Слайд 1ЭКОНОМИКА КАК НАУКА И ХОЗЯЙСТВО
Слайд 2ПЛАН ТЕМЫ
Понятие экономики. Основные экономические процессы.
Экономические циклы. Экономический рост и
развитие.
Рынок и рыночные отношения.
Банковская система.
Участники рынка ценных бумаг.
Слайд 3Изучается как
наука
хозяйство
способ организации деятельности людей по созданию благ, необходимых им
для потребления.
наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности
Слайд 4Экономическая наука изучает
Экономические потребности
Способы удовлетворения экономических потребностей
Это определяет основные понятия
экономики
Экономические потребности
Экономические блага
Ресурсы (факторы производства)
Экономический выбор
Производственные возможности
Нужда в чем-либо для
развития личности, фирмы, общества в целом
Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.
Природные, рукотворные и людские ресурсы, необходимые для создания товаров
Выбор наилучшего из возможного для удовлетворения потребностей при определенных затратах
Возможности общества по производству экономических благ при эффективном использовании имеющихся ресурсов и технологий.
Слайд 5В экономической жизни взаимодействуют три основных группы
семья
фирма
государство
Хозяйственная деятельность фирм
и государства осуществляется
Ради удовлетворения нужд человека и его семьи
Слайд 6В экономической науке существует два раздела
Микроэкономика занимается исследованием
Макроэкономика
исследует
Экономики семьи
общеэкономические процессы, влияющие на экономику страны в целом
Экономики фирмы
Экономики региона
Экономики рынков
факторов производства
товаров
услуг
Слайд 7Главными вопросами в экономике являются:
Что производить?
То, что нужно покупателю, доступно
по цене, выгодно производителю
Как производить?
Так, как позволяет конкуренция
Для кого производить?
Для
того, кто имеет деньги
Слайд 8Основные виды ресурсов экономики.
Ресурсы
количественная мера
возможности получения людьми материальных благ
за
счет использования чего-либо (финансов, технологий, людей и проч.)
Экономисты различают четыре
вида ресурсов:
Труд
Земля
Капитал
Предпринимательская деятельность
Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг
Доход – зарплата, процент с капитала
Земля, вода, воздух, леса, полезные ископаемые
Доход - рента
Средства производства (газопроводы, станки, инструменты)
Доход - прибыль
Управленческие и организаторские навыки
Доход - прибыль
Слайд 11Черты трудовой деятельности
наличие сознательно поставленной цели
необходимость средств труда
совместные усилия (общественный
характер труда)
разделение труда (распределение и закрепление занятий между участниками)
общение, позволяющее
координировать людям свою деятельность
профессионализм, квалификация, специализация
мастерство и грамотность выполнения трудовых операций
специальная профессиональная подготовка, необходимая для выполнения сложных операций
выполнение одной или нескольких операций
Слайд 16Структура экономики.
Экономика
производство
потребление
распределение
обмен
Фирмы, организации
Люди, организации
Органы государственной власти, банки
рынок
с в я з
а н ы
денежными потоками
информацией
трудовыми потоками
Слайд 17Производство
Материальное производство – создание продуктов и услуг,
удовлетворяющих материальные потребности людей.
Духовное
производство – создание духовных ценностей,
с помощью которых человек меняет свое
сознание.
Простое производство:
сколько произвели,
столько и потребили
Расширенное производство:
производится больше, чем потребляется
процесс создания материальных благ
Слайд 18Способ производства
Способ производства = Производительные силы + Производственные отношения
То, как
люди производят средства к жизни в тот или иной период
истории
Люди и средства производства: орудия труда, предметы и средства труда
Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления
Меняются быстро
Меняются медленно
Социальная революция
Новые производственные отношения
противоречие
Слайд 19Технические революции
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего к производящему хозяйству)
ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от
мануфактуры к фабричному производству)
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ (переход к постиндустриальному обществу)
Постиндустриальный
Индустриальный
Аграрно-ремесленный
Присваивающий
Этапы в развитии
производства
Слайд 20Натуральное и товарное производство
Слайд 21Собственность
Типы отношений собственности
(с юридической точки зрения)
Владение
Распоряжение
Пользование
Отношение «человек – вещь»
возможность
иметь у себя имущество
возможность изменять состояние,
назначение, принадлежность имущества
возможность использовать
полезные свойства имущества
Слайд 23Групповая (акционерная) собственность
Корпорация выпускает ценные бумаги (акции), их собственники имеют
право на часть дохода (дивиденды) и на участие в управлении
делами
Англосаксонская
модель:
в руках немногих
20-30% акций
Континентальная
модель:
в руках немногих
70-80% акций
Слайд 24Формы собственности в современной России
Слайд 25Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную
целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства,
распределения, обмена и потребления экономических благ.
это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования.
система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.
система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
система с элементами других экономических систем. Основные черты : экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности; активное государство.
Слайд 26Экономическая система
Способ организации хозяйственной деятельности жизни общества
Слайд 27Традиционная
экономическая система
Земля и капитал находятся в общем владении
Ценится преемственность,
приверженность традициям
Господствует натуральное хозяйство
Неразвитость обмена
Отсутствие технического прогресса
Слабый производственный потенциал
Ограниченность производимых
материальных благ
Слайд 28Командно-административная экономическая система
Развитие без экономических кризисов
Низкие цены
Отсутствие безработицы
Гарантированные заработки
Слабая мотивированность
к деятельности
Формирование психологии иждивенчества
Дефицит товаров
Низкое качество продукции
Расточительное отношение к ресурсам
Слайд 29Рыночная экономика
Направляет ресурсы на производство необходимых товаров
Поощряет рациональную и эффективную
деятельность
Быстро откликается на потребности общества
Использует достижения НТР
Не способствует сохранению ресурсов
Не
стимулирует крупные проекты, которые не дают быстрой выгоды
Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке
Развитие носит нестабильный характер со спадами и инфляцией
Возможна безработица и усиление экономической дифференциации общества
Спонтанная координация, «стихийный порядок»
Слайд 30Производители благ
Физическое лицо
человек, участвующий в экономической деятельности в качестве
субъекта
действует от своего имени, не нуждается в создании и
регистрации своей фирмы
может заниматься предпринимательской деятельность (ИП)
Юридическое лицо
организация, учреждение, фирма, выступающая в качестве самостоятельного носителя прав и обязанностей
признаки: независимость входящих в него лиц; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; право осуществлять экономические операции от своего имени; имущественная ответственность; право выступать от своего имени на суде
Слайд 31Потребитель
Признаки потребительского поведения:
бедные семьи большую часть средств тратят на самое
необходимое
расходы на одежду, дорогостоящие предметы, развлечения растут в большей пропорции,
чем доходы
множественность источников делает потребление более уверенным
Тот, кто приобретает и использует товары и услуги
Источники: зарплата, трансферты, доход от предпринимательской деятельности, от собственности
Закон Энгеля: чем больше доход, тем меньше расход на питание и
тем больше на товары длительного пользования, рост сбережений
Слайд 33Прожиточный минимум
минимальная сумма денежных средств, достаточная для удовлетворения необходимых потребностей
стоимость
минимального необходимого количества продуктов в месяц
=
«граница бедности»
пенсии
стипендии
МРОТ
Слайд 34Уровень жизни
уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей
Слайд 35Потребительская корзина
общая сумма затрат на обеспечение среднестатистического потребления человека (семьи)
в определенный период времени
Слайд 36Индексация доходов
увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен
Слайд 37Занятость и безработица
Занятость – трудовая деятельность трудоспособных граждан
Безработица – положение
в экономике, при котором часть способных трудиться не могут найти
работу
Рынок труда – общественные механизмы, которые дают возможность одним людям найти работу, а другим нанять работников
Слайд 40Измерение безработицы и уровня безработицы
Население страны
Рабочая сила + Выбывшие
из состава рабочей силы
Рабочая сила = Женщины (16 – 55
лет) + Мужчины (16 – 60 лет)
Рабочая сила
Экономически
активное население
Экономически
неактивное население
(добровольно незанятые)
Занятые
Безработные
Уровень безработицы =
Безработные
Занятые+Безработные
100%
х
Слайд 41Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд.
Факторы, влияющие на
величину заработной платы
Спрос и предложение на рынке труда
Уровень квалификации работников
Стоимость
жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы
Развитость экономических и социальных условий жизни населения и др.
Номинальная Реальная
Слайд 44Ликвидность денег
Это способность денег быть обращенными в наличные и истраченными
на товары и услуги
Наибольшей ликвидностью
обладают наличные деньги,
нежели деньги,
находящиеся в банке
Слайд 48Девальвация и деноминация
Девальвация – официальное обесценивание национальной валюты, снижение ее
курса по отношению к иностранным валютам, международным денежным единицам
Деноминация –
укрепление национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые
Слайд 493.1 Экономические циклы
Промежуток между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.
ВВП
Года
Слайд 503.1 Экономические циклы
Причины вознкновения ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
ВНЕШНИЕ (ЭКЗОГЕННЫЕ)
Психологические факторы
Политические шоки
Природные катаклизмы
ВНУТРЕННИЕ (ЭНДОГЕННЫЕ)
Кредитно-денежная политика центрального банка;
Потребительская активность;
Инновации;
Циклическое обновление основного
капитала.
