Слайд 3ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА
Слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним
хозяйством.
Первая его часть - oiko - означает дом
Вторая часть
- nomos - управление, закон
Слайд 4 ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ
Во-первых, ЭКОНОМИКА – это совокупность отношений, связанных
с производством и всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих
отношений, по формам и методам ведения хозяйства различают, например, экономику рыночную и административно-командную, традиционную и смешанную.
Слайд 5 ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ
Во-вторых, ЭКОНОМИКА – это хозяйство отдельного
региона,
страны,
группы стран,
всего мира.
Слайд 6 ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ
В третьих, ЭКОНОМИКОЙ называют научную дисциплину, изучающую
какую-либо область хозяйственной жизни общества.
Слайд 7НАИБОЛЕЕ ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с
обеспечением материальных условий жизни.
Слайд 9В системе экономических наук
2 направления
Слайд 11ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ –
НАУКА ОБЩЕСТВЕННАЯ
Это значит, что наряду с другими
аналогичными науками она исследует связи и отношения между людьми и
поведение человека в обществе.
В отличие от социологии и философии, она рассматривает не общество в ЦЕЛОМ, а лишь ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ связи и отношения и ЭКОНОМИЧЕСКОЕ поведение людей.
Слайд 12РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:
организация и регулирование экономики,
ценообразование и денежные доходы,
безработица,
инфляция,
бедность и неравенство,
загрязнение окружающей среды
военные
расходы и многими другими проблемами общественных отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Слайд 13ГЛАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
– проблема получения достаточного количества благ при минимуме
производственных затрат.
Слайд 14Методы экономического исследования
Слайд 15ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Экономическое мышление – это интеллектуальное свойство человека осмысливать экономические
явления, ориентироваться и делать правильный выбор.
Современный тип мышления – рыночное
мышление.
Под техникой мышления понимается мотивация поведения, в основе которой лежит выгода.
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Экономическая реальность – поддержание своей жизни, т. е. совершение
покупок, плата за услуги и т.д. Это заставляет нас иметь
дело с большим количеством цифр, фактов и событий.
Экономическая теория – представляет собой попытку описать реальность через обобщение ее главных черт. К экономической теории обращаются обычно как к закону, как к принципу или как к модели.
Слайд 17ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Экономическая модель – это упрощенное утверждение, диаграмма или формула,
использование которой позволяет понять экономические события.
Экономическая политика – часто выход
за пределы теории, учет культурных, социальных, демографических и политических аспектов решаемых вопросов. Экономическая политика регулирует экономику, опираясь на знание экономической науки.
Слайд 19НАБЛЮДЕНИЕ
Экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом
опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде,
и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.
Слайд 20ЭКСПЕРИМЕНТ
эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться
в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности
новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.
Слайд 21МОДЕЛИРОВАНИЕ
Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу
(модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее
эффективный вариант использования ресурсов предприятия.
Слайд 22МЕТОД НАУЧНЫХ АБСТРАКЦИЙ
Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных
понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и
т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить.
Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.
Слайд 23АНАЛИЗ И СИНТЕЗ, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Слайд 24ИНДУКЦИЯ
- движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу,
или обобщению.
Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и
другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране.
Слайд 25 ДЕДУКЦИЯ
рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным
выводам)
Например, из общего положения о растущей стоимости жизни можно
вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.
Слайд 26ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ
Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в
их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют
оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.
Слайд 27ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Он основан на использовании различных :
чертежей
таблиц
графиков
диаграмм
Благодаря этим инструментам
обеспечиваются наглядность и компактность в изложении теоретического материала.
Слайд 30ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Слайд 32Обобщенная характеристика
Основных направлений развития Экономической теории
Слайд 36ВЫВОД:
Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и
вечную истинность.
Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью
и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий.
Слайд 37Потребности человека –
начало дороги на рынок
Слайд 38«Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее
жажда».
А. Шопенгауэр, философ
Слайд 39ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Потребность – предметы и действия, в которых нуждается человек.
Потребность –
нужда, принявшая специфическую форму, в соответствии с культурным уровнем и
личностью человека.
Слайд 40КЛАССИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Древнегреческий философ Эпикур их разделял на три класса:
потребности
естественные и необходимые;
потребности естественные, но не необходимые;
потребности не естественные и
не необходимые.
Слайд 411. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
– это те, которые причиняют страдания,
если их не удовлетворить (пища, тепло, жилье, воздух). Удовлетворить их
относительно легко.
Слайд 422. ПОТРЕБНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ, НО НЕ НЕОБХОДИМЫЕ
Таковыми являются потребности в общении
с людьми.
Их удовлетворить уже труднее.
Слайд 433. ПОТРЕБНОСТИ НЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И НЕ НЕОБХОДИМЫЕ
Таковы роскошь, богатство, блеск.
Их число бесконечно и удовлетворить их крайне трудно.
Для удовлетворения всех
многообразных потребностей человек вынужден вступать в «деловые отношения» с другими людьми, которые составляют суть рынка.
Слайд 44СЕЙЧАС ПОТРЕБНОСТИ РАЗДЕЛЯЮТ НА 7 ГРУПП:
Физиологические потребности (голод, жажда, воздух,
кров, тепло);
Потребности безопасности (лечение, защита от угроз);
Потребность в принадлежности (семье,
обществу);
Социальные потребности (общение с людьми, любовь, власть, авторитет, уважение);
Познавательные потребности;
Эстетические потребности;
Самореализация всех своих потребностей.
Слайд 46ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.
Товары – видимые и
осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.
Услуга –
труд, в виде деятельности, потребляемый сразу, не делятся.
Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги.
Слайд 47В связи с их ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.
Цена
– денежное выражение стоимости.
Цена блага зависит, в основном, от затрат
на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.
Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.
Производство благ требует использования ресурсов.
Слайд 491. Ограниченные и свободные.
К ограниченным относятся такие блага, на которые
в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать
соответствующей ценой. Песок в Сахаре – свободное благо, т. к. даже при нулевой цене предложение выше потребностей людей в данный момент.
2. Используемые и потребляемые.
Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).
3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).
4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.
5. Нормальные и подчиненные.
Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.
Слайд 50ТРИ ПРИНЦИПА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ
Во-первых, их нельзя продать на рынке, они
неделимы.
Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить
одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки).
В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.
Слайд 51К ОБЩЕСТВЕННЫМ БЛАГАМ ОТНОСЯТСЯ:
образование,
здравоохранение,
наука,
энергетика,
общественный транспорт,
гидротехнические сооружения,
водное хозяйство,
сооружения для спорта,
культуры и отдыха,
полиция,
оборона,
пожарная охрана
общественное управление.
Слайд 53ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Рынок – всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей
(предъявителей спроса) и продавцов ( поставщиков) конкретного товара или услуги.
К.
Макконнелл, С. Брю.
Слайд 54Рынок – система отношений добровольного обмена между покупателями (потребителями) и
продавцами (производителями, предпринимателями), основанная на использовании денег и обеспечивающая эффективное
решение экономических проблем.
Понятия «рынок» и «товар» не могут существовать друг без друга. Без товара(ов) не может быть рынка, а без рынка не может быть товара(ов).
Слайд 57РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ФУНКЦИИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ:
Во-первых, универсальным средством перемещения жизненных
благ между людьми, территориями, государствами. Товарно-денежные отношения существенно ускоряют процесс
движения товаров от производителей к потребителям, вовлекая в оборот многочисленные ресурсы общества.
Во-вторых, уникальным регулятором экономики, прежде всего предложения и спроса.
Слайд 58РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ФУНКЦИИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ:
Рынок стимулирует производство товаров и
услуг, обеспечивает равновесие спроса и предложения без принуждения и приказов,
а с помощью « невидимой руки» (А. Смит).
В третьих, независимым распределителем жизненных благ между потребителями на эквивалентной и возмездной основе: каждый дает, только беря, и берет, только давая.
Слайд 59РЫНОК ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ФУНКЦИИ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ:
В четвертых, объективным оценивателем способностей
каждого человека в роли потребителя, предпринимателя, производителя и, выявляя «пользу
для общества», объективно вознаграждает человека.
В пятых, всеобщим средством общения людей. Достаточно нескольких жестов, чтобы продавцам и покупателям понять друг друга на общедоступном языке – товарном. Мгновенно отзываясь на все рыночные стимулы, он материалистичен и бесстрастен.
Слайд 62К ПРЕИМУЩЕСТВАМ РЫНКА МОЖНО ОТНЕСТИ:
Высокую способность к оперативному удовлетворению
разнообразных потребностей, повешению качества товаров и услуг.
Свободу выбора и
действий потребителей и предпринимателей. Независимость в принятии своих решений, заключении сделок и т.п.
Слайд 63К ПРЕИМУЩЕСТВАМ РЫНКА МОЖНО ОТНЕСТИ:
Эффективное распределение ресурсов, то есть способность
рынка оперативно и с наибольшей выгодой направлять ресурсы на производство
необходимых потребителям товаров.
Слайд 64К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:
Успешное функционирование экономики при наличии
ограниченной информации - достаточно для предпринимателей иметь данные о цене
товаров, издержках производства и потенциальных партнерах.
Гибкость и высокая адаптивность (приспособляемость) к меняющимся условиям.
Слайд 65К НЕГАТИВНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:
Использование результатов и достижений научно-технической
революции. Стремление к максимально высокой прибыли вынуждает товаропроизводителей разрабатывать новые
товары, вводить новые технологии и т. д.
