Слайд 1Введение в педагогику.
1. Педагогика как наука. Предмет исследования, структура, основные
категории, связь с другими науками.
2. Дидактика. Сущность, структура принципы
и движущие силы обучения.
3. Методы обучения.
4. Общая характеристика высшего медицинского образования.
Слайд 2Наука - это
1) одна из форм человеческого сознания наряду с
искусством, религией.
2) сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых
знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.
Слайд 3Педаго́гика
1) (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς —
ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании, обучении
и образовании человека.
2) одна из важнейших сфер социальной практики, не только обеспечивающая функционирование и развитие науки, искусства, экономики, техники, производства, государственных органов, но и определяющая будущее общества.
Слайд 4Предмет педагогической науки
- воспитание как особая функция человеческого общества.
Слайд 5Основные категории педагогики:
Воспитание
Образование
Обучение (включает преподавание и учение)
Развитие
Слайд 6Воспитание
- социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения
новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной
жизни и производительному труду.
Слайд 7Образование
- сторона воспитания, которая заключает в себе систему научных и
культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, передаваемую через систему образования в
соответствии с целями, программами, с помощью специально подготовленных педагогов.
Слайд 8Обучение
- процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии
педагога и обучаемого.
Как процесс обучение включает в себя две
части:
преподавание - передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности
Учение - усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Слайд 9Развитие
- объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических
и духовных начал человека.
Способность к развитию - важнейшее свойство
личности на протяжении всей жизни человека.
Слайд 10Система педагогической науки:
- Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.
- История
педагогики.
- Сравнительная педагогика.
- Возрастная педагогика. В ее русле развиваются педагогика
высшей школы, педагогика взрослых (андрогогику).
- Специальная педагогика.
- Методики преподавания различных дисциплин
- Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности (военная, инженерная, медицинская и др. )
Слайд 11Образовательные уровни личности
грамотность (общая и функциональная) – образованность – профессиональная
компетентность – культура – менталитет.
Слайд 12Грамотность (общая и функциональная).
Формирование первоначальных знаний, навыков и умений, необходимых
для последующего более широкого и глубокого образования.
Слайд 13Образованность.
Достижение общего образования, с помощью которого человек приобретает необходимые и
достаточные знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими
способами деятельности (навыками, умениями).
Слайд 14Профессиональная компетентность.
Формирование на базе общего образования таких значимых для личности
качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных
видах трудовой деятельности, быть конкурентоспособным на рынке труда.
Слайд 15Культура.
Человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые
оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно
оценивать свое личное участие в развитии общества.
Слайд 16Менталитет.
Формирование устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые
придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к
непрерывному обогащению собственных ментальных ценностей и способностью к всесторонней самореализации.
Слайд 17Дидактика:
1) наука об обучении и образовании, включающая цели, содержание, методы,
средства, результаты обучения, которые достигнуты в процессе получения образования;
2)
отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения.
Слайд 18Предмет дидактики -
определение и формулировка закономерностей процесса обучения, а также
конструирование более эффективного, чем существующий, процесса обучения.
Слайд 19Структурные компоненты дидактики
- Сущность процесса обучения;
- Принципы обучения;
- Содержание образования;
-
Методы обучения;
- Преподаватель;
- Организация процесса обучения.
Слайд 20Основные категории дидактики:
обучение,
преподавание,
учение,
содержание образования.
Слайд 21Обучение -
это способ организации образовательного процесса. В основе любого вида
или типа обучения заложена система - «преподавание и учение».
Слайд 22Преподавание -
это деятельность преподавателя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности,
оказанию помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию интереса, самостоятельности
и творчества обучающихся, оценке учебных достижений.
Слайд 23Учение -
это деятельность обучаемого по освоению, закреплению и применению знаний,
умений, навыков; стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных
достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Слайд 24Содержание образования -
специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов
объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в
определенной сфере.
конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категории компетенций.
Слайд 25Элементы содержания образования (концепция Леренра):
1. Знания.
2. Установленные и выведенные
в опыте способы деятельности.
3. Опыт творчества.
4. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемым
объектам и реальной действительности, в том числе и отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.
Слайд 26Учебный процесс
цепь учебных ситуаций, познавательным ядром которых являются учебно-познавательные задачи,
а содержанием - совместная деятельность педагога и обучаемых по решению
задачи с привлечением разнообразных средств познания и способов обучения.
Слайд 27Принципы дидактики:
- Принцип наглядности.
- Принцип сознательности и активности.
-
Принцип доступности
- Принцип научности.
- Принцип индивидуального подхода.
-
Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками.
- Принцип связи теории с практикой.
Слайд 28ВЫВОД:
Обучение носит воспитательный характер. Обучение и воспитание - целостный процесс.