Слайд 513.2 Классификация циклов по их продолжительности
(1) КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦИКЛЫ (3-4
года )
Накапливание и сокращение запасов на потребительском рынке
(2) СРЕДНЕСРОЧНЫЕ (ПРОМЫШЛЕННЫЕ)
ЦИКЛЫ (8-10 лет)
Продолжительность сроков службы основного капитала, колебания спроса на оборудование и сооружения
(3) ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦИКЛЫ (48-55 лет)
Обновлением пассивной части основного капитала (инвестиции в здания, сооружения, коммуникационные системы). Повышательная тенденция цикла обусловлена изменениями в технологии производства, географическими открытиями, войнами, революциями и т.д.
Слайд 523.3 «Длинные волны» Н.Д. Кондратьева в 18-21 веках
Первая волна
- 1787 - 1851 гг.:
Повышательная фаза - 1787-1817
гг.
Понижательная фаза - 1817-1851 гг.
Вторая волна - 1851 - 1896 гг.:
Повышательная фаза - 1851-1875 гг.
Понижательная фаза - 1875-1896 гг.
Третья волна - 1896 - 1933 гг.
Повышательная фаза - 1896-1920 гг.
Понижательная фаза - 1920-1933 гг.
Четвертая волна - 1945-1982 гг.
Пятая волна – с 1982-85 и до настоящего времени.
Слайд 533.4 Основные фазы промышленного цикла
Оживление (подъем)
Пик (бум)
Рецессия (спад, кризис)
Депрессия (дно
спада)
ВВП
Оживление
Пик (бум)
Рецессия (спад, кризис)
Депрессия
Оживление
Слайд 543.4 Основные фазы промышленного цикла
Оживление (подъем)
Национальный доход растет,
безработица сокращается до
естественного уровня,
инвестиции и размер реального капитала растут, но этот
рост замедляется.
Повышение потребительского и инвестиционного спроса и , как следствие, рост цен и ставки процента.
Слайд 553.4 Основные фазы промышленного цикла
Пик (бум)
Сверхвысокая занятость и перегрузка мощностей,
уровень цен, ставка зарплаты и ставка процента очень высокие.
Дополнительные
инвестиции в производство почти не осуществляются из-за высокой стоимости привлечения ресурсов.
Слайд 563.4 Основные фазы промышленного цикла
Рецессия (спад, кризис)
Производство и занятость сокращаются.
Из-за снижения спроса падают цены на товары и услуги. Рост
незагруженных мощностей.
Новые капиталовложения не осуществляют.
Многие фирмы терпят убытки или становятся банкротами.
Годы
Слайд 573.4 Основные фазы промышленного цикла
Депрессия (дно спада)
Темпы спада замедляются и
стабилизируются. Спад производства и уровень безработицы достигают максимума. Цены минимальны.
Выжили только самые сильные фирмы. Накапливается потенциал для будущего роста – при низких ставках процента объем инвестиций возрастает.
Слайд 583.4 Особенности современных промышленных циклов
государственное регулирование экономики
фаза экономического спада
стала короче, а фаза подъема – продолжительнее, удается избегать продолжительной
депрессии
сокращается диапазон колебаний объемов производства и уровня занятости
монополистическая структура рынков
высокий уровень цен сохраняется даже в период спада
научно-технических прогресс
ускоренное обновление основного капитала, вместо перепроизводства товаров перепроизводство капитала
глобализация производства
высокая синхронизация и мировой характер циклических колебаний
Слайд 593.5 Показатели циклического развития
Проциклические
Макроэкономические показатели, чья динамика совпадает с фазами
цикла
Контрциклические
Макроэкономические показатели, находящиеся в противофазе к циклическим колебаниям экономики
Ациклические
Макроэкономические показатели,
чья динамика не связана с фазами цикла внутри страны
Слайд 60Экономический рост – это долговременное увеличение реального объема валового внутреннего
продукта (ВВП) как в абсолютных значениях, так и в расчёте
на каждого жителя страны.
