Слайд 1Лекция Тема:
Экономические показатели (Э.П.)
Понятие Э.П.
Метод сравнительной статистики
Предельные, средние величины, индексы
Номинальные
и реальные величины
Долгосрочные и краткосрочные периоды в экономическом анализе
Слайд 3Экономические показатели – показывают, характеризуют состояние экономики, ее объектов, протекающих
в ней процессов в прошлом, настоящем и будущем
Слайд 4Экономические показатели описывают экономику языком цифр. Например, доход турфирмы за
2006 год составил 2400 тыс.руб.; ВВП России – 1 тлн.руб.
Слайд 5Система экономических показателей
- совокупность взаимосвязанных экономических показателей характеризующих экономику
в целом, отрасль, регион
Слайд 6Вопрос 2
Экономические показатели:
Абсолютные (объемные, количественные) характеризуют объем, размер
Относительные – есть
результат деления одной величины на другую
Слайд 7 Численность населения России 145, 2 млн. чел., в
т.ч. городское население 106, 5 млн.чел., сельское население – 38,7
млн.чел.
Китай – 1,3 млд. чел.
Индия – 1 млд.чел.
США – 286 млн.чел.
Индонезия 215 млн.чел.
Бразилия – 173 млн.чел.
Слайд 8Виды относительных величин (ов)
а) относительные величины динамики – изменение
показателей во времени (темп роста, темп прироста)
Динамика = показатель отчетного
периода / показатель прошлого (базисного) периода
Слайд 9 б) относительные величины структуры – структура показателя характеризует состав
совокупности и измеряется удельным весом
Удельный вес в % =
Часть совокупности / вся совокупность *100%
Слайд 10в) относительные величины интенсивности характеризуют степень распространения явления в той
или иной среде.
ОВ интенсивности = Явление / Среда
Слайд 11Г) ОВ сравнения – для сравнения показателей по странам, территориям,
предприятиям
ОВ сравнения = показатель страны (региона, предприятия) / показатель другой
страны (региона, предприятия)
Слайд 12 Вопрос 3 Общие предельные и средние величины
Общие показатели –
объемные:
На уровне индивида, фирмы – показатели макроэкономики (доходы издержки)
На уровне
региона: населения, района, области – показатели медиоэкономики (численность населения области, объем производства в регионе)
На уровне национального государства и мировой экономики – макроэкономические показатели (ВВП, Национальный доход, уровень инфляции, безработицы в стране)
Слайд 13Средняя величина – такая сводная, обобщающая величина, которая отражает типичные
(характерные) свойства совокупности или показателя
Слайд 14Например, средняя заработная плата в регионе 15 тыс.руб.; средний балл
по дисциплине в группе 3,8; средняя жилая площадь на одного
человека в поселении 12,8 м2
Слайд 15Относительные приростные показатели в которых объемный прирост отнесен к последней
(крайней единицы фактора), обусловившего этот прирост, называют предельными или маржинальными
показателями.
Слайд 16В экономическом смысле предельный показатель характеризует сколько дополнительных единиц продукта,
блага, удовольствия можно получить за счет увеличения затраченных средств, усилий,
ресурсов на одну единицу или, что дополнительно приносит последний затраченный рубль
Слайд 17Маржинальный анализ (англ - предел) важнейший методический принцип, основанный на
использовании предельных величин для исследования экономических законов и категорий
Слайд 18Теория предельной полезности
(Е. Бем - Баверк)
Теория предельной производительности (Дж.
Б. Кларк)
Слайд 19Индексы – это относительный показатель который характеризует изменение сложного экономического
явления и отдельных его элементов во времени
Слайд 20Сложное экономическое явление – это такое явление отдельные элементы которого
не могут быть непосредственно суммированы
Слайд 21Например, вложенный капитал в фирму
2007 г. – 2400 тыс.руб (у1)
2006
г. – 2000 тыс.руб (у0)
Прибыль фирмы в 2007 г. –
300 тыс.руб.
