Слайд 1ЭКОНОМИКА
ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
очная форма:
лекция – 11 лекций = 22
часа
практические занятия –
модуль-1, ПЗ - 3 = 6 час.
модуль-2, ПЗ – 7 = 14 час.
модуль-3, ПЗ – 8 = 16 час.
Курс ведет:
д.э.н., профессор Петров Александр Арсеньевич
e mail: palar-1@bk.ru
Слайд 2Цели и задачи дисциплины Экономика
Цели освоения дисциплины Экономика: выработка способностей,
навыков и умений работать, принимать решения, решать проф. задачи в
правоприменительной, экспертно-консультационной, правоохранительной деятельности, научно-исследовательской и педагогической деятельности
Формирование общекультурных и профессиональных компетенций
Слайд 3Раздел 1. Экономика и ее роль в обществе
Тема 1. Экономика:
научное представление о хозяйственной деятельности - 2
План
1.1.Экономика: хозяйство, наука, отношения
между людьми
1.2. Функции научного исследования экономики 1.3. Содержание и задачи дисциплины «Экономика»
1.4. Методы освещения реальной экономики
1.5. Организация учебного процесса по изучению дисциплины «Экономика»
Слайд 5Когда и Почему человек
начал производить блага?
Что заставило человека заняться
хозяйственной деятельностью?
Слайд 6
Круг в 360º или потенциальная потребительская корзина (ППК) отличается
по странам и народам
а) по объему (размеру) и
б) по структуре
(содержанию)
потребности человека
Потребности
человека
безграничны
Слайд 7степень удовлетворения
потребностей
Степень удовлетворения потребностей или реальная потребительская корзина (РПК)
зависит от:
стадии экономического развития страны, народа;
развитости НТП и
эффективности внедрения его результатов в хозяйственную
деятельность;
3) достигнутого уровня и
качества жизни в каждой
конкретной стране;
4) дохода каждого отдельного
домашнего хозяйства
(каждой от
дельной семьи);
5) социально-экономической
политики правительства;
6) взаимодействия власти,
бизнеса и общества
Каждая страна наращивает степень удовлетворения потребностей, вторгаясь в природную кладовую
Слайд 8Аристо́тель - IV век до н.э.
Древнегреческий ученый
Ученик Платона
Воспитатель Александра
Македонского
В книге «Политика» впервые письменно вводится термин «экономика»
Слайд 9
Эконо́мика
от др.-греч.
οἶκος — дом и
νόμος — правило, закон, буквально правила
ведения хозяйства
хозяйственная деятельность общества – производственно -экономические = организационно-экономические отношения
совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления – социально-экономические отношения
Аристотель называет
- экономику «естественной наукой» и
- противопоставлял экономику хрематистике - деятельности человека, связанной с извлечением выгоды
Слайд 10Аристотель об источнике богатства
экономика
Хоз-во
рабовла
дельца
торговля
Слайд 12
Труд – отец богатства
Земля – его мать
Слайд 14эволюция термина «экономика»
Сегодня термин «экономика» означает хозяйственную деятельность, которую постоянно
ведут
ДХ - семьи,
предприятия,
город,
область
республика
население страны – нац. экономика
в масштабах
мира – МХ
Слайд 15Роль хозяйственной деятельности
хозяйственная деятельность
- это практическая деятельность людей
по
созданию жизненно необходимых благ
-
ведется постоянно, поскольку люди
постоянно нуждаются в благах
Слайд 16первая роль экономики
экономика
как хозяйственная
деятельность
является
фундаментом любого общества
сформировалась
при
переходе
от собирательства к производству
Слайд 17Второе значение экономики
экономическая теория = экономическая наука
Слайд 18аргентинский лауреат Нобелевской премии по медицине Сесар Милстейн
мы вступили в
тысячелетие, в котором экономическая мощь стран во все большей степени
основывается на интеллектуальном и творческом потенциале населения
Слайд 19экономика как экономическая наука
экономика
как наука
сформировалась в XVII в.
когда были
открыты и изучены
экономические законы
и все знания
были сведены
в целостную систему
Слайд 20потребность в экономической науке
была обусловлена необходимостью обосновать машинное производство и
соответственно формирующийся новый класс - промышленников – буржуазии
2) сегодня обусловлена
- необходимостью совершенствовать хозяйственную деятельность, сделать её более продуктивной, конкурентоспособной
Слайд 21экономическая теория
изучает
все виды хозяйства
по производству благ
Слайд 22экономическая теория: два направления
классическое
- А.Смит,
Д.Рикардо, У.Петти, К.Маркс
неоклассическое – 1870 г.
