Слайд 1Экологический мониторинг
Национальный экологический мониторинг
Слайд 2
Национальный ЭМ
Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством
РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием
окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
ФЗ №7 «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 5): «установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы». Этим же законом (статья 63) определяются основные принципы организации государственного мониторинга окружающей среды.
Слайд 3
Национальный ЭМ
Вопросы осуществления государственного мониторинга ОС также регулируются:
- Земельным,
Водным и Лесным кодексами РФ
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
ФЗ «О гидрометеорологической службе»
ФЗ «О недрах»
ФЗ «О животном мире»,
ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
ФЗ «Об охране озера Байкал»
ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»
ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
Слайд 4
Национальный ЭМ
На территории СССР в 70-е гг. на базе станций
гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей
среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.
Уровни ОГСНК:
- первый: станции наблюдения, осуществляющие наблюдение и определенную обработку и обобщение данных
- второй: территориальные и региональные центры, осуществляющие обобщение, анализ материалов, составление местных прогнозов и оценку состояния ОС по всей территории;
- третий (высший): Гидрометцентр СССР и другие головные центры (НИИ), осуществляющие разработку прогнозов и оценку состояния ОС в национальном и глобальном масштабах
Слайд 5
Национальный ЭМ
В 1993 г. было принято решение о создании Единой
государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы
по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба. Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:
1. Координацию разработок и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды
2. Регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных
3. Хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами
4. Деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие
5. Доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
По своей сути ЕГСЭМ есть реализация системы ГСМОС на уровне национального мониторинга.
Слайд 6
Национальный ЭМ
В состав ЕГСЭМ входит государственная и территориальные системы наблюдения,
а также организации и учреждения, осуществляющие сбор, обработку, учет, хранение
и распространение фактической и прогнозируемой информации.
Государственные структуры, обеспечивающие систему национального ЭМ:
1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Функции: обеспечивает общее руководство подведомственными контролирующими органами исполнительной власти в вопросах охраны окружающей природной среды.
2. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Функции: производит постоянный сбор гидрометеорологической информации; данных о загрязнении атмосферы, поверхностных вод суши, территориального моря, шельфа и околоземного космического пространства; научную деятельность в отношении мониторинга загрязнений окружающей среды; оценку и прогноз изменений климата.
Слайд 7
Национальный ЭМ
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Функции: контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства
объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, охраной водных объектов. Организует и проводит в порядке, определяемом Правительством РФ, государственную экологическую экспертизу, мониторинг объектов животного мира, озера Байкал, континентального шельфа.
4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Функции: ограничение негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), промышленной безопасность, государственный горный надзор; экологическая экспертиза в установленной сфере деятельности; государственный энергетический надзор; специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха. Регулирует вопросы безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).
Слайд 8
Национальный ЭМ
5. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Функции: ведение федерального и
территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных
по вопросам недропользования и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.
6. Федеральное агентство водных ресурсов.
Функции: охрана водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения вод; предоставление информации, связанной с состоянием и использованием водных объектов, находящихся в федеральной собственности; ведение государственного водного кадастра, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования.
Слайд 9
Национальный ЭМ
Система национального мониторинга состоит из следующих подсистем:
мониторинга источников
загрязнения (МИЗ)
мониторинга загрязнения атмосферного воздуха
мониторинга загрязнения вод суши
мониторинга загрязнения морей
мониторинга загрязнения почв
фонового мониторинга
Слайд 10
Национальный ЭМ
При проведении мониторинга используются данные наблюдений:
1. За состоянием атмосферного
воздуха, поверхностных вод суши и морей, почв и природно-климатических факторов,
полученные государственной наблюдательной сетью Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу ОС, территориальными системами наблюдений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
2. За химическими и радиационными факторами среды обитания, полученные в ходе социально-гигиенического мониторинга Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
Слайд 11
Национальный ЭМ
При проведении мониторинга используются данные наблюдений:
3. За водными объектами,
полученные в ходе государственного мониторинга водных объектов Федеральным агентством водных
ресурсов, Федеральным агентством по пользованию недрами и Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;
4. За состоянием уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ, полученные Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральным агентством по пользованию недрами и органами исполнительной власти субъектов РФ;
Слайд 12
Национальный ЭМ
При проведении мониторинга используются данные наблюдений:
5. За состоянием почвенного
покрова, полученные в ходе мониторинга земель Министерством сельского хозяйства РФ,
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу ОС, Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
6. За абиотическими факторами, негативно воздействующими на состояние и воспроизводство лесов, полученные в ходе государственного мониторинга лесов Федеральным агентством лесного хозяйства, а также животного мира и водных биоресурсов, полученные Федеральной службой в сфере природопользования и Федеральным агентством по рыболовству;
7. За состоянием ОС в районах расположения источников антропогенного воздействия, полученные в соответствии с законодательством владельцами этих объектов.
Слайд 13
Национальный ЭМ
Единство и сопоставимость данных мониторинга обеспечивается Федеральной службой по
гидрометеорологии и мониторингу ОС через формирования нормативных правовых актов и
методических документов по вопросам осуществления наблюдений, оценки и прогнозирования состояния ОС.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС на основе полученных данных мониторинга ведет единый государственный фонд данных о состоянии ОС и ее загрязнении.
Слайд 14
Национальный ЭМ
Информация о загрязнении ОС по степени срочности делится на
три категории:
1.Экстренная информация, содержащая сведения о резких изменениях уровня загрязнения,
требующая безотлагательного принятия мер, немедленно сообщается местным и центральным органам;
2.Оперативная информация, охватывающая месячный период наблюдений, перерабатывается на местах и в центральных организациях Росгидромета, сообщается в местные и центральные организации;
3.Режимная информация, охватывающая годовой период наблюдения и отражающая общее состояние, тенденции в изменении загрязнения природных сред, служит для планирования мероприятий по охране ОС на длительные сроки.
Слайд 15
Национальный ЭМ
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между
собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга
и затрудняет доступ к необходимой информации, как для граждан, так и для государственных организаций.
Поэтому так важно было создать ЕГСЭМ, которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды.
Слайд 16
Национальный ЭМ
При осуществлении мониторинга обеспечивается:
1. Предоставление органам и организациям, входящим
в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС, оперативной фактической
и прогностической информации о состоянии ОС для обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от ЧС природного и техногенного характера;
2. Доведение до органов и организаций государственного санитарно-эпидемиологического надзора информации о состоянии ОС для проведения санитарно-гигиенического мониторинга;
3. Предоставление органам исполнительной власти в области охраны ОС и регулирования природопользования необходимой информации о состоянии ОС для использования ее в целях обеспечения безопасности и рационального природопользования;
4. Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при осуществлении мониторинга.
Слайд 17
Национальный ЭМ
Информация о состоянии ОС и ее изменении используется органами
государственной власти РФ, органами власти субъектов федерации для разработки прогнозов
социально-экономического развития, разработки целевых программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны ОС субъектов РФ и мероприятий по охране ОС.
Таким образом, в стране ведется достаточно разнообразный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой. Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.