Процесс обучения это процесс передачи знаний, а процесс воспитания -
это процесс воздействия на систему отношений учащегося к окружающей его действительности.
Слайд 29Закономерности процесса обучения (по Ю.К. Бабанскому):
- Первая закономерность -
воспитывающий характер обучения.
Вторая - процесс обучения носит развивающий характер
Слайд 30Закономерности процесса обучения
(по Н.В. Бордовской):
- внешние и внутренние закономерности
обучения, К внешним относят зависимость обучения от общественных процессов и
условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования);
к внутренним - связи между компонентами процесса обучения: между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, смыслом учебного материала
Слайд 31Классификация методов (Лернер, Скаткин, 1965 г.)
1. Объяснительно-иллюстративный метод.
2. Репродуктивный
метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично-поисковый, или эвристический, метод.
5. Исследовательский метод.
Слайд 32Алгоритм "оптимальный выбор метода обучения" (Ю. К. Бабанский).
1. Решение
о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством
преподавателя; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изучить материал самостоятельно, помощь преподавателя окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.
2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.
3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.
Слайд 334. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
5. Решение
о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.
6. Определение "точек", интервалов,
методов контроля и самоконтроля.
7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
Слайд 34Высшее медицинское образование
В содержании образования по отношению к формируемой личности
выделяют 2 стороны:
- внешняя сторона – это образовательная среда, учебные
планы, учебники, методические пособия и средства обучения, в том числе препараты, пациент и внутренняя картина болезни;
- внутренняя сторона – это личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента: знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности.
Слайд 35Составляющие медицинской деятельности:
ценностно-смысловая - связана с развитием у студента гуманистического
профессионального самосознания, профессиональной идентичности, принятием гуманистических установок;
технологическая - овладение основами
профессиональной культуры и деятельности.
Слайд 36Уровень профессионального и личностного развития медицинского работника определяется тем, насколько
развиты и гармонизированы эти два компонента врачебной деятельности.
Слайд 37Компоненты педагогического процесса
цели – для чего учиться (учить);
содержание
– чему учиться (учить);
методы и средства – как учиться (учить).
Слайд 38Требования к целям обучения.
- должны быть:
напряженными, ориентированными на максимум
возможности учащегося;
- выполнимыми;
- ясно осознаваемыми;
- пластичными, меняющимися в зависимости от
условий и возможностей их достижения;
- конкретными, учитывающими возможность образовательного учреждения;
- контролируемыми.
Слайд 39Образовательная среда -
это совокупность условий и влияний, окружающих человека,
в которых проходит процесс обучения.
Слайд 40Параметры образовательной среды:
физическое окружение;
человеческий фактор;
программы обучения.
Слайд 41Типы образовательных сред:
догматическая среда
карьерная среда·
среда безмятежного потребления
творческая
среда
Слайд 42Модель обучения –
это образовательная система, характеризующаяся определенными целями, содержанием, методами
и средствами обучения.
Слайд 43Типы моделей обучения:
информационные модели;
операционные модели;
модели, основанные на личностно ориентированном подходе.
Слайд 44Информационные модели
1. реализуется представление о том, что основной целью обучения
является овладение знаниями, умениями и навыками в их предметном содержании;
2.
под усвоением содержания учебных программ понимают запоминание (заучивание) определенного объема информации;
3. общим результатом учения считается получение знаний – “багаж знаний”;
Слайд 45Информационные модели
4. основным критерием оценки деятельности студента и
преподавателя является объем полученных знаний;
5. предполагается, что формирование
умения применять полученные знания происходит по мере осуществления реальных действий в реальной жизни;
6. на практических занятиях из-за нехватки времени удается лишь фрагментарно, с помощью отдельных примеров показать принципиальную возможность использования теоретических знаний;
Слайд 46Информационные модели
7. основной проблемой для учащегося является “потеря
информации” по ходу обучения; различают следующие причины такой потери:
- не
все и не всегда бывает понятно студентам при сообщении им знаний преподавателем;
- трудно запомнить даже понятную информацию;
- естественное забывание;
- наличие избыточной, лишней теоретической информации, неприменимой на практике;
Слайд 47Информационные модели
8. предполагается, что получаемые знания будут служить
ориентирами в будущей деятельности специалиста;
9. обучение действиям подменено
обучениям знаниям; процесс приобретения знаний отделен от процесса их применения;
10. умение действовать формируется после получения знаний, чаще всего за рамками самого процесса обучения;
Слайд 48Информационные модели
11. нормативные требования к обязательному минимуму знаний и умений
не учитывают индивидуальный опыт студента, его личностные особенности, глубину освоения
предметного содержания; часто это приводит к отчуждению студента от процесса обучения, снижает его эффективность, останавливает его на пути познания.
