Разделы презентаций


Экс перимент

Содержание

Аргументы против эксперимента в психологии и их последствия

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Эксперимент

Эксперимент

Слайд 2Аргументы против эксперимента в психологии и их последствия

Аргументы против эксперимента в психологии и их последствия

Слайд 4Аргументы в защиту эксперимента
Другие науки изучают не менее сложные,

изменчивые и уникальные явления (метеорология)

Общие тенденции существуют и могут быть

выявлены, например, посредством изучения выборок

Цель не воссоздать точное поведение, а создать условия, позволяющие моделировать поведение и контролировать влияние ВП. Это позволяет оценить принципы, лежащие в основе поведения (объясняющие поведение)

«Когда мы узнаем, почему мужчины на Бонд Стрит носят черные шляпы, мы в тот же момент узнаем, почему мужчины на Тимбукту носят красные перья».
К.Честертон
Аргументы в защиту эксперимента  Другие науки изучают не менее сложные, изменчивые и уникальные явления (метеорология)Общие тенденции

Слайд 5 Sr →

S1 → }

P → R → M
S2 →

Схема эксперимента


P – предмет исследования
Sr – релевантные стимулы (НП) – их влияние на психику исследуется в эксперименте
S1 – нерелевантные стимулы (ВП) – их влияние нас не интересует, но от их воздействия мы не можем избавиться (должны контролироваться) – действие приводит к появлению систематических ошибок (смешению)
S2 – случайные стимулы (изменения среды или состояния испытуемого, например флуктуации внимания) –действие приводит к появлению случайных ошибок
R – регистрируемые реакции (ЗП)
M – формальное (часто числовое) множество, соответствующее реакциям

Sr →       S1

Слайд 6 R = Rt + C + e
R – регистрируемый

результат эксперимента
Rt – «истинный» результат эксперимента
C - систематическая ошибка
e -

случайная ошибка

C=0, e=0 - эксперимент внутренне валиден, установлена связь НП и ЗП

C< >0, e< >0 - эксперимент внутренне невалиден, связь НП и ЗП остается неопределенной, различия между группами могут объясняться систематическими и случайными ошибками
R = Rt + C + e  R – регистрируемый результат экспериментаRt – «истинный» результат

Слайд 7Основные задачи эксперимента
установление наличия связи и по возможности

вида функции R = f(S,P)

объяснение происхождения этих связей

– построение модели процессов (Р), которые определяют эту зависимость



Основные задачи эксперимента установление  наличия связи и по возможности вида функции R = f(S,P) объяснение происхождения

Слайд 8Общая логика экспериментирования
Шаг 1 Шаг 2

Шаг 3 Шаг

4
Отбор Распределение Планирование и Интерпретация
участников участников проведение гипотез

ЭГ → Воздействие→ R1
Популяция Участники ↨ Сравнение
КГ → R2

Популяция = ЭГ=КГ? НП или 1. R1=R2 → Ho ?
= выборка ? НП +ВП? 2. R1<>R2 → ВП?
3. R1<>R2 → Н1

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4
Отбор Распределение Планирование и Интерпретация
участников участников проведение гипотез

ЭГ → Воздействие→ R1
Популяция Участники ↨ Сравнение
КГ → R2

Популяция = ЭГ=КГ? НП или 1. R1=R2 → Ho ?
= выборка ? НП +ВП? 2. R1<>R2 → ВП?
3. R1<>R2 → Н1

Общая логика экспериментированияШаг 1   Шаг 2     Шаг 3

Слайд 9Эксперимент и другие методы

Эксперимент и другие методы

Слайд 10Пример: изучение вандализма
Эксперимент: факторы, обуславливающие поведение контролируются: ЭГ и

КГ различаются только одним параметром

Наблюдение за разрушительным поведением подростков: нельзя точно установить, что именно определяет поведение и в какой степени.