Экономический рост не означает, что рост ВВП должен увеличиваться каждый год, но в целом направление движения экономики должно идти вверх
Слайд 62Пути достижения экономического роста
Слайд 63Экстенсивный рост
Увеличение количества станков
Прием дополнительных рабочих
Сохранение в неизменном виде технологии
производства
Увеличение площади обработанных земель
Разработка новых месторождений
Слайд 64Интенсивный рост
Научно-технический прогресс
Экономия на масштабе (укрупнение производства)
Повышение квалификации работников
Рациональное распределение
ресурсов
Слайд 65Типы экономического роста
Равномерный рост стран-лидеров (США, Европа)
Чудеса роста (Япония, Южная
Корея, Гонконг)
Трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки)
Отсутствие экономического роста (Зимбабве)
Слайд 67Экономическое развитие
Экономическое развитие — структурная перестройка экономики в соответствии с
потребностями технологического и социального прогресса.
Слайд 68Показатели уровня экономического развития
ВВП и национальный доход на душу населения
Производство
основных видов продукции
Отраслевая структура экономики (соотношение между отраслями материального и
нематериального производства)
Уровень и качество жизни населения
Показатели экономической эффективности производства (отношение эффекта, результата к затратам)
Слайд 69Экономический рост — увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего
продукта) в длительный период времени.
Рост ВВП за счет расширения
масштабов использования ресурсов
Увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности
Экономический цикл — это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности (пик, рециссия, кризис, оживление)
это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год).
это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Экономическое развитие – качественные изменения в жизни страны.
Слайд 701. Понятие слова «Рынок»
Рынок
(англ. market)
Сфера обмена (купли-
продажи) товаров и
услуг
Место продажи товаров
Слайд 711. Рынок, его формы, виды, эволюция.
Рынок - совокупность всех
отношений, а также форм и организаций
сотрудничества людей друг с
другом, касающихся купли-продажи
товаров и услуг.
Условия возникновения рынка
общественное разделение
труда (специализация)
экономическая обособленность
производителей
самостоятельность
производителя
распределение в обществе
функций между людьми
формирует экономические связи
между производителями
самостоятельность в
организации производства
и коммерческая свобода
Слайд 72Основные признаки рынка
Нерегулируемое
предложение
Нерегулируемый
спрос
Нерегулируемая
цена
Производитель сам
решает,
что, как,
сколько и для
кого производить.
Потребитель сам
определяет, что,
где,
как и сколько
покупать.
Цены определяются
на рынке, зависят
от спроса и
предложения.
Спрос и предложение являются
главными инструментами формирования цены (ценообразования)
Слайд 74Конкуренция
Одним из элементов рыночного саморегулирования является
конкуренция
Конкуренция (concurrere - сталкиваться,
состязаться)
соперничество между участниками рыночного хозяйства за
лучшие условия производства и
купли-продажи товаров.
Олигополия ( от греч. oligo малочисленный и poleo - продаю) - это
рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое
количество продавцов, вступление новых фирм в отрасль
затруднено.
Монополия (от греч. mono - один и poleo - продаю) - фирма
(ситуация на рынке, на котором действует такая фирма),
действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов.
Слайд 75Спрос – подкреплённое денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести
данный товар
Предложение – желание или намерение производителя (продавца) предложить к
продаже свои товары
Когда спрос растёт, то растёт и предложение, но когда растёт предложение, не обязательно вырастет спрос
Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
Если продавец установит цену товара выше равновесной, то это приведет к избыточному предложению (товар будет накапливаться на складе, поскольку величина предложения будет превышать величину спроса).
Если продавец установит цену товара ниже равновесной, то это приведет к дефицитному спросу (товара не хватит на всех покупателей, поскольку величина спроса будет превышать величину предложения).
Слайд 76Какие причины могут вызвать изменение спроса на товар?
Изменение спроса
могут вызвать следующие факторы: вкусы и доходы покупателей, цены на
сопряженные товары (товары-заменители и товары, дополняющие данный товар), ожидания, число покупателей. В случае увеличения спроса вся кривая спроса сдвигается вправо; соответственно, сокращение спроса иллюстрируется сдвигом кривой спроса влево:
Пример. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, в которых спрос на товар возрастет:
1) товар вышел из моды 2) доходы покупателей возросли
1. Если товар вышел из моды, значит, по каждой цене этот товар будут покупать меньше. На графике каждая точка кривой спроса сдвинется влево, т. е. вся кривая спроса также сдвинется влево: спрос понизился.
2. Если доходы покупателей возросли, величина спроса на товар по каждой цене возрастет, вся кривая спроса сместится вправо: спрос повысился.
Слайд 77Какие причины могут вызвать изменение предложения товара?
Изменение предложения могут
вызвать следующие факторы: цены на ресурсы, новые технологии, налоги, ожидания,
число продавцов, цены альтернативных товаров, выпущенных из аналогичных ресурсов. Аналогично графикам спроса, кривая предложения сдвигается вправо в случае увеличения предложения и влево – при его снижении:
Пример. Найдите в приведенном ниже списке ситуации, в которых предложение товара сократится:
1) проведена компьютеризация процесса производства
2) продавцы ожидают в скором будущем повышения цен на свой товар
1. Компьютеризация процесса производства проводится с целью повышения эффективности производства. Соответственно, при тех же затратах фирма сможет произвести больше продукции, что повысит предложение товара на рынке.
2. Если продавцы ожидают в скором будущем повышения цен на свой товар, то им выгодно продавать товар в будущем, а сегодня они сократят предложение товара.
Слайд 78Типы рынков
С точки зрения законодательства
легальные
нелегальные
Слайд 81Характеристики рыночной экономики:
1. наличие независимых товаропроизводителей, свобода экономического выбора (свобода
предпринимательства, свобода профессионального выбора, свобода потребительского выбора), предпринимательской деятельности и
гарантию прав собственности различных экономических субъектов;
2. конкуренция товаропроизводителей различных форм собственности;
3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;
4. свободное перемещение капитала между отраслями регионами и странами;
5. наличие рынков капитала и труда;
6. открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов;
Слайд 824. Конкуренция. Рыночная структура
Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere
– сталкиваться) – соперничество между участниками рынка за лучшие условия
производства и купли-продажи товаров
Ценовая конкуренция
(снижение цен на
однотипную продукцию
по сравнению с
конкурентами)
Неценовая конкуренция
(предложение более
качественного товара,
создание системы
гарантийного обслуживания,
реклама товара)
Слайд 83Рыночная структура – условия, в которых протекает
рыночная конкуренция
Совершенная
(свободная)
конкуренция
Олигополия
Монополистическая
конкуренция
Монополия
Слайд 84Монополистическая
конкуренция
Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию.
Ограниченный
контроль над рыночными ценами.
Вход и выход с рынка
свободен.
Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы.
Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.
Слайд 85Олигополия
Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые
контролируют его основную часть.
Продукция может быть как однородной,
так и разнородной.
Вступление новых фирм в отрасль затруднено.
Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.
Слайд 86Совершенная
(свободная)
конкуренция
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.
Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации
о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д.
Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.
Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
Слайд 87Монополия
Отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным
продавцом данной продукции. Продукция уникальна, заменителя ей нет. Монополист диктует
цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.
Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
Слайд 88Монополия
(от греч. monos – один, единственный и polo –
продаю)
– исключительное право на осуществление
какого-либо вида деятельности, предоставляемое
определенному лицу, группе лиц или государству.
Естественные монополии
Искусственные монополии
право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Слайд 89Формы монополий
картель
Соглашение о ценах, распределении
рынков сбыта, доле каждого в
общем
объеме производства.
Сохранение за каждым участником
собственности на средства
производства и его
продукты.
пример
Организация стран—экспортёров нефти (The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕК, OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входит 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.
Слайд 90Синдикат
Участники сохраняют производственную,
но теряют торговую самостоятельность.
Продукция
реализуется, как
собственность предприятий синдиката
через единую контору.
пример
Классическим примером является алмазный
синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов.
Слайд 91Трест
Полное объединение предприятий
с потерей и торговой, и производственной
самостоятельности. Организуя трест,
владельцы предприятий передают свои
средства производства (пай)
в собственность треста и взамен получают
количество акций соответственно своему
паю.
пример
"Алюминум компани оф Америка" ("АЛКОА") - крупнейшая в США и капиталистическом мире алюминиевая монополия. На ее долю приходится 1/3 выплавки алюминия в США и (включая предприятия контролируемого ею Канадского алюминиевого треста) ок. 50% всего производства алюминия в капиталистических странах.
Слайд 92Концерн
Объединение предприятий
разных отраслей, торговых фирм,
банков на основе
общей
финансовой зависимости
пример
Три американских концерна ("Дженерал Моторс", "Форд Мотор
К°" и "Крайслер") производят 98% автомобилей в США.
Слайд 93Консорциум
Временное объединение (соглашение)
самостоятельных предпринимательских
структур для совместного размещения
заказов, проведения производственных,
кредитно-финансовых и маркетинговых
операций крупного масштаба, осуществления
глобальных проектов в промышленном
строительстве, координации всей
предпринимательской деятельности для
получения выгодных заказов и их
совместного исполнения.
http://www.alfagroup.ru/190/About.aspx
пример
Слайд 94Конгломерат
Юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи
развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), а также многопрофильным компаниям.
Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах.