Слайд 66К НЕГАТИВНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:
Низкую способность рынка к сохранению
невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, укреплению здоровья людей.
Ориентацию рынка прежде
всего на удовлетворение потребностей тех, кто платит, при безразличии к производству социально значимых товаров и услуг.
Слайд 67К НЕГАТИВНЫМ СТОРОНАМ РЫНКА СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ:
Нестабильную занятость и негарантированный
доход, что приводит к расслоению общества на «бедных» и «богатых».
Постоянные изменения рыночной конъюнктуры с присущими ей затовариванием, спадами производства, инфляцией, безработицей.
Слайд 693 ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Любое общественное производство нуждается в определённом внутреннем
согласовании и организации. Конкретно это проявляется в решении трёх главных
проблем:
ЧТО производить?
2. КАК производить?
3. КТО станет потребителем произведенных благ?
Слайд 70ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность,
экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу:
производства,
распределения,
обмена
и потребления экономических благ.
Слайд 71ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Экономические цели потребителя – максимизация удовлетворения и полезности.
Экономическая цель фирмы
–
максимизация прибыли и минимизация издержек.
Слайд 72Экономические цели общества – экономический рост
Повышение эффективности.
Полная занятость.
Социально-экономическая
стабильность.
Стабильность уровня цен.
Экономическая свобода.
Справедливое распределение доходов.
Обеспечение
нетрудоспособных.
Экологическая безопасность.
Участие во всемирном хозяйстве.
Слайд 73ВИДЫ ЭКОНОМИКИ
Традиционная экономика – экономическая система, при которой опыт, обычаи
и традиции определяют практическое использование ресурсов.
Командная экономика – решения о
производстве и распределении принимается государством.
Рыночная экономика – форма организации экономики, при которой отдельные лица и предприятия принимают решения о производстве и потреблении.
Слайд 74СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА ОСНОВЫВАЕТСЯ НА
значительная роль государства
рыночной системе
+
Слайд 75
обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной экономики;
поощряет конкуренцию;
перераспределяет доход;
стабилизирует экономику;
уменьшает
безработицу;
укрощает инфляцию.
Государство:
Слайд 77ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИКИ
Слайд 78ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Слайд 80В нормальной экономике каждый экономический ресурс имеет конкретного хозяина и
является платным. Там, где ресурсы бесхозны и бесплатны, они плохо
сохраняются и используются, там царят экономическая безответственность и неэффективность производства.
Для удовлетворения материальных потребностей людей необходимо производство, т. е. процесс создания жизненных благ.
Слайд 83ЗЕМЛЯ
Для производства необходимы естественные природные ресурсы (пахотные земли, природные ископаемые,
водные ресурсы), т. е. земля. Земля – это общее название
всех ресурсов, данных природой. Она неумножима и неуничтожима, но подвержена достаточно сильному разрушению и воздействию человека. Под категорию «земли» для экономистов попадает все, что создано богом.
Плата за «землю» называется рента.
Слайд 84ТРУД
Труд или людские ресурсы – физические и умственные способности человека,
которые затрачиваются при производстве товаров и услуг.
«Труд» реализуется через самого
человека. Как фактор производства, «труд» постоянно совершенствуется, благодаря обучению работников и в связи с развитием научно-технического прогресса.
Плата за «труд» называется зарплата.
Слайд 87ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Является важнейшим показателем «труда»
Она измеряется либо количеством продукции в единицу
времени, либо количеством времени на единицу продукции.
Слайд 90Уровень образованности, квалификации и профессионализма работников
Степень заинтересованности производителей в
результатах своего труда
Уровень развития науки и техники и их применения
в производстве
Степень эффективности использования ресурсов производства
Интенсивность, т. е. напряженность труда
Природные условия (климат, почва и т. д.)
Научная организация труда.
Слайд 91Бурно развивающаяся научно-техническая революция (НТР) вызвала огромные изменения в экономике.
Внедрение электроники, компьютеров и других новшеств принципиально изменило роль человека-работника
в производстве. Он перестает быть только механическим исполнителем «при машине» и становится главным звеном в технологическом процессе – его контролером и регулировщиком. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, профессиональная компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.
Слайд 92Формирование работников подобного типа в масштабах страны – процесс сложный
и длительный. Главнейшим из направлений которого является всесторонняя образовательная и
профессиональная подготовка кадров, на основе опережающего, широкопрофильного и непрерывного обучения.
Это значит, что новые техника и технология должны появляться в учебных аудиториях раньше, чем на заводах.
Слайд 93КАПИТАЛ
Третьим фактором производства является капитал – средства производства, которые приносят
доход (оборудование, орудия труда, машины, сырье) и используются для производства
товаров и услуг, косвенно удовлетворяя потребности людей.
Слайд 97Капитал может быть увеличен до любых размеров.
основной
оборотный
КАПИТАЛ