-
Карл Менгер, Эйген фон Бём-Баверк,
Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, Ирвинг Фишер,
А. Маршалл
Слайд 23классическое направление
труд – отец богатства, природа – его мать
трудовая
теория стоимости
объективные экономические законы
товар – результат труда человека, имеет потребительную
стоимость и поступает в продажу
цена определяется издержками производства
источник богатства – труд в сфере материального производства
игнорирует сферу услуг
Слайд 24неоклассическое направление
субъективно-психологические законы
товар – все то, что можно продать
товар
– обладает полезностью для человека, но эта полезность испаряется по
мере насыщения
цена определяется полезностью блага для человека, но по мере насыщения цена снижается
источник богатства – все сферы деятельности человека
Слайд 25Что изучает экономическая теория?
предметом исследования ЭТ являются
отношения между занятыми
в хозяйственных процессах людьми по производству, обмену, распределению и потреблении
производимых благ:
организацию, построение производства, размещение оборудования – организационно-экономические отношения
отношения между работодателем и наёмными работниками – социально-экономические отношения
Слайд 26Форма благ
В реальной жизни эти блага для человека выступают в
форме денег – в денежной форме
На деньги можно приобрести любые
вещественные и невещественные блага
Слайд 27ЭТ и практика
между ЭТ и реальной практикой есть
несовпадение
экономическая теория
опирается на чистые, идеальные явления, которых в такой
форме нет в реальной жизни
использует абстрактные категории и понятия
использует модели, приближенно отражающие реальную действительность
в реальной практике все абстрактные модели имеют видоизмененную форму
Слайд 28Зачем нужны абстрактные модели?
польза от этих абстрактных теоретических моделей есть
теоретические
модели полезны, поскольку
- описывают общие закономерности,
- выявляют главные факторы – силы,
- получают примерные модели и ориентиры
Слайд 29Прикладная экономика
Прикладная экономика изучает экономическую ситуацию в ее реальном, конкретном
временном периоде
прикладная экономика для выработки рекомендаций требует
- реальной информации
- конкретных показателей экономической
деятельности
Слайд 30важной практической задачей экономической науки является
-
обеспечение управления экономикой
управление хоз. деятельностью ведется на всех уровнях:
- ДХ,
- предприятие,
- корпорация,
- город, область, республика, страна, МХ
Слайд 31Зачем практике требуется экономическая наука?
хоз. деятельность непосредственно связана
-
с производством благ,
- с конкурентоспособностью
- с уровнем жизни
поэтому проблема эффективности управления становится жизненно важной
Слайд 32побудительный мотив изучения ЭТ
как повысить эффективность
управления выступает побудительным мотивом изучения экономики, поскольку от этого зависят
рост производства высококачественной инновационной продукции
повышение её конкурентоспособности,
рост потребительской корзины,
увеличение стипендий, пенсий, заработной платы и
повышение уровня жизни
Слайд 33Нужно ли эффективное управление?
решение эффективности управления
ведет к совершенствованию всех
сфер жизни общества
поэтому экономика тесно связана с другими науками: правом,
социологией, культурологией, политологий, историй
Слайд 34два типа экономики
Экономика
-
реальная
- виртуальная, фиктивная
Слайд 36Познавательная функция
всесторонне изучить формы и условия хозяйственной деятельности, выявить
их сущность
позволяет открыть и понять объективно (независимо от воли и
сознания человека) действующие тенденции и законы развития экономики
основывается на достоверных и типичных фактах социально-экономической жизни
Слайд 37Научное прогнозирование
Научное прогнозирование (греч. prognosis – предвидение, предсказание)
разработка научных основ предвидения
социально-экономического развития на обозримое будущее
основано на научных данных хозяйственного предвидения
позволяет принимать рациональные эффективные долгосрочные решения, основанные на правильном учете затрат и выгод
одной из составляющих эффективности управления современной экономикой является способность предвидеть ход будущих событий и действовать в соответствии с обоснованным прогнозом
Слайд 38Что предопределяет будущее?
Настоящее Т-разрыв
будущее
настоящее
будущее
События, которые произойдут в этот период:
природно-экологические
социальные
экономические
политические
внутренние
внешние
Слайд 39Рис. Желаемое и реальное в настоящем и будущем
Слайд 40Практическая функция
способность выбирать экономически целесообразные направления развития
реализация прогноза, программы
социально - экономического развития
важно определить основные правила и способы
достижения намеченных целей
Слайд 42Прогнозирование
- опережающее отражение будущего;
- вид познавательной деятельности, направленный
на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе
анализа его состояния в прошлом и настоящем
Реальность функций эк.анализа
Слайд 441
Рис. Желаемое и реальное в настоящем и будущем
Слайд 45три блока содержания курса «Экономика»
Первый блок: Экономика и ее роль
в обществе = Три темы:
экономика: научные представления о хозяйственной
деятельности;
о закономерностях развития экономики;
о системе экономических отношений.
