Слайд 1Клод-Ашиль
Дебюсси
1862-1918 гг.
Подготовила:
Ярошевич Полина «8а»
Слайд 2
«История любви одного из самых знаменитых композиторов начала
ХХ века, Клода Дебюсси с легкостью могла бы лечь в
основу романа или фильма.»
Детство: Клод-Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Его отец, мелкий торговец, был владельцем небольшой посудной фаянсовой лавки. Когда Клоду исполнилось два года, его отец продал свой магазинчик, и вся семья переехала в Париж, где Дебюсси-старший устроился на работу бухгалтером в частной фирме.
Слайд 3
В Париже и прошло почти всё детство Клода
Дебюсси за вычетом времени Франко-прусской войны, когда мать будущего композитора
уехала вместе с ним в Канны, подальше от военных действий. Именно в Каннах юный Клод в 1870 году начал брать первые уроки фортепиано. В 1872 году, в возрасте десяти лет, Клод поступил в Парижскую консерваторию.
Слайд 4
Обучение: Десятилетний Клод Дебюсси обучался у талантливых и
выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками
стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения. Первые творческие эксперименты Дебюсси относятся к концу 70-х - началу 80-х годов. Это были романсы на слова Поля Верлена, Буже; в них уже вполне различим индивидуальный стиль Дебюсси и самобытность его таланта. В 1884г он получает Большую Римскую премию.
Слайд 5
Дебюсси и Россия: Во время обучения в консерватории,
Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое
время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде. Специально для фон не Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из «Лебединого озера».
Слайд 6
Именно в период работы в семье фон Мекк
Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.
Но главной ценностью этого визита для композитора стал полный доступ к огромному количеству нотных тетрадей с самыми разными произведениями, и Клод имел возможность познакомиться с русскими классиками и современниками, такими, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин. Музыку Чайковского и Глинки Дебюсси узнал ранее и отлично исполнял ее на домашних творческих вечерах фон Мекк.
Слайд 7
Импрессионист или… символист? :В 80-е - 90-е годы
наступает начальный этап творческого расцвета Клода Дебюсси. Это время отмечено
серьезным увлечением символизмом – вливается в кружок французских поэтов под предводительством Стефана Малларме. В его доме в тот период собирались литераторы, художники и музыканты. В эти годы он пишет много вокальных произведений на стихи Бодлера, Верлена, Луиса. Их лирическое содержание и тяготение к природным пейзажам стало для Клода излюбленным вектором творчества на долгие годы.
Слайд 8
А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался
от символистских идей и переключился на новое направление. Его все
больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.
Слайд 9
Истинной жемчужиной раннего периода работы Дебюсси стала опера
«Пеллеас и Мелизанда» Матерлинка. Дебюсси признавался, что его привлекло отсутствие
динамично меняющегося действия, глубокий психологизм переживаний героев, которые раскрываются даже больше не в прямой речи, а в мыслях. Здесь Клод поддался настроению Метерлинка и воссоздал подлинную мрачную атмосферу, в которой герои словно не верят в возможность собственного счастья, а лишь обреченно ждут трагической развязки. Но композитор все же смягчил пессимизм драмы, усилив лирическую линию.
Слайд 10
Первые годы XX века открыли для Дебюсси новую
сферу деятельности: он становится известным музыкальным критиком. Несколько раз уходя
и вновь возвращаясь на это поприще, Дебюсси в итоге в 1914 году написал книгу «Господин Крош – антидилетант», в которой собрал свои лучшие критические статьи, а также сформировал собственный взгляд на искусство, его источники, а также основные цели и задачи. Своим важнейшим принципом в создании произведений композитор считает объективность, а главным источником музыки - природу. Несомненно, именно музыку, композитор назвал главной среди искусств.
Слайд 11
Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях,
концертах, а также в реализации творческих планов. Популярность его в
Европе росла, а Россия, где он когда-то впечатлился Мусоргским и Римским-Корсаковым, также приняла его радушно и с большой любовью – он давал концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Кровавая Первая мировая война принесла в творчество композитора подчеркнутый патриотизм, и все произведения последних лет - исключительно о Франции и для нее. Одними из самых значимых произведений последних лет жизни Дебюсси стали «Детский уголок», «Ящик с игрушками» (оба посвящены дочери), а также 24 прелюдии, 12 этюдов, 6 «Античных эпиграфов» .
Слайд 12
Интересные факты о Клоде Дебюсси
Надежда фон Мекк
была близко знакома с Петром Чайковским и состояла с ним в переписке.
Нередко она упоминала в ней и Дебюсси, называя его сначала «пианистик» или «французик», а позже - уже «музикус» и «хороший партнер для игры в 4 руки».
Дебюсси очень сильно проникся творчеством русских композиторов. В 1891 году произошло его знакомство с аккомпаниатором Эриком Сати. Через 30 лет после знакомства Сати написал, что при их встрече Дебюсси был «пропитан» Мусоргским, «словно промокашка».
Композитор был довольно скромным человеком, его не привлекала слава и всенародная любовь. Он даже не всегда посещал премьеры своих опер, предпочитая оставаться в тени. А свой невероятный талант он объяснял просто как дар Всевышнего: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».
Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, где в самом разгаре были бомбардировки. На похороны известного музыканта пришло всего около 50 человек, но до кладбища дошли не все.