Дженерал Электрик
Сименс АЕГ
пример
Слайд 96Характеристика видов конкуренции
Слайд 99ФИНАНСЫ – денежные средства, ценные бумаги и иные денежные обязательства
государства, предприятия, семьи
ФИНАНСЫ – совокупность денежных отношений, организованных государством, в
процессе которых осуществляется формирование, использование общегосударственных фондов, денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач
Слайд 100Финансовые институты – коммерческие учреждения осуществляющие финансовые операции
Слайд 101Финансовая организация, осуществляющая деятельность по:
приему депозитов;
Предоставлению ссуд;
Организации расчетов;
Купле и продаже
ценных бумаг
Компания, оказывающая страховые услуги, осуществляющая страхование жизни, здоровья, имущества,
ответственности
Слайд 102Создаваемый частными и государственными компаниями, предприятиями фонд для выплаты пенсий
и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд
Финансово-кредитная организация.
Выступает в качестве посредника между заёмщиком и частным инвестором, выражая интересы последнего
Слайд 103Организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и
иными финансовыми документами
Слайд 104Институт, занимающийся финансированием и кредитованием разных стран, содействующий мировой торговле,
оказывающий помощь в стабилизации финансовой системы развивающихся стран
Мировой банк
Международный
валютный фонд
Европейский
банк
реконструкции и развития
Слайд 105Основное предназначение финансовых институтов – организация посредничества, т.е. эффективного перемещения
денежных средств от сберегателей к заёмщикам
Слайд 106Банковская система – это совокупность действующих в стране банков, кредитных
учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции
Слайд 108Центральный банк
Принадлежит государству, является главным финансовым учреждением страны
Слайд 109Центральный банк
Подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает его Председателя,
по представлению Президента России, и независим от исполнительных и распорядительных
органов государственной власти
Слайд 110Коммерческие банки
Универсальные банки, занимающиеся непосредственным кредитованием всех субъектов экономики, в
том числе предпринимательства
Слайд 111Кредитно-финансовые организации
Занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности
Инвестиционные банки
Специализируются
на финансировании и долгосрочном кредитовании, вкладывая капитал в промышленность, строительство
и другие отрасли, а также ценные бумаги
Ипотечные банки
Предоставляют ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество
Слайд 112Кредитно-финансовые организации
Сберегательные банки
Привлекают и хранят свободные денежные средства, денежные сбережения
населения, выплачивая вкладчикам фиксированный процент, возрастающий с увеличением срока хранения
Инновационные
банки
Кредитуют инновации, т.е. обеспечивают внедрение научно-технических достижений
Слайд 113Банковские операции
Активные операции
Пассивные операции
Банковские услуги
Предоставление кредитов
Мобилизация денежных доходов и сбережений
и их аккумуляцией
Осуществление наличных и безналичных платежей, выпуск и хранение
ценных бумаг, трастовые (доверительные) операции
Слайд 114Современное состояние российской банковской системы
Положительные тенденции
Кредитные организации стали стремиться к
наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами.
Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские
технологии (клиент-банк, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т.д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.)
Слайд 115Основные проблемы
российской банковской системы сегодня
Слайд 116Основные проблемы
российской банковской системы сегодня
Слайд 118Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники
рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность и фондовые биржи.
Слайд 119Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации,
которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот
и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.
Слайд 120инвесторы;
эмитенты;
саморегулируемые организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг (организации, обслуживающие рынок).
К ним
относятся:
Слайд 121Инвестор – лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности
или ином вещном праве. В качестве инвесторов на российском рынке
ценных бумаг выступают практически все категории субъектов рынка от физических лиц до государства.
Слайд 122Всех инвесторов обычно делят:
- по стране происхождения (инвесторы — резиденты
и иностранные инвесторы — нерезиденты);
- по методам получения дохода (инвесторы,
осуществляющие прямые инвестиции и инвесторы, осуществляющие портфельные инвестиции).
Слайд 123Эмитент – это юридическое лицо, органы исполнительной власти либо органы
местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных
бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Слайд 124В качестве эмитента на рынке ценных бумаг могут выступать любые
экономические субъекты, являющиеся резидентами РФ.
Слайд 125Саморегулируемыми организациями в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения,
устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса. У
нас саморегулируемой организацией называется некоммерческие организации, создаваемые профессиональными участниками фондового рынка на добровольной основе.
Слайд 126Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на рынке ценных бумаг
по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-
техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.
Слайд 127Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:
-
перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество;
- брокерская деятельность;
- дилерская деятельность;
-
деятельность по организации торговли ценными бумагами;
Слайд 128- организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами;
- депозитарная деятельность;
- консультационная
деятельность;
- деятельность по ведению и хранению реестра акционеров;
Слайд 129ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между
кредиторами и заёмщиками при помощи посредников на основе спроса и
предложения на капитал.
На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций, направляющих поток денежных средств от собственников к заёмщикам и обратно.
Слайд 131Документ, т. е. бумага, на которой зафиксированна определенная информация;
Это бумага,
удостоверяющая, что её владелец имеет определенное имущественное право;
Документ, который может
называться по-разному, но важно одно, чтобы форма и её название предусмотрены государством в нормативных актах
Ценная бумага
Слайд 132это форма капитала, которая может передаваться вместо его самого, обращаться
на рынке как товар и приносить доход. Это особая форма
существования капитала, суть которого состоит в том, что сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги.
Ценная бумага
Слайд 133Реквизиты ценных бумаг (определенный свой набор требований)
Название ценной бумаги;
Серия ценной
бумаги;
Её номер;
Наименование организации, выпустившей ценную бумагу для привлечения финансовых средств;
Наименование
держателя ценной бумаги, т.е. того, кто вложил материальные средства в предприятие;
Стоимость ценной бумаги, т. е. доля вложенных средств и другие реквизиты
Слайд 135Функции ценных бумаг
Гарантийная функция;
Функция передачи
Слайд 136Виды ценных бумаг
Акция;
Облигация;
Вексель;
Чек
Слайд 137Акция
Акция – это эмиссионная ценная бумага(ценные бумаги, которые выпускаются обычно
крупными сериями в больших количествах и внутри каждой серии все
ценные бумаги абсолютно идентичны), закрепляющая права её держателя (акционера) на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Слайд 138 АО выпускает акции в следующих случаях:
Создание АО
Преобразование предприятия
или организации в АО
Слияние двух или нескольких АО
Мобилизация денежных средств
при увеличении существующего уставного капитала
Слайд 139 Акция обладает следующими свойствами:
Держатель акции является совладельцем АО;
Акция не
имеет срока существования, т.е. права её держателя сохраняются до тех
пор, пока существует АО;
Акционер не отвечает по обязательствам АО;
Совместное владение акцией не связано с делением прав между собственниками, т.е. все они выступают как одно лицо.
Слайд 1401. обыкновенные
2. привилегированные
Номинальная стоимость размещённых привилегированных акций не должна
превышать 25% от уставного капитала общества.
В зависимости от
объёма прав,
существует 2 вида акций:
Слайд 143Дивиденд
Дивиденд – это доход, который акционер может получить за
счёт чистой прибыли текущего года АО, которая распределяется между держателями
акций в виде опр. доли их номинальной стоимости.
Дивиденд может быть выплачен:
деньгами
собственными акциями
имуществом в рыночной оценке
Сроки выплаты дивидендов:
годовые
промежуточные (ежеквартальные или раз в полгода). Размер промежуточных дивидендов не может превышать размер годовых.
Слайд 144фирменное наименование АО и его местонахождение
наименование ценной бумаги –
акция
её порядковый номер
дата выпуска
вид акции – обыкновенная или привилегированная
номинальная
стоимость
имя держателя
размер уставного капитала на день выпуска акций
количество выпускаемых акций
срок выплаты дивидендов и их ставка (только для привилегированных акций)
подпись председателя правления АО.
Обязательные реквизиты, которые должна иметь акция:
Слайд 145Облигация
Облигация – это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между
кредитором (её владельцем) и заёмщиком (лицом, выпустившим её).
Закрепляет
право её держателя на получение в предусмотренный ею срок её номинальной стоимости и зафиксированного в ней % в этой стоимости или иного имущественного эквивалента
Слайд 146Различия между акциями и облигациями:
Слайд 148 Вексель – это безусловное обязательство уплатить какому то лицу
определенную сумму денег в определенном месте в определенный срок.
Это абстрактное долговое обязательство, т.е. не зависит ни от каких условий. Вексель – это денежный документ со строго определённым набором реквизитов. Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги.
ВЕКСЕЛЬ.
Слайд 149 Особенности векселя:
документарность
формальность (необходимость его составления в строго оговоренной законом
форме)
абстрактность – обязательства по векселю не зависят от обстоятельств его
выдачи; обязанное по векселю лицо не может отказаться оплачивать вексель по причине того, что др. лицо не выполнило своих обязательств, связанных с выдачей векселя
безусловность – вексель представляет собой ничем не обусловленное обязательство. В векселе не может содержаться оговорка, ставящая обязанность совершить платёж в зависимости от каких-либо действий векселедержателя или от наступления иных внешних обязательств.