Второй блок: Организация хозяйственной деятельности = Три темы:
предприятия и организации хозяйственной деятельности;
предпринимательская деятельность;
особенности современного рынка.
Третий блок: Национальное хозяйство и роль государства в согласовании экономических интересов общества = Четыре темы:
система экономических интересов общества;
воспроизводство в национальном хозяйстве;
роль экономики в развитии социальных отношений, качество жизни;
современное мировое хозяйство.
Слайд 46Изучив курс, вы должны ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ = пришел, увидел,
победил = Цезарь
знать:
основные положения и методы экономической науки и хозяйствования,
их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;
современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков как части МХ;
роль государства в согласовании и балансировании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества – социальных групп;
принципы и методы организации и управления малыми коллективами;
уметь:
использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально-значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;
находить эффективные организационно - управленческие решения; самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики;
владеть:
навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.
Слайд 47Методы освещения реальной экономики
Слайд 48исторический метод
изучает экономическое развитие в историческом аспекте
каждый исторический период
по-своему влияет на организацию и эффективность хозяйственной деятельности
исторический подход позволяет
увидеть инновации и все то новое, что появляется в экономике.
Слайд 49логический метод
позволяет правильно применить общезначительные формы мысли (понятия, суждения, умозаключения)
позволяет понимать причинно-следственные связи между процессами реальной хозяйственной жизни
допустим, засуха
и пожары 2009 г. – неурожай зерновых: сокращение кормовой базы животноводства и необходимость увеличения импорта мясной продукции
Слайд 50Объективный + субъективный
изучение хозяйственных процессов с двух взаимосвязанных сторон:
а) объективной
– не зависимой от воли и сознания людей (порожденной, например,
природными и техническими факторами) и
б) субъективной, связанной с индивидуальной и массовой психологией людей.
Слайд 51экономическая статистика
дает точное описание и измерение количественных процессов в течение
определенного периода
ежегодные статиздания,
материалы группа Б8, группа-20 , МВФ, ВБ,
ОЭСР, ВТО, ООН
Слайд 52экономическая математика
позволяет в математических формулах определить количественные соотношения между явлениями
хозяйственной деятельности
гений математики Перельман разработал формулу развития вселенной
применяются различные графики
для наглядного изображения количественной зависимости изучаемых явлений
Слайд 53экономические показатели
показывают состояние экономики, динамику её развития
состав экономических показателей
многообразен
используются в анализе, прогнозировании, планировании, управлении
выделяют абсолютные показатели – количественные
относительные
показатели – качественные
абсолютные показатели выражаются в натуральных или денежных (стоимостных) единицах: штуки, вес, длина, литры, рубли, доллары
относительные показатели представляют отношение двух показателей: %, индекс
Слайд 54для иллюстрации экономических показателей
применяются графики
Слайд 55метод сравнительного анализа
позволяет лучше понять прошлое, настоящее, будущее экономического развития
позволяет
увидеть отклонения от плановых показателей и при необходимости скорректировать дальнейшее
развитие
обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей
например: ВВП в текущих и базовых ценах
Слайд 56Матрица Бостонской консалтинговой группы - BCG
«Boston Consulting Group» (BCG)
Слайд 59SWOT – это акроним слов
Strengts – внутренние сильные позиции компании
Weaknesses – внутренние слабые позиции компании
Opportunities – внешние благоприятные возможности,
благоприятные факторы внешней среды
Тhreats - угрозы; негативные факторы внешней среды
http://news.mail.ru/politics/19482810/?frommail=1
Слайд 61PEST-анализ
(иногда обозначают как STEP)
предназначен для выявления
Political -
политических,
Economic - экономических,
Social - социальных и
Technological -
технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Слайд 62PESTLE-анализ
Усовершенствованный PEST-анализ
включающий помимо четырех факторов внешней среды –
Political+ Economic+Social +Technological - ещё два фактора:
Legal - юридический
и
Environmental - экологический
Слайд 63STEEPLE-анализ:
дополнительно к PESTLE-анализ включает
1) географический, 2) этнический, 3)
внешнепо-литический факторы
социально-демографический,
технологический,
экономический,
окружающая среда(природный),
политический,
правовой и
этнические
факторы.
Слайд 64экономический эксперимент
эксперимент - лат. etxperimentum – опыт, проба
позволяет выявить закономерности
изучаемого явления
возможности экономического эксперимента ограничены. поскольку сложно воспроизводить реальные
условия хозяйственной практики, многократно повторять процесс эксперементирования, так как приходится иметь дело с действиями людей, хозяйствующих субъектов.