Факторы:
личностные особенности →
межличностные отношения →
особенности ситуации →
возрастные особенности →



Пример: изучение вандализма Эксперимент: факторы, обуславливающие поведение контролируются: ЭГ и КГ различаются только одним параметром

Слайд 11Разновидности эксперимента
Поисковый - гипотеза о наличии связи между НП

и ЗП
Подтверждающий - гипотеза о виде связи
Критический - одновременная

проверка альтернативных гипотез. Требует наличие разработанной теории.
Пилотажное исследование - пробный, первый эксперимент или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т. д.
Полевое исследование - изучение связи между реальными переменными в повседневной жизни.
Разновидности эксперимента Поисковый -  гипотеза о наличии связи между НП и ЗППодтверждающий -  гипотеза о

Слайд 12ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов:
о том, что именно

экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной

(внутренняя валидность);

2) о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспериментальные ситуации
(внешняя валидность).

Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАкачество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов: о том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в

Слайд 13Идеальный эксперимент и внутренняя валидность


Внутренняя валидность – степень соответствия реального эксперимента идеальному


Идеальный эксперимент: НП – изменяется,
ЗП – фиксируется, другие условия остаются
неизменными (эквивалентность испытуемых,
отсутствие изменений, возможность проводить
опыты бесконечно и др.

Идеальный эксперимент и внутренняя валидность      Внутренняя валидность – степень соответствия реального эксперимента

Слайд 14Угрозы внутренней валидности по Кэмпбеллу Д.Т.
История (фон) -

события, которые происходят во время эксперимента наряду с воздействием экспериментального

фактора,
Естественное развитие (изменения в испытуемых, которые не связаны с конкретными событиями, а являются следствием течения времени (например, усиление голода или усталости и т.п.);
Эффекты тестирования - влияние ранее выполненных испытуемыми заданий на результаты повторного испытания (эффект "первого замера", опыт участия в других экспериментах и тестированиях);
Погрешность, нестабильность измерительного инструмента - неисправность технических средств, нестабильность уровня внимания наблюдателей, изменения в их физическом и психическом состоянии;
Статистическая регрессия - следствие отбора групп на основе крайних показателей;
Отбор испытуемых - неэквивалентность экспериментальной и контрольной групп по составу;
Отсев в ходе эксперимента - неравномерное выбывание испытуемых из экспериментальной и контрольной групп перед тем, как эксперимент кончается;
Взаимодействие между отбором и естественным развитием, которое может приниматься за эффект экспериментального фактора.
Угрозы внутренней валидности   по Кэмпбеллу Д.Т. История (фон) - события, которые происходят во время эксперимента

Слайд 15Эксперимент: оценка программы снижения экзаменационной тревожности

ЭГ

О1 Х О2 О2 > O1
КГ отсутствует
История (фон) – изменение системы оценок снижающее тревожность
Естественное развитие – адаптация к условиям обучения и снижение тревожности

Инструментарий – замена теста другим тестом или совершенствование навыков пользования тестом

Тестирование – изменение отношения к своим качествам в результате получения информации о них (в общем случае – привыкание или повышение восприимчивости)

Эксперимент: оценка программы снижения экзаменационной тревожности         ЭГ

Слайд 16Эксперимент: оценка программы снижения экзаменационной тревожности

ЭГ

О1 Х О2 О2 > O1
КГ отсутствует

Регрессия к среднему – «улучшение» показателей в группе, сформированной из участников с низкими баллами тревожности

Бил: баллы по тесту 14 11 14 13 12
16
17?
14?
11?

ЭГ О1 Х О2
КГ О3 О4

Эксперимент: оценка программы снижения экзаменационной тревожности         ЭГ

Слайд 17Угрозы, связанные с участниками
Отбор испытуемых – неэквивалентные группы

Отбор + (история,

созревание и пр.) – взаимодействие отбора с другими угрозами.

Истощение

(мортальность) – неравномерный уход из групп испытуемых, вследствие чего группы становятся неэквивалентными.
Угрозы, связанные с участникамиОтбор испытуемых – неэквивалентные группыОтбор + (история, созревание и пр.) – взаимодействие отбора с

Слайд 18Внешняя валидность
Внешняя валидность - мера соответствия экспериментальной процедуры реальности


=
Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного

соответствия.
Внешняя валидность Внешняя валидность - мера соответствия экспериментальной процедуры реальности = Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность,

Слайд 19Генерализация
На другие популяции (возраст, социальный статус, пол, этнические особенности и

др.)
«Проблема второкурсников» - 74% исследований проводится на студентах
Студенты: более высокие

способности, более эгоистичны и восприимчