Разделы презентаций


Экономика общественного сектора

Содержание

Доходы государства и управление ими. Распределение налогового бремени Лекция 6

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Экономика общественного сектора

ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лектор к.э.н.,

доцент кафедры финансового менеджмента ФГУ МГУ Каширова Анна Владимировна

Экономика общественного сектора  ФГУ МГУ им. М.В. Ломоносова. Лектор к.э.н., доцент кафедры финансового менеджмента ФГУ МГУ

Слайд 2Доходы государства и управление ими. Распределение налогового бремени
Лекция 6

Доходы государства и управление ими. Распределение налогового бремени  Лекция 6

Слайд 3Доходы государства и управление ими. Распределение налогового бремени
Доходы государства
Источники государственных

доходов
Объекты и цели налогообложения
Специфические и стоимостные, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные

налоги
Критерии оценки налоговых систем
- Экономическая нейтральность и организационная простота, гибкость налогообложения



Доходы государства и управление ими. Распределение налогового бремениДоходы государстваИсточники государственных доходовОбъекты и цели налогообложенияСпецифические и стоимостные, прогрессивные,

Слайд 4 1. Доходы государства
Среди доходов государства приоритетное место занимают налоги. Это

связано не только с их долей в общем объеме государственных

финансов.

В налогообложении ярко проявляются главные особенности формирования ресурсов общественного сектора, связанные с использованием принуждающей силы государства.
1. Доходы государства		Среди доходов государства приоритетное место занимают налоги. Это связано не только с их долей

Слайд 5Доходы государства
Доходы субъекта рыночной экономики, как правило, формируются за счет

использования принадлежащих ему факторов производства. Альтернативный путь формирования доходов —

безвозмездные поступления со стороны. Для большинства субъектов этот второй путь не характерен.

Когда речь идет о государстве, законное право принуждения позволяет безвозмездно получать преобладающую часть средств, необходимых для финансирования общественного сектора. Это
достигается с помощью налогов, т. е. обязательных платежей, регулярно взимаемых в доход государственных и муниципальных органов.

Доходы государства	Доходы субъекта рыночной экономики, как правило, формируются за счет использования принадлежащих ему факторов производства. Альтернативный путь

Слайд 6Доходы государства
На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства,

т. е. установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в

те или иные государственные фонды.
Вообще говоря, налоги могут быть не только денежными, но и натуральными. Более того, близкую к налогам природу имеют так называемые натуральные повинности, в частности воинская обязанность.
Доходы государства		На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, т. е. установленные законом требования регулярно уплачивать

Слайд 72. Источники государственных доходов
С точки зрения теории все денежные фонды,

находящиеся в распоряжении государства (если они не обособлены в качестве

средств предприятий) объединяются понятием бюджет в широком смысле слова.
На практике различаются бюджет (точнее, бюджеты разного уровня) и государственные и муниципальные внебюджетные фонды.
Налоговые поступления в наибольшей степени отвечают природе государства. Однако наряду с ними ресурсы общественного сектора пополняются за счет неналоговых поступлений. Их важнейший источник государственное предпринимательство, т. е. прибыльное использование ранее накопленных ресурсов.
2. Источники государственных доходов		С точки зрения теории все денежные фонды, находящиеся в распоряжении государства (если они не

Слайд 83. Объекты и цели налогообложения
Источником налоговых поступлений государства являются доходы

граждан и организаций. Однако объектами налогообложения могут быть не только

доходы.
В этом качестве способны выступать, в частности, имущество, принадлежащее налогоплательщику, приобретенные или проданные им товары, использованные ресурсы и т. д
Классификация налогов строится прежде всего с учетом объектов обложения. Так, различаются прямые и косвенные налоги.
Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество,
вторыми — ресурсы, деятельность, товары и услуги.
Целевые налоги предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога.
Целевые налоги принято называть маркированными
3. Объекты и цели налогообложенияИсточником налоговых поступлений государства являются доходы граждан и организаций. Однако объектами налогообложения могут

Слайд 9Маркированные и немаркированные налоги
Примерами маркированных налогов служат платежи в фонды

общественного страхования, а также местные целевые сборы на благоустройство территории

и т. п.
Если средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться для решения разнообразных задач по усмотрению органа, утверждающего бюджет, такой налог называется немаркированным.
К разряду немаркированных относятся:
налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль предприятий и организаций,
подоходный налог с физических лиц,
налоги на имущество и многие другие.
Маркированные и немаркированные налоги	Примерами маркированных налогов служат платежи в фонды общественного страхования, а также местные целевые сборы

Слайд 10Структура налогообложения

Однако в действительности условия общественного выбора таковы, что два

аспекта единого, по сути, процесса определения требований к общественному сектору

во многом обособляются друг от друга.

Первый аспект — формирование лимита, о котором говорилось выше, а значит, выделение доходов государства из суммарных доходов общества и вместе с тем определение масштабов общественного сектора.

Второй аспект — использование лимита, иными словами, аллокация средств, которыми распоряжается государство, что предполагает формирование структуры общественных расходов.

Структура налогообложения		Однако в действительности условия общественного выбора таковы, что два аспекта единого, по сути, процесса определения требований

Слайд 11Тенденции в изменении структуры налогообложения
При значительном несходстве ситуаций в различных

странах в целом заметно некоторое снижение удельного веса налогов на:

товары и услуги,
на имущество и на доходы корпораций

при росте доли отчислений на социальное страхование и относительной стабильности доли налогообложения личных доходов.
Тенденции в изменении структуры налогообложения		При значительном несходстве ситуаций в различных странах в целом заметно некоторое снижение удельного

Слайд 124. Специфические и стоимостные, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги

Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных

единицах, на количество облагаемых товаров и др., выраженное в натуральных единицах, такой налог называется специфическим.
Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах (долях), на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов и т. п., то налог является стоимостным.
Еще одна важная классификация налогов основана на том, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе с увеличением последнего. С этой точки зрения различаются:
прогрессивные,
регрессивные и
пропорциональные налоги.

4. Специфические и стоимостные, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги   Если налог исчисляется путем умножения ставки,

Слайд 13Прогрессивные и пропорциональные налоги
Прогрессивный налог растет быстрее дохода,
регрессивный —

медленнее его, а доля
пропорционального налога в доходе остается неизменной независимо

от того, насколько велик доход.
Если сравнить удельные веса налога в доходах двух одинаковых по численности групп населения, первая из которых получает больше средств, чем вторая, то:
- при прогрессивном налогообложении этот показатель будет выше у первой группы,
- при регрессивном — у второй,
- а при пропорциональном он окажется одинаковым для обеих групп.
Прогрессивные и пропорциональные налогиПрогрессивный налог растет быстрее дохода, регрессивный — медленнее его, а доляпропорционального налога в доходе

Слайд 145. Критерии оценки налоговых систем
Любые аспекты функционирования общественного сектора, в

том числе и относящиеся к налогообложению, должны оцениваться с позиций

экономической эффективности и социальной справедливости.
Существуют практически ориентированные критерии, позволяющие сравнивать различные подходы, отсекать заведомо худшие варианты, фиксировать преимущества и недостатки каждого конкретного налога.
Ни один из подобных критериев заведомо не является безукоризненным. Более того, они могут до некоторой степени противоречить друг другу.
5. Критерии оценки налоговых систем		Любые аспекты функционирования общественного сектора, в том числе и относящиеся к налогообложению, должны

Слайд 15Критерии оценки налоговых систем
Первым следует рассмотреть критерий относительного равенства налоговых

обязательств.
Он непосредственно связан с идеей справедливости и распределение налогов

в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами, а также отсутствие дискриминации
Равенство по горизонтали означает, что с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог.
Равенство по вертикали означает, что налоги, которые уплачиваются лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением.
Критерии оценки налоговых системПервым следует рассмотреть критерий относительного равенства налоговых обязательств. 		Он непосредственно связан с идеей справедливости

Слайд 16Критерии оценки налоговых систем
Вторым критерием является экономическая нейтральность. За счет

относительного равенства обязательств может достигаться справедливость налогообложения

Центральный вопрос — влияние

налогов на эффективность
экономического поведения налогоплательщиков.

Очевидно, например, что высокий подоходный налог или налог на прибыль сдерживает экономическую активность. Это может послужить причиной неэффективного распоряжения ресурсами, которыми располагает общество в лице работников и предпринимателей, обязанных уплачивать соответствующие налоги.
Критерии оценки налоговых систем	Вторым критерием является экономическая нейтральность. За счет относительного равенства обязательств может достигаться справедливость налогообложения	Центральный

Слайд 17Критерии оценки налоговых систем
Третий критерий – организационная простота

При прочих равных

условиях, эффективность налогообложения тем выше, чем ниже издержки сбора налогов.

Затраты на обслуживание налоговой системы складываются,
во-первых, из расходов на содержание налоговой службы,
во-вторых, из затрат времени и средств плательщиков, требующихся для выполнения

Если налоговая система громоздка и особенно если она допускает многообразные варианты поведения, позволяющие уменьшать обязательства плательщиков, последние предъявляют спрос на услуги налоговых консультантов. Возникает также основа для таких конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми службами, которые требуют разрешения в судебном порядке. Все это порождает дополнительные расходы.
Критерии оценки налоговых системТретий критерий – организационная простота		При прочих равных условиях, эффективность налогообложения тем выше, чем ниже

Слайд 18Критерии оценки налоговых систем
Четвёртый критерий – гибкость налогообложения
Термином "гибкость" обозначается

адекватность налогообложения динамике макроэкономических процессов
Налоги, призваны выполнять наряду с аллокационной

и распределительной также стабилизационную функцию. Судить о гибкости того или иного налога — значит, по существу, оценивать его с позиций последней функции.

Гибкие налоги функционируют как встроенные стабилизаторы. Допустим, например, что налог на прибыль построен таким образом, что платежи в бюджет растут (или снижаются) вдвое быстрее налогооблагаемой базы. Тогда в фазе подъема налог в определенной степени сдерживает "перегрев" экономики, увеличиваясь опережающим темпом по сравнению с доходностью инвестиций. Вместе с тем, когда доходность начинает снижаться, рассматриваемый налог сокращается быстрее, чем прибыль, и это в некоторой степени отдаляет или даже предотвращает кризис.
Критерии оценки налоговых системЧетвёртый критерий – гибкость налогообложения	Термином

Слайд 19Критерии оценки налоговых систем
Пятый критерий – прозрачность налоговой системы.
Процессы общественного

выбора протекают таким образом, что даже вполне демократическое законодательство не

гарантирует полного подчинения политики государства интересам типичного рядового избирателя. В большой степени это объясняется феноменом рационального неведения.

Вместе с тем очевидно, что, при прочих равных условиях, предпочтительно такое институциональное устройство налогообложения, при котором политика максимально прозрачна. Имеется в виду, что ее содержание и последствия могут быть в достаточной степени понятны избирателю - налогоплательщику, даже если он не обладает специальными знаниями и не затрачивает значительных усилий на сбор соответствующей информации.
Критерии оценки налоговых системПятый критерий – прозрачность налоговой системы.	Процессы общественного выбора протекают таким образом, что даже вполне

Слайд 20Соответствие отдельных налогов разнородным критериям

Соответствие отдельных налогов разнородным критериям

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика