Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Слайд 2Главным делом в Самаре считалось мукомольное. Недаром патриоты города выхвалялись,
что-де, если понадобится, они смогут из их муки испечёнными блинами
дорогу выстлать от Самары до Владивостока.
К. С. Петров-Водкин
Слайд 3Бурный рост экономики Самарского края во второй половине XIX в.
был обусловлен, с одной стороны, образованием губернии, отменой крепостного права
и последующими реформами, с другой — техническим прогрессом, строительством железных дорог, развитием парового судоходства.
Слайд 4Сельское хозяйство
В 70—80-е гг. XIX в. в Самарском крае резко
возросла доля посевов пшеницы. Он стал крупным центром зернового земледелия,
житницей России. В южных уездах губернии было сосредоточено до 93 % посевов. Выращивалась высокосортная пшеница — белотурка, кубанка, полтавка, русская.
Слайд 5Самарский губернатор в отчёте за 1884 г. отмечал, что обработка
хлебных продуктов составляет главную отрасль фабричной промышленности.
Первоначально обработка зерна
производилась на ветряных мельницах.
Постепенно ветряные мельницы были вытеснены на восточную окраину города.
Слайд 7Быстро росло число паровых мельниц. Наиболее технически оснащённой была мельница
купца Петра Семёновича Субботина. Самая крупная была построена торговым домом
«Емельян Башкиров с сыновьями».
Слайд 8Мельницы строились по индивидуальным проектам лучшими архитекторами Самары. Наиболее интересным
было здание мельницы Стройкова—Якимова, спроектированное архитектором Александром Александровичем Щербачёвым. К
началу XX в. паровые мельницы перерабатывали до 20 тыс. пудов зерна в сутки.
Слайд 10Мукомо́льная ме́льница Стройкова и Яки́мова — объект культурного наследия регионального значения, памятник архитектуры
и истории, расположена в Самаре по адресу: улица Горького 65—67.
Возведена по заказу купцов Якимова
и Стройкова в 1903 году. Построена из красного кирпича в так называемом «русском стиле».
Слайд 11Развитие промышленности
Во второй половине XIX в. в нашем аграрном крае
начинают
появляться первые промышленные предприятия, связанные с переработкой и перевозкой продукции
сельского хозяйства.
В 1876 г. предприниматель Готхард Карлович Венке построил первый в губернии механический завод. Позднее он перешёл к российскому преддпринимателю Павлу Михайловичу Журавлёву.
На заводе ремонтировались паровые котлы, выпускались земледельческие орудия и машины, а со временем стали создаваться небольшие
буксирные пароходы.
Слайд 13К концу XIX в. в Самарской губернии работали два машиностроительных
завода, железнодорожные мастерские, четыре лесопильных и один канатный завод, спичечная
и макаронная фабрики.
Самым крупным промышленным предприятием стал Жигулёвский пивоваренный завод, построенный на берегу Волги австрийским подданным Альфредом фон Вакано.
Архитектура корпусов выделяла завод среди промышленных предприятий не только Самарского края, но и всего Поволжья.
Заводские строения из красного и серого кирпича по-прежнему вызывают интерес как уникальный памятник промышленной архитектуры.
Слайд 15Самарская губерния стала одним из центров производства сахара. Первый сахарный
завод был основан в с. Тимашево в 1881 г. английскими
предпринимателями. Он строился с учётом новейших технических достижений и был оснащён современным оборудованием, включая 17 паровых машин. Позднее завод был выкуплен во владение императорской семьи. Завод выпускал сахарный песок и рафинад из свёклы в виде сахарных голов.
Слайд 17Для сезонной работы (с сентября по декабрь) приглашались рабочие высокой
квалификации из других губерний и местные крестьяне. Их численность доходила
до 300 человек. Рабочий день продолжался 12 часов. Ежегодно завод выпускал от 50 до 60 тыс. пудов сахара, который поставлялся в губернии Поволжья и Урала и шёл на экспорт в Турцию. В 1900 г. на международной выставке в Париже продукция Тимашевского завода заняла первое место.
Слайд 18В Самарской губернии, как и в других регионах страны, во
второй половине XIX в. начали создаваться акционерные общества. В 1881
г. петербургские и местные предприниматели основали общество Сызранско-Печерской асфальтовой и горной промышленности. Оно построило четыре завода, которые выпускали асфальтовую мастику и гудрон.
Слайд 19Домашнее задание
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX в.:
Железнодорожное строительство
Пароходное сообщение
Торговля
Слайд 20Железнодорожное строительство
Огромное значение для развития экономики губернии имел железнодорожный транспорт.