Слайд 49Операционные модели
обучаемому даются зримые (наглядные) ориентиры, опираясь на которые, человек
без получения каких-либо предварительных знаний, может безошибочно действовать в практическом
плане. Такие ориентиры называются схемами ориентировочной основы действия (ООД).
Слайд 50Операционные модели
1. реализуется деятельностный подход к приобретению знаний (основа для
формирования компетенций!!!);
2. действие рассматривается как единство взаимосвязанных и взаимообусловленных
частей: ориентировочной, исполнительной и контрольно-оценочной;
3. четкое понимание того, что и как делать, позволяет верно оценить результат каждого действия, прогнозировать дальнейшие действия и продолжать деятельность при успешном выполнении предыдущего этапа;
Слайд 51Операционные модели
4. формирование умений и навыков идет поэтапно;
5. схема ООД
может быть представлена в виде схемы, таблицы, графа, учебной карты,
инструкции, ряда последовательных вопросов, вспомогательных предметов – моделей, устройств, указывающих правильные ориентиры действий (двигательных, перцептивных, мыслительных, речевых);
Слайд 52Операционные модели
6. навыки и умения, как двигательные, так и мыслительные,
речевые, перцептивные (зрительные, слуховые и т.п.), формируются гораздо быстрее и
эффективнее, так как отсутствует угроза ошибиться, нет боязни сделать что-то неправильно, не тратится время на исправление ошибок;
Слайд 53Операционные модели
7. будучи составлена один раз, схема ООД может применяться
любыми пользователями (преподавателями и студентами), быть эффективной не только для
обучения, но и для самообучения;
8. умение действовать формируется не после, а в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;
9. ориентируется на среднего обучаемого;
10. не учитывается субъективный опыт студента, который значим для него, но не всегда существенен с позиций логики познания, что иногда снижает познавательную активность и самостоятельность особенно сильных студентов;
Слайд 54Операционные модели
11. позволяют четко формулировать требования, предъявляемые к специалисту -
медику на языке профессиональной деятельности, что облегчает подготовку студентов к
решению задач и выполнению обязанностей врача;
12. позволяют разрабатывать соответствующие педагогические технологии, содержащие алгоритмы деятельности педагога и обучаемого.
Слайд 55Личностно ориентированный подход
1. основная ценность - личность и
достоинство студента, побуждение его к творчеству, ориентированность на индивидуальность процессов
самопознания и самовыражения, на нравственные аспекты образования;
2. педагогической стратегией является стратегия сотрудничества, помощи, основанной на понимании трудностей вхождения студентов в новые и неизвестные знания и дела, на поддержку их собственных устремлений и инициатив;
Слайд 56Личностно ориентированный подход
3. важным условием успешного обучения являются
осмысленность и понимание значимости для учащихся содержания и способов деятельности;
4. главным источником ресурсов педагогического процесса выступает деятельность самих учащихся, то есть активность студентов;
5. педагог создает соответствующую образовательную среду и психолого-педагогические условия для саморазвития, для осмысленного освоения основ профессиональной деятельности и развития профессионального сознания будущих врачей;
Слайд 57Личностно ориентированный подход
6. критерии эффективности обучения - показатели
личностного роста студентов, которые проявляются в осознанном, зрелом отношении к
обучению не как к формальной подготовке к будущей “настоящей” жизни, а как к проживанию в реальной жизненной ситуации;
7. формальные приемы оценки (например, тесты) являются лишь инструментом выявления степени освоения необходимой информации, знаний; упор делается на решении реальных врачебных или моделируемых ситуаций, максимально приближенных к профессиональной жизни (решение конкретизированных клинических и психологических задач);
8. стиль общения и взаимодействия между преподавателем и обучаемым базируется на принципах партнерства, равноправия, искренности, открытости общения, возможности взаимооценок, взаимопонимании и сопереживания, сотворчества и сотрудничества.
Слайд 58Принципы преподавания:
Принцип диалогизации
Принцип проблематизации
Принцип индивидуализации
Принцип практической направленности
Принцип поэтапного формирования навыков и умений
Принцип деонтологической направленности
Слайд 59Уровни познавательной активности
· воспроизводящий уровень, характеризующийся стремлением учащегося понять,
запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу;
·
интерпретирующий уровень, предполагающий желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях;
· творческий уровень, предусматривающий готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблемы.
Слайд 61Уровни усвоения знаний
- уровень узнавания;
- уровень воспроизведения;
- уровень умения;
- уровень
навыка;
- уровень творчества.
Слайд 62Формы организации учебного процесса
· лекция;
· практические занятия;
·
семинары;
· лабораторные работы и практикумы;
· внеаудиторная самостоятельная работа
обучающихся;
· аудиторная самостоятельная работа обучающихся;
· контрольные работы;
· производственная практика.