Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г.
(3 модуля)
Преподаватель: доцент кафедры экономической теории Лобас Татьяна Викторовна
зачет
Слайд 2
Тема лекции: Введение в
дисциплину «Экономическая история»
ЦЕЛЬ: определить предмет
экономической истории, основы периодизации; познакомиться с организацией занятий
Слайд 3План лекции
Предмет, цель, задачи курса, его практическое значение.
Организация занятий.
Слайд 4Основная литература
Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С.
Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011.
Слайд 5Дополнительная литература
Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.
Камерон Р.
Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М.,
2001.
Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран (России): учеб. пособие. М., 2009.
Экономическая история: хрестоматия. М., 2008.
Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-М.,2007.
Слайд 6Методическая литература
Программа
Учебно-методические указания
Слайд 7Экономическая история
- история развития экономики с помощью современной экономической теории
-
история с экономической точки зрения
Слайд 8ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
история экономического развития и роста
история (макро-) экономической политики
история
институтов и их влияния на экономический рост
Слайд 9Для чего ЭИ нужна экономистам?
«зависимость» от прошлого: особенности предшествующего
развития – современные проблемы, сравнительные преимущества
-идея QWERTY
-институциональные ограничения
полигон
для тестирования гипотез, «современные» данные для которых могут быть не доступны
Слайд 10Важность изучения
Й. А. Шумпетер: ««Содержание всякой науки включает историю и
не может быть удовлетворительно изложена вне ее».
Дж.М. Кейнс: «Экономическая
история не только иллюстрирует, но и обосновывает экономическую теорию, является полигоном для проверки адекватности экономических теорий».
«Станет ли Тунис Гданьском?» (Г. Мирский)
Слайд 11Этапы становления ЭИ
Сер. XIX в. – выделилась из политэкономии –
«традиционная ЭИ»
-А. Тойнби (Англия) «Промышленный переворот в Англии в 18
в.»
-Историческая школа Германии (К. Бюхер, М. Вебер)
«Школа Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель) – Франция
1960–е гг. - клиометрика
Слайд 12КЛИОМЕТИРИКА
использование концепции и методов современной экономики для изучения прошлого
использование исторических данных для тестирования гипотез экономической теории
У истоков: Саймон
Кузнец
Робер Фогель
Даглас Норт
Слайд 13КЛИОМЕТИРИКА:источники
Исторические источники и артефакты
-фискальные интересы правительства, статистика: регулярная с 1870-х
гг.
-церковные учет населения
-частные контракты и сделки: цены
Поиск новых источников
информации (рост человека)
Ангус Мэдисон (1926-2010) – Гронингенский центр экономического роста и развития «исповедь цифролюба»
Слайд 14
Groningen Growth and Development Centre
Слайд 15Конгрессы по ЭИ
С 1960 г.
Международные конгрессы по ЭИ
2012 -
XVI Всемирный конгресс по экономической истории г. Стелленбош (ЮАР),
Международная ассоциация
ЭИ
Центры в РФ: МГУ, РЭШ, НИУ-ВШЭ, ФУ
Слайд 16Подходы к периодизации
Стадиально-хозяйственный подход
Формационный
Цивилизационный
Институционально-технологический
Миросистемный анализ (Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Дж.
Арриги)
Слайд 17Цивилизации: подходы к классификации (уровень развития, цикличность)
неолитическая (VII – IV
тыс.до н.э.)
восточно-рабовладельческая (III – перв. пол I тыс. до н.э.)
античная
(VI в. до н.э.– V н.э)
раннефеодальная (VI – XIII вв.)
доиндустриальная (XIV – XVIII вв.)
индустриальная (с 1760-1790-х до 1960-1970-х гг.)
постиндустриальная (с 80-х гг. XX – начала XXI вв.)
Слайд 18Цивилизации: подходы к классификации (по доминирующим экономическим признакам)
Аграрная (сельскохозяйственное производство,
ручной труд, ведущий вид собственности – земельная)
Индустриальная (промышленное производство, машинный
труд, ведущий тип собственности – промышленная)
Постиндустриальная (информационное производство, интеллектуальный (духовный) труд, ведущий тип собственности –интеллектуальная)
Слайд 19Цивилизации: подходы к классификации (экономические, религиозные, культурные - локальные)
Западная, конфуцианская,
исламская, индуистская, латиноамериканская, африканская, православно-славянская, японская
Европейская, восточноазиатская, южноазиатская, исламская, латиноамериканская
Слайд 20 мир-системный подход – концепция, анализирующая генезис, механизм
функционирования и эволюцию «исторических систем», или «миров-систем».
ва
типа миров-систем: мини-системы (первобытные примитивные протосоциумы) и миры-системы, которые, в свою очередь, могут существовать в виде миров-империй (господствовали в период с 8000 г. до н.э. до 1500 г. н.э.) и миров-экономик. Капитализм относится ко второму из них и утвердился как единственный мир-система, начиная с 1500 г.
Слайд 21Мир-системный подход (МСА)
3 вида социальных систем
Мини-системы и миры-системы (миры-империи
и миры-экономики)
Мини-системы - относительно небольшие, высоко автономные единицы с четким
внутренним разделением труда и единой культурой. Они не входят в какие-либо системы более высокого уровня и не платят регулярной дани.
И. Валлерстайн (1930)
Слайд 22Мир-системный подход (МСА)
“Миры-империи” (Китай, Рим и т. д). Способ производства,
являющийся их основой, –даннический (АСП или феодальный).
В мире-экономике нет
социальных ограничений для развития производства, что становится возможным при освобождении экономики из-под диктата политической власти. Его упразднение - это победа нового “способа производства” - капиталистического.
И. Валлерстайн (1930)
Слайд 23ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
ТРИ МОДУЛЯ
Модуль I - максимальное количество баллов - 26
Модуль
II - максимальное количество баллов - 20
Модуль III - максимальное
количество баллов - 34
Зачет - 20 баллов
ИТОГ - 100 баллов
Слайд 24ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ I : 2 лекции, 3 семинара, 2 практических
занятия.
итоговая контрольная работа по результатам первого модуля – 5; отчет
(музей) – 4; таблица – 3, словарь – 2; устная аудиторная работа – 12.
ИТОГ - 26 баллов.
Слайд 25ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ II : 2 лекции, 3 семинара, 1 практическое
занятие.
итоговая контрольная работа по результатам второго модуля – 5; практическое
упражнение – 4; словарь – 2; устная аудиторная работа – 9.
ИТОГ - 20 баллов.
Слайд 26ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
МОДУЛЬ III : 4 лекции, 5 семинаров, 2 практических
занятия.
итоговая контрольная работа по результатам 3 модуля – 5; круглый
стол – 6; реферирование статьи (реферат) – 5; устная аудиторная работа – 15, нирс - 3.
ИТОГ - 34 балла.
Слайд 27ЭИ
Зачет автоматом при условии:
1)Студент за семестр набрал не менее
60 баллов