Слайд 150
наименование «вексель», включённое в сам текст документа и
выраженное на том языке, на котором этот документ составлен
простое и
ничем не обусловленное предложение уплатить опр. сумму
наименование того, кто должен уплатить (только для переводного векселя)
указание срока платежа
указание места, в котором должен быть совершён платёж
наименование того, кому или приказу кого платёж должен быть совершён
указание даты и места составления векселя
подпись векселедержателя.
Реквизиты векселя
Слайд 151Переводной вексель – это документ, регулирующий вексельные отношения 3-х сторон:
кредитора (трассанта), должника (трассата), получателя платежа (ремитента).
Слайд 152 Простой вексель – это обязательство векселедателя самому уплатить опр.
сумму векселедержателю, это аналог долговой расписки. Отличие между ними заключается
в том, что в случае конфликта кредитор, предъявляющий долговую расписку, обязан сам доказать существование и действительность того основания, в силу которого он расписку приобрёл, векселедержатель же от этой обязанности освобождён в силу абстрактности и безусловности векселя.
Слайд 153Чек
вид ценной бумаги, денежный документ строго установленной законом формы,
содержащем приказ владельца текущего счета в финансовом институте (чекодателя) о
выплате владельцу чека по его предъявлении суммы денег, обозначенном в этом обязательстве.
Слайд 154Выставление чека
Выставление чека предполагает взаимодействие трех сторон:
чекодателя ( drawer )
- лица, выписавшего чек;
чекодержателя ( payee) лицо, получившее чек
в оплату за товары или услуги и
плательщика по чеку - банк (drawers'bank), в котором держит счет чекодатель и название которого указано на чеке.
Слайд 155Виды чеков
именные чеки.
ордерные чеки.
чек на предъявителя.
Слайд 156Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя
банку произвести платеж указанной в нём суммы чекодержателю.
Расчетный чек –
это чеки, используемые для безналичных расчетов, это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств.
Приватизационный чек – государственная ценная бумага, предназначенная для обмена на активы государственных предприятий, передаваемых в частные руки в процессе приватизации. Получил неофициальное название « ВАУЧЕР»
Слайд 157Фьючерсный контракт
Ценовая определенность и обязательность исполнения - главные характеристики
фьючерсов.
Еще одной спецификой фьючерсов является то, что они продаются
не зависимо от того, существуют ли эти ценности в данный момент времени или нет.
Появление этого вида ценной бумаги связано с тем, что участники рынка не уверены в своих прогнозах относительно будущего развития рынка и цен.
Слайд 158Сберегательный сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в
банк физ.лицом и право вкладчика (держателя сертификата) на получение по
истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате % в банке, выдавшим сертификат, или в любом филиале банка.
Слайд 159Именной депозитный сертификат представляет собой ценную бумагу, которая удостоверяет права
вкладчика на получение ее номинальной стоимости и процентов по данному
виду депозита.
Приобрести именной депозитный сертификат в Р.Ф. может только юридическое лицо, которое зарегистрировано на территории нашей страны, кроме того, номинал данного вида ценной бумаги может быть обозначен только в рублях.
Слайд 160Ипотечный сертификат участия – именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее
владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать
от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления.
Слайд 161Складское свидетельство – товарная ценная бумага, выдаваемая на предъявителя.
Двойное складское
свидетельство является ценной бумагой, состоящей из двух частей: собственно складского свидетельства и залогового свидетельства
(варранта).
Варрант - свидетельство товарного склада о приёме на хранение определённого товара, то есть варрант — это товарораспределительный документ, который используется при продаже и залоге товара.
Слайд 162КЛАССИФИКАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ
По признаку возвратности средств инвесторам
По необходимости регистрации выпуска
ценных бумаг
По форме выпуска
По механизму реализации прав
По важнейшим эмитентам
Слайд 163Классификация ценных бумаг по признаку возвратности средств
Долговые ценные бумаги (облигация,
вексель)
Долевые ценные бумаги (акции)
Слайд 164Классификация ценных бумаг по важнейшим эмитентам
Слайд 165КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО МЕХАНИЗМУ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ
Слайд 166Классификация ценных бумаг по форме выпуска
Документарная (наличная) форма выпуска на
бумажном носителе
Бездокументарная (безналичная) форма выпуска в виде электронной записи
Слайд 167КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ ПО НЕОБХОДИМОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ВЫПУСКА
Эмиссионные ценные бумаги (акции,
облигации)
Неэмиссионные ценные бумаги (вексель, коносамент)
Слайд 168Ценная бумага – документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и
обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только
при его предъявлении (Гражданский кодекс РФ, ст.142)
ПОНЯТИЕ ЦЕННОЙ БУМАГИ