Слайд 1Экологический аудит
Порядок проведения экоаудита
Слайд 2Место в структуре курса
Введение в предмет
Правовое, нормативно-методическое и метрологическое
обеспечение экоаудита
Порядок проведения экоаудита
Виды экоаудита
Права и обязанности участников
ЭА, требования к аудиторам
Процедура ЭА
Программа ЭА
Методы проведения ЭА
Основные источники информации для проведения ЭА
Определение направлений и аспектов экологической деятельности предприятия
Структура заключения ЭА
Проблемы практического применения ЭА в России
Слайд 3Процедура ЭА
Схема проведения ЭА согласно «Рекомендациям по проведению ЭА» Международной
торговой палаты (1989 г.)
Слайд 4Процедура ЭА
Типовая схема проведения аудита согласно российским методическим рекомендациям
Слайд 5Процедура экоаудита
Типовая схема проведения аудита по ГОСТ Р ИСО 19011-2003
(действия
по результатам аудита не являются частью аудита)
Слайд 6Процедура экоаудита
Этап I. Организация проведения аудита
1 Назначение руководителя аудиторской
группы
2 Определение целей, области и критериев аудита
3 Определение возможности проведения
аудита
4 Формирование аудиторской группы
5 Установление первоначального контакта с проверяемой организацией
Слайд 7Процедура экоаудита
I.2 Определение целей, области и критериев аудита
Область аудита описывает
содержание и границы аудита, месторасположение, структурные подразделения, деятельность и процессы,
которые подвергаются аудиту, а также сроки аудита.
Критерии аудита используют в виде основы для сравнения, по которой определяют соответствие. Критерии могут включать политику, процедуры, стандарты, законы, нормы, регламенты, требования к системе менеджмента, требования контрактов или своды правил секторов экономики или предпринимательской деятельности.
Цели аудита определяет заказчик аудита.
Область и критерии аудита определяет заказчик аудита и руководитель аудиторской группы.
Любые изменения целей, области или критериев аудита должны быть согласованы с участвующими сторонами.
Слайд 8Процедура экоаудита
I.3 Определение возможности проведения аудита
Проводится с учетом следующих факторов:
-
достаточность и наличие необходимой информации для планирования аудита;
- адекватное сотрудничество
с проверяемой организацией;
- наличие времени и необходимых ресурсов.
В случае невозможности проведения аудита необходимо предложить заказчику альтернативное решение на основе консультаций с проверяемой организацией.
Слайд 9Процедура экоаудита
I.4 Формирование аудиторской группы
Проводится с учетом следующих факторов:
а)
цели, область, критерии и продолжительность аудита;
б) вид аудита (комплексный или
совместный);
в) общую компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей аудита;
г) законодательные требования, требования регламентов, требования контрактов и требования органов по аккредитации/сертификации;
д) необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой деятельности и избежания конфликта интересов;
е) возможности членов аудиторской группы результативно сотрудничать с проверяемой организацией и совместно работать;
ж) язык аудита и понимание специфических социальных и культурных ценностей организации (с учетом собственного опыта аудиторов или при поддержке технического эксперта).
Слайд 10Процедура экоаудита
Подбор группы проходит в два этапа:
- определение знаний и
навыков, необходимых для достижения целей аудита;
- выбор членов аудиторской группы
таким образом, чтобы в группе по аудиту имелись все необходимые знания и опыт.
Если аудиторы в аудиторской группе не обладают необходимыми знаниями и опытом, в группу включают технических экспертов. Технические эксперты должны работать под руководством аудиторов.
В группу по аудиту можно включать стажеров, но они не должны заниматься аудитом без руководства или методической помощи со стороны аудиторов.
И заказчик, и проверяемая организация имеют право требовать замены членов аудиторской группы по объективным причинам (член аудиторской группы работал ранее в проверяемой организации или же оказывал ей услуги по консалтингу, предыдущее неэтичное поведение).
Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять все обязанности, возлагаемые на руководителя аудиторской группы.
Слайд 11Процедура экоаудита
I.5 Установление первоначального контакта с проверяемой организацией
а) определение
каналов обмена информацией с представителем проверяемой организации;
б) подтверждение полномочий для
проведения аудита;
в) предоставление информации по предлагаемому графику аудита и составу аудиторской группы;
г) получение разрешения на доступ к соответствующим документам, включая записи;
д) определение необходимых правил обеспечения безопасности работ на месте;
е) определение подготовительных мероприятий к аудиту;
ж) согласование присутствия наблюдателей и сопровождающих для аудиторской группы.
Слайд 12Процедура экоаудита
Этап II. Анализ документов
Анализируются документы проверяемой организации, например, документы
по системе менеджмента, записи, а также отчеты по предыдущим аудитам.
Анализ
должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита.
