный лист
Пояснительную записку
Учебный и
учебно-тематический планы
Содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение программы
Список использованной литературы.
Слайд 33
Титульный лист включает в себя:
наименование образовательной организации, реализующей образовательную программу;
гриф
утверждения программы ( с указанием должности и Ф.И.О. руководителя образовательной
организации, утвердившего образовательную программу);
дату утверждения образовательной программы на педсовете (методсовете);
название образовательной программы;
возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа;
срок реализации образовательной программы;
Ф.И.О., должность автора (авторов) или составителя образовательной программы;
название населенного пункта;
год составления образовательной программы.
Слайд 35Пояснительная записка раскрывает:
образовательную область и предмет изучения;
актуальность, новизну, педагогическую целесообразность
изучаемого курса;
отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области;
цель и задачи образовательной программы;
возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;
продолжительность реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
формы и режим занятий;
ожидаемые результаты;
формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
Слайд 36Актуальность программы – соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным
достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному
социальному заказу и запросам родителей и детей; (обоснование актуальности должно базироваться на фактах - цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);
Отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других подобных по направленности программ, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;
Слайд 37Адресат программы – примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным
обучение по данной программе - возраст, уровень развития, круг интересов,
личностные характеристики, иногда – уровень подготовки по профилю программы;
Формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;
Слайд 38Срок освоения программы – определяется целью, задачами, содержанием программы и
должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе;
Характеризуют
продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;
Режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
Слайд 39Цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение
по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна,
конкретна, перспективна и реальная
Слайд 40Задачи – шаги к достижению цели,
способы реализации цели:
Образовательные –
что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем
овладеет, чему научится и т.д.,
Развивающие – какие способности и творческие качества получат развитие и будут реализованы,
Воспитательные – какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы.
Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, предоставить возможность, поддержать, воспитывать, расширить, углубить и др.
Слайд 41Учебный план
образовательной программы включает:
перечень разделов, тем, последовательность и распределение
по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
количество часов по
каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;
формы организации занятий, планируемые по каждой теме (игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.);
формы аттестации, контроля усвоения материала.
(ФЗ ст.2, п.22; ст. 47, п.5)
Слайд 42Учебный план
образовательной программы
Слайд 43Учебно-тематический план
образовательной программы
1 год обучения
Слайд 44
Содержание изучаемого курса
раскрывается через:
описание тем или разделов;
краткую характеристику
форм занятий по каждой теме;
описание методического обеспечения каждой темы
(приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, литература).
Слайд 45Изложение содержания программы
1.9. Техника безопасности при проведении туристских походов,
занятий
Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.
Использование простейших узлов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практические занятия
Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
Слайд 46Изложение содержания программы
2.3. Поделочные камни, их классификация и свойства (14
часов).
Какие камни называются поделочными? Классификация поделочных камней. Общая характеристика, механические
и оптические свойства, техническая характеристика. Камень в изобразительном искусстве (яшма, малахит, нефрит, мрамор и другие).
Поделочные камни Пермского края и их месторождения.
Практические занятия:
Определение поделочных камней, их физических свойств. Составление каменной мозаики. Экскурсия в минералогический музей Пермского государственного университета.
Оборудование и материалы:
Коллекция поделочных камней. Изделия из поделочных камней. Фотографии поделочных камней и изделий из них. Мозаика из поделочных камней.
Видеофильмы и электронные носители о поделочных камнях.
Игра «Каменные цветы».
Слайд 47Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
включает:
обеспечение программы методическими видами
продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и
т.д.);
рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Методическое обеспечение образовательной программы
Формы, методы и приёмы обучения
Слайд 49Перечень
знаний, умений и навыков членов туристского объединения «Юные инструкторы
туризма»
при завершении ознакомительного модуля
Ожидаемым результатом реализации программы ознакомительного
модуля является формирование у обучающихся в области:
ценностно-смысловых компетенций:
умение принимать решения при выполнении обязанностей в туристской группе под контролем педагога;
умение осуществлять поиск необходимых материалов при изучении района похода;
учебно-познавательных компетенций:
владеть техникой передвижения в походе, преодоления несложных естественных препятствий;
владеть навыками самостоятельного ориентирования на местности и участия в массовых соревнованиях своей возрастной группы;
умение выступать устно и составлять письменный краткий отчёт о своей деятельности;
социокультурных компетенций:
владеть культурными нормами и традициями родного края;
владеть навыками по подготовке к походу, выполнения различных должностей в походе;
Слайд 50Перечень
знаний, умений и навыков членов туристского объединения «Юные инструкторы
туризма»
при завершении ознакомительного модуля
Слайд 51 СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
Абрис – схематический чертеж местности, составляемый при
производстве топографической съемки местности вдоль по съемочным ходам.
Автономность – отдельное
от других людей существование, положение большей или меньшей независимости от общества. Автономное существование туристской группы в походе влечет необходимость самостоятельного жизнеобеспечения с опорой только на свои силы, ум, знания и труд.
Безопасность – система мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций по вине участников в походе, на соревнованиях, тренировках.
Слайд 52СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПЕДАГОГА
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М., ЦДЮТур
МО РФ, 1996.
Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. М., Профиздат,
1985.
Антропов К., Расторгуев М. Узлы. М., ЦДЮТур РФ, 1994.
Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М., ЦРИБ "Турист", 1989.
Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. М., ФиС, 1990.
Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.