в 2006 г. – 200 тыс.руб.
Сумма заемного капитала
2007 г. – 1300 тыс.руб.
2006 г. 1000 тыс.руб.
Провести анализ экономических показателей работы фирмы
Слайд 22Динамика инвестиций
2400 / 2000 * 100% = 120%
Темп роста 1,2
раза или 120%
Темп прироста 20% = 2400 – 2000 /
2000
Слайд 23Рентабельность (прибыльность)
= ∑ прибыли / ∑ капитала
2007 г.
– 300 / 2400 = 0,125 или 12,5%
2006 г. –
200 / 2000 = 0,1 или 10%
Это относительная величина, интенсивности. В 2007 г. с каждого рубля капвложений получали 12,5 коп. прибыли, а в 2006 г. только 10 коп.
Слайд 24Предельный показатель (маржинальный) – прибыль на каждый последний рубль вложенного
капитала возросла на
(300 – 200) / (2400 -
2000) = 100/400 = 0,25
Слайд 25Вопрос 4 Номинальные и реальные величины
Номинальная величина – это
показатель выражен в текущих, действующих ценах а реальная величина –
это показатель выражен в ценах базисного (прошлого) периода
Слайд 26Например, оборот фирмы (предприятия)
В 2007 г. – 28400 тыс.руб.
В 2006
г. – 27800 тыс.руб.
Индекс цен в 2007 г. - 117%
или 1,17
Номинальные величины
Слайд 27Динамика или темпы роста оборота
28400 тыс.руб. / 27800 тыс.руб. *100
= 102,2%
Д = у1 / у0 * 100%
Оборот
фирмы в 2007 г. возрос по сравнению с 2006 г. на 2,2 % или темп прироста оборота за 2007 г. составил 2,2 %
Тпр = (у1 – у0) / у0 * 100%
Слайд 28Оборот фирмы в сопоставимых ценах, т.е. пересчитанный по ценам базисного
периода
28400 тыс.руб. / 1,17 = 24273,5 тыс.руб. – реальная
величина
Оборот фирмы за 2007 г. пересчитан по ценам 2006 г.
Слайд 29Динамика оборота (темпы роста) в сопоставимых ценах
24273,5 / 27800
тыс.руб * 100% = 83,3%
Оборот в сопоставимых ценах снизился на
16,7 % (снижение физического объема оборота)
Слайд 30Абсолютный прирост оборота в действующих ценах
28400 тыс.руб. – 27800
тыс.руб. = 600тыс.руб.
у1 – у0 = ∆ у
Абсолютный прирост оборота
в сопоставимых ценах
У*1 – у0 = ∆ у*
24737.5 тыс.руб. – 27800 тыс.руб. = 4126,5 тыс.руб
Слайд 31Номинальная заработная плата и реальная заработная плата
Например, среднемесячная заработная плата
на предприятии за отчетный год (2007 г.) – 15000 руб.,
а за прошлый (2006 г.) – 14700 руб.
Определить реальную заработную плату за 2007 год, если индекс потребительских цен в 2007 г. составил 1,26. Рассчитать динамику показателя в действующих и сопоставимых ценах.
Слайд 32Например, номинальная ставка банковского процента в отчетном году 23%, а
уровень инфляции (средний рост цен) 18%, то реальная процентная ставка
банка 23% - 18% = 5%
Слайд 33В макроэкономике, номинальный ВВП и реальный ВВП. Индекс цен на
всю номенклатуру выпускаемых в стране товаров – дефлятор.
Слайд 34Вопрос 5
Увеличение объема производства товаров и услуг возможно
1)В
краткосрочном периоде:
а) за счет роста численности работников
б) за счет увеличения
поступления сырья, материалов, топлива.
Имеющиеся мощности (основной капитал) – ограничители роста
Слайд 352) В долгосрочном периоде
а) за счет а) ;б)
б) за
счет увеличения мощностей (основного капитала)