Анализ может быть отложен до начала проведения аудита на месте, если это не нанесет ущерба результативности проведения аудита.
В некоторых случаях может оказаться необходимым посетить место проведения аудита для получения необходимой информации.
Если документация признана неадекватной, то руководитель аудиторской группы должен проинформировать заказчика аудита, ответственных за управление программой аудита и проверяемую организацию. Необходимо принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока проблемы с документацией не будут разрешены.
Слайд 13Процедура экоаудита
Этап III. Подготовка к проведению аудита на месте
1 Подготовка
плана аудита
2 Распределение работ между членами аудиторской группы
3 Подготовка рабочих
документов
Слайд 14Процедура экоаудита
III.1 Подготовка плана аудита
План аудита:
готовится руководителем аудиторской группы,
перед
началом аудита на месте согласуется с заказчиком аудита, аудиторской группой
и проверяемой организацией.
Любые возражения со стороны проверяемой организации должны быть разрешены с руководителем аудиторской группы и заказчиком.
В плане аудита должны найти отражение область и уровень сложности аудита в зависимости, например, от того, первоначальный это или последующий аудит, внутренний или внешний аудит.
План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы по мере осуществления аудита на месте при необходимости можно было внести изменения, например в область аудита.
Слайд 15Процедура экоаудита
План аудита должен включать:
а) цели аудита;
б) критерии аудита
и ссылочные документы;
в) область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных
подразделений и процессов, которые будут проверяться;
г) даты и места проведения аудита;
д) ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на месте, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания групп по аудиту;
е) роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц;
ж) распределение соответствующих ресурсов по "критичным местам" проведения аудита.
План аудита может включать:
и) определение представителей проверяемой организации для участия в аудите;
к) рабочий язык и язык отчета (акта) по аудиту там, где он отличается от родного языка аудитора и (или) проверяемой организации;
л) содержание отчета (акта) по аудиту;
м) материально-техническое обеспечение (средства передвижения, оборудование на месте и др.);
н) все, что касается обеспечения конфиденциальности;
о) любые действия по результатам аудита.
Слайд 16Процедура экоаудита
III.2 Распределение работ между членами аудиторской группы
Руководитель аудиторской
группы должен распределить ответственность между членами группы за аудит конкретных
процессов, подразделений, участков, областей или видов деятельности.
Распределение должно учитывать потребность в независимости, компетентности аудиторов и результативном использовании ресурсов, а также различную ответственность аудиторов, стажеров и технических экспертов.
Для достижения целей в процессе аудита могут быть сделаны изменения в распределении ответственности.
Слайд 17Процедура экоаудита
III.3 Подготовка рабочих документов
Члены аудиторской группы должны подготовить
рабочие документы для регистрации результатов аудита:
контрольные листы и планы
выборок для аудита;
формы для регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, выводы аудита и протоколы совещаний.
Использование форм не должно ограничивать объем проверок при аудите, которые могут измениться в результате анализа собранных во время аудита данных.
Рабочие документы, включая записи, являющиеся результатом использования документов, следует хранить до завершения аудита.
Документы, содержащие конфиденциальную или частную информацию, должны сохраняться надлежащим образом.
Слайд 18Процедура экоаудита
Примеры протоколов - по сферам ООС:
идентификация и ранжирование источников
воздействия на окружающую среду (по критериям экологической опасности);
идентификация и ранжирование
загрязняющих веществ (по жизненному циклу предприятия);
система и объекты производственного экологического мониторинга, включая мониторинг неорганизованных источников воздействия; мониторинг использования и образования опасных отходов;
система регулирования воздействия на окружающую природную среду, включая оценку эффективности охраны окружающей среды;
система оценки и компенсации ущерба, эколого-экономической и судебно-арбитражной ответственности, экологические санкции.
Слайд 19Процедура экоаудита
Примеры протоколов – по экологическим проблемам:
• выбросы в атмосферу
и очистка отходящих газов;
• сброс и очистка сточных вод;
• образование
опасных отходов;
• размещение и удаление опасных отходов;
• обращение с полихлорированными бифенилами и их обезвреживание;
• использование пестицидов и их обезвреживание;
• управление использованием опасных материалов и веществ;
• обращение с асбестом и его обезвреживание;
• переработка и использование или захоронение отходов;
• разливы нефти и нефтепродуктов.
Слайд 20Процедура экоаудита
Образец №1 – фрагмент протокола
Слайд 21Образец протокола №2
Процедура экоаудита
Слайд 22Образец протокола №3
Процедура экоаудита
Слайд 23Процедура экоаудита
Этап IV. Проведение аудита на месте
1 Проведение предварительного совещания
2
Обмен информацией в ходе аудита
3 Роль и обязанности сопровождающих лиц
и наблюдателей
4 Сбор и верификация информации
5 Формирование выводов аудита
6 Подготовка заключения по результатам аудита
7 Проведение заключительного совещания
Слайд 24Процедура экоаудита
IV.1 Проведение предварительного совещания
Предварительное совещание проводят с руководством
проверяемой организации или с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения
или процессы.