В 1874 г. было утверждено общество по строительству Оренбургской железной
дороги, соединившей Оренбург с с. Батраки (ныне г. Октябрьск).
Самара услышала первый гудок паровоза 12 августа 1875 г.
В следующем году был построен Самарский железнодорожный вокзал.
Слайд 25Важнейшим событием в истории Самарского края стало строительство моста через
Волгу. Проект моста разработал известный инженер-мостостроитель Николай Аполлонович Белелюбский.
Сталь
для строительства была привезена из Бельгии, а гранит — из Финляндии.
Строили мост 2500 рабочих и около 200 инженеров и техников. Его торжественное открытие состоялось 30 августа 1880 г.
Слайд 26Длина моста из 13 пролётов составила 1438 м. Это был
самый длинный мост в Европе и второй по длине в
мире, и первенство он удерживал в течение 20 лет. Его называли «гордостью российского строительного искусства» и «русским чудом».
Мост соединил Оренбургскую железную дорогу с Моршанско-Сызранской, которая была построена в 1874 г.
Сызрань получила железнодорожное сообщение на год раньше, чем Самара.
Слайд 27Самаро-3латоустовская железная дорога
Слайд 29В 1890 г. железные дороги Заволжья были объединены в единую
Самаро-Златоустовскую железную дорогу.
Её протяжённость составила 1504 километра. Подвижной состав
включал 93 паровоза, 98 пассажирских и 1376 товарных вагонов.
Дорога связала Самарское Поволжье с губерниями Центральной России, Уралом и Средней Азией. Таким образом, в конце XIX в. Самара стала крупным железнодорожным узлом.
Слайд 32Пароходное сообщение
В связи с развитием хлебной торговли пароходное движение по
Волге во второй половине XIX в. значительно оживилось.
Ежедневно к самарской
пристани причаливали по 2—3 пассажирских парохода и десятки грузовых.
Первой пароходной компанией, осуществлявшей регулярные рейсы в Самару, стало «Общество пароходства по Волге». Затем к нему присоединились «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», «Камско-Волжское пароходное сообщество». Они имели в Самаре восемь пристаней.
Слайд 33Развивалось и грузовое судоходство. Речные суда перевозили
в основном зерно. Первоначально
они работали на дровах. В начале 1880-х гг. пароходы перешли
на использование нефти в качестве топлива. Постепенно нефть стала и одним из основных грузов, начал формироваться нефтеналивной флот. Нефть из района Баку, где проходила её промышленная добыча, через Каспийское море отправлялась вверх по Волге.
Слайд 34В Батраках фирмой братьев Нобель в 1884 г. был организован
крупнейший в Европе перевалочный пункт. Здесь происходила перегрузка нефти с
водного транспорта на железнодорожный.
Слайд 35Торговля
Во второй половине XIX в. значение Самары как центра торговли
возросло. Это было связано с тем, что губернская столица обладала
одним очень важным преимуществом: река Самара вскрывалась ото льда раньше Волги. Это давало возможность самарским хлеботорговцам загрузить зерном свои суда, зимовавшие в Самарском затоне, раньше и с началом волжской навигации доставить зерно быстрее конкурентов.
Слайд 36Не случайно большое количество зерновых амбаров было расположено вдоль берега
реки Самары.
Первый караван судов отправлялся из Самары в конце
апреля и за сезон совершал 6—8 рейсов. Зерно доставлялось в
г. Рыбинск, а оттуда — по железной дороге в Санкт- Петербург на международную хлебную биржу.
Слайд 37Для осуществления торговых операций в Самаре в 1898 г. была
открыта самая крупная в России хлебная биржа. Здесь совершались многомиллионные
сделки по продаже зерна и муки. Розничная торговля зерном с возов происходила рядом с биржей на площади, получившей название Хлебной.
Слайд 39Большие объёмы торговли были на хлебных базарах в Ставрополе (Ставрополь-на-Волге,
ныне Тольятти), Бузулуке, Борском,
Кинель-Черкассах, Сергиевске.
Всего в Самарской губернии в
конце XIX в. ежегодно в среднем продавалось 93 млн. пудов хлеба.
Слайд 40Примерно половина проданного хлеба потреблялась внутри страны, другая вывозилась за
границу. Бурное развитие сельского хозяйства и торговли, перерабатывающей промышленности, строительства
и транспорта во второй половине XIX в. заметно повысило роль Самарского края в экономике Российской империи.
Слайд 41Домашнее задание
История Самарского знамени.