Слайд 1Сущность менеджмента
Теория управления организацией
Искусство управления
Аппарат управления
Процесс управления
Система управления
Слайд 2Как теория менеджмент - это
Концепции, методы, принципы управления, способствующие разработке
модели стабильного положения организации в долгосрочном периоде.
Менеджмент как наука изучает
закономерности управленческого труда, причинно-следственные связи в управленческих процессах, выявляет условия, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным
Слайд 3Практические методы, технологии способствующие повышению прибыли организации и усилению позиций
конкурентоспособности.
Как искусство менеджмент - это
Слайд 4Как процесс менеджмент
включает в себя ряд последовательных функций.
К
указанным функциям можно отнести
планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Слайд 5Как аппарат управления менеджмент - это
Иерархия –
количество уровней
(звеньев)
управления
Top – management
Middle-management
Lower - management
Слайд 6Рис. Соответствие между уровнями по Парсонсу.
Слайд 7
Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных)
планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением
отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.
Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации.
Слайд 8Характер распределения рабочего времени руководителей разного уровня
Слайд 9Рис. 1.5. Как руководители расходуют свое время.
Источник: Henry Mintzberg, The
Nature of Managerial Work (New York: Harper & Row, 1973),
p. 39. Copyright 1973 and reprinted by permission of the publisher.
Слайд 10Сфера деятельности менеджера и ее особенности
Соответственно менеджер – это профессиональный
руководитель, работающий по найму и специализирующийся на эффективном достижении целей
организации.
Характерной чертой менеджера является работа на прибыль, на спрос, на удовлетворение требований потребителей.
Другая важнейшая характеристика менеджера – наличие подчиненных.
Слайд 11Норма управляемости
Максимальное количество исполнителей, которое может находиться в подчинении у
одного руководителя
Слайд 12Менеджмент как система
представляет собой совокупность взаимосвязанных взаимозависимых элементов, таких как
люди, информация, структура, ресурсы и т.п.
Слайд 13
В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух
субъектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта
управления, а другой находится в позиции объекта управления.
Слайд 14Действия субъекта
- субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды
управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект
управления;
Слайд 15Действия объекта
- объект управления получает данные и действует в соответствии
с ними.
Объектами управления, т.е. тем, на что направлено властное воздействие
субъекта управления, могут выступать физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы.
Слайд 16Рисунок 1. Управляющая и управляемая подсистемы системы управления.
Слайд 17Обратная связь, как закон функционирования организации
Обратная связь – это воздействие
результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер (модуляцию или стабилизацию)
этого функционирования.
Выделяют положительную и отрицательную обратную связь.
Золотое правило академика П.К.Анохина: «Само отклонение от нормы служит стимулом возвращения к норме».
Важно, что любая функциональная система при эффективном использовании принципа обратной связи становится самосовершенствующейся.
Слайд 18Р.А.Фатхутдинов предлагает следующую структуру системы менеджмента организации:
Слайд 19Обеспечивающая подсистема системы менеджмента организации
включает:
- методическое обеспечение,
- ресурсное обеспечение,
- информационное
обеспечение,
- правовое обеспечение.
Слайд 20Функциональная подсистема
включает в себя:
- маркетинг,
- планирование,
- организация процессов,
- учет и
контроль,
- мотивация и регулирование.
Слайд 21Управляющая подсистема
включает:
- управление персоналом,
- социология и психология менеджмента
- разработка и
реализация управленческих решений,
- анализ в принятии решений
- прогнозирование в принятии
решений.
Слайд 22
Чем больше неопределенного, непредвиденного, тем выше риск.
Чем выше риск,
тем менее прогнозируемы результаты управления.
Слайд 23Процесс управления
(М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента»)
Широкое распространение получила точка
зрения, что существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся
в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.
Суть этих функций и то, как они взаимодействуют между собой, формируя единый процесс - непрерывная цепь взаимосвязанных действий.
Слайд 24Процесс управления
(М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента»)
УПРАВЛЕНИЕ — это процесс
планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать
и достичь целей организации.
Слайд 25Процесс управления
(М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента»)
Питер Ф. Друкер, которого
многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в
мире, предлагает иное определение:
Рис. Руководитель как система обработки информации.
Источник Henry Mintzberg, The Nature of Managerial Work (New York: Harper & Row, 1973), p. 72. Copyright ® 1973 and reprinted by permission of the publisher.