Цели предварительного совещания:
а) подтверждение плана аудита;
б) предоставление краткого обзора плана выполнения аудита;
в) подтверждение каналов обмена информацией;
г) предоставление возможностей проверяемой организации задать вопросы.
Слайд 25Процедура экоаудита
Как правило, при внутренних аудитах малых предприятий на предварительном
совещании объявляют о том, что аудит начинается, и объясняют характер
аудита.
В других случаях предварительное совещание считают официальным и ведут регистрацию присутствующих на нем. В роли председателя должен быть руководитель аудиторской группы (АГ). На совещании выполняется следующее:
а) представить участников, включая их роль в аудите;
б) подтвердить цели, области, критерий аудита;
в) подтвердить график проведения аудита, даты и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания АГ и руководства проверяемой организации и дальнейшие изменения;
г) ознакомить с методами и процедурами аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных и в аудите будет присутствовать элемент неопределенности;
д) подтвердить официальные каналы связи между АГ и проверяемой организацией;
е) подтвердить язык, используемый при аудите;
ж) подтвердить, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения;
и) подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые АГ, будут доступны;
к) подтвердить обеспечение конфиденциальности;
л) подтвердить обеспечение безопасности работы, ознакомление с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности АГ;
м) подтвердить наличие, роль и фамилии всех сопровождающих лиц;
н) ознакомить с методами составления отчетов, включая классификацию несоответствий;
о) информировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
п) информировать о системе рассмотрения апелляций по проведению или заключениям по результатам аудита.
Слайд 26Процедура экоаудита
IV.2 Обмен информацией в ходе аудита
Может возникнуть необходимость
в заключении официального соглашения по обмену информацией между АГ и
проверяемой организацией.
В АГ периодически проводят обмен информацией, оценивают ход аудита и, при необходимости, перераспределяют обязанности между членами группы.
Во время аудита руководитель АГ должен периодически обмениваться информацией о ходе аудита и всех связанных с этим вопросах с проверяемой организацией и заказчиком аудита:
Свидетельство, полученное во время аудита, относительно предполагаемого непосредственного и существенного риска (например, связанного с безопасностью, охраной окружающей среды или качеством) должно быть без задержки доведено до сведения проверяемой организации и, если необходимо, заказчика аудита.
Информация, выходящая за пределы области аудита, должна также приниматься во внимание и доводиться до сведения руководителя АГ, чтобы осуществить обмен информацией с проверяемой организацией и заказчиком аудита.
Если свидетельство аудита указывает на невыполнимость целей аудита, руководитель АГ должен доложить проверяемой организации и заказчику о причинах принятия соответствующих мер, включающих корректировку и переутверждение плана аудита, изменение целей или области аудита, или прекращение аудита.
Любые изменения области аудита, которые могут быть заметными в ходе выполнения аудита, следует анализировать и утверждать.
Слайд 27Процедура экоаудита
IV.3 Роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей
Сопровождающие
лица и наблюдатели не являются аудиторами, поэтому они не должны
оказывать влияния на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита.
Сопровождающие лица, назначенные проверяемой организацией, должны оказывать помощь группе, действовать по просьбе руководителя АГ и выполнять следующие обязанности:
а) обеспечение контактов и назначение времени для бесед;
б) обеспечение посещений определенных мест производственной площадки или организации;
в) обеспечение того, чтобы правила и процедуры по безопасности были известны и соблюдались членами АГ;
г) исполнение роли лиц, свидетельствующих в ходе аудита от имени проверяемой организации;
д) предоставление разъяснений или оказание помощи при сборе информации.
Слайд 28Процедура экоаудита
IV.4 Сбор и верификация информации
Во время аудита информация,
относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию,
касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Свидетельством аудита может быть только информация, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.
Свидетельство аудита основано на выборках подходящих данных. Поэтому имеется элемент неопределенности при проведении аудита, и выводы аудита должны учитывать эту неопределенность.
Слайд 29Методы сбора информации:
- опросы;
- наблюдения за деятельностью;
- анализ документов.
Слайд 30Процедура экоаудита
IV.5 Формирование выводов аудита
Для получения выводов аудита свидетельства
аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Выводы аудита указывают
на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, выводы аудита могут определять возможности для улучшения.
АГ, при необходимости, должна собираться для анализа выводов аудита на определенных этапах во время аудита.
Соответствия критериям аудита должны быть обобщены с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Если это предусмотрено планом аудита, отдельные выводы аудита о соответствии и подтверждающие их свидетельства также должны быть записаны.
Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны и классифицированы (ранжированы). Они должны быть проанализированы с проверяемой организацией для подтверждения объективности свидетельств аудита. Необходимо устранить разногласия во мнениях по свидетельствам аудита и/или выводам аудита, а неразрешенные проблемы документально оформить.
Слайд 31Процедура экоаудита
IV.6 Подготовка заключения по результатам аудита
Аудиторская группа до
заключительного совещания должна выполнить следующее:
а) рассмотреть выводы аудита и другую
соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита;
б) согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенности, присущей процессу аудита;
в) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита;
г) обсудить действия по результатам аудита, если это входит в план аудита.
Слайд 32Процедура экоаудита
IV.7 Проведение заключительного совещания
Цели заключительного совещания, председателем которого
является руководитель АГ:
представить выводы и заключения по аудиту таким образом,
чтобы они были признаны проверяемой организацией,
при необходимости, были согласованы сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий.
Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель АГ должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут уменьшить доверие к заключениям по результатам аудита.
Во многих случаях, например, при внутреннем аудите малого предприятия, на заключительном совещании просто сообщаются выводы и заключение по результатам аудита.
В других ситуациях при аудите совещание должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих.
Слайд 33Процедура экоаудита
Любые разногласия по выводам и/или заключению по результатам аудита
между АГ и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по
возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано.
Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации по улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера.
Слайд 34Процедура экоаудита
Этап V. Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по
аудиту
1 Подготовка отчета (акта) по аудиту
2 Утверждение и рассылка
отчета (акта) по аудиту
Слайд 35Процедура экоаудита
V.1 Подготовка отчета (акта) по аудиту
Руководитель АГ отвечает
за подготовку и содержание отчета (акта) по аудиту. Отчет (акт)
по аудиту должен содержать полные, точные, сжатые и понятные записи по аудиту и должен включать ответы на следующие вопросы:
а) цели аудита;
б) область аудита, в частности, идентификация проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;
в) идентификация заказчика аудита;
г) идентификация руководителя и членов аудиторской группы;
д) даты и места проведения аудита на месте;
е) критерии аудита;
ж) выводы аудита;
и) заключения по результатам аудита.
Слайд 36Процедура экоаудита
При необходимости в отчет (акт) по аудиту включаются:
к) план
аудита;
л) список представителей проверяемой организации;
м) итоги проведения аудита, включая неопределенности
и/или любые встретившиеся препятствия при его проведении, которые могут уменьшить достоверность заключения по результатам аудита;
н) подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;
о) области, не охваченные аудитом, но находящиеся в области аудита;
п) неразрешенные противоречия между аудиторской группой и проверяемой организацией;
р) рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита;
с) согласованный план действий по результатам аудита, при необходимости;
т) заявление о конфиденциальном характере содержимого отчета;
у) перечень рассылки отчета по аудиту.
Слайд 37Процедура экоаудита
V.2 Утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту
Отчет
(акт) по аудиту должен быть подготовлен в согласованные сроки. Если
это невозможно, то о причинах задержки необходимо сообщить заказчику аудита и согласовать новый срок его подготовки.
Отчет (акт) по аудиту должен быть датирован, проанализирован и утвержден в соответствии с процедурами программы аудита.
Отчет (акт) по аудиту должен быть разослан получателям, определенным заказчиком аудита.
Отчет (акт) по аудиту является собственностью заказчика аудита. Члены аудиторской группы и все, кто получает отчет (акт) по аудиту, должны соблюдать требования конфиденциальности содержимого отчета (акта).
Слайд 38Процедура экоаудита
Этап VI. Завершение аудита
Аудит считается завершенным, если все
процедуры, предусмотренные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет по аудиту
разослан.
Документы, имеющие отношение к аудиту, следует хранить или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами и в соответствии с действующим законодательством, нормативными требованиями и требованиями контрактов.
Если это не предусмотрено законом, аудиторская группа не должна раскрывать содержимого документов и другой информации, полученной во время аудита, любой другой стороне без ясного разрешения заказчика аудита и, где это требуется, разрешения проверяемой организации. Если необходимо раскрыть содержание документов аудита, заказчик аудита и проверяемая организация должны быть проинформированы об этом как можно скорее.
Слайд 39Процедура экоаудита
Этап VII. Действия по результатам аудита
Заключения по результатам
аудита могут указывать на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или, при
необходимости, действий по улучшению. Последующие действия не рассматривают как часть аудита, и вопрос об их проведении в согласованные сроки обычно решает проверяемая организация, которая должна информировать заказчика аудита о состоянии выполнения этих действий.
Завершение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы. Верификация может быть частью последующего аудита.
Программа аудита может предусматривать выполнение определенных действий после аудита членами аудиторской группы, что может добавить ценность аудиту. В таких случаях следует позаботиться об обеспечении независимости при проведении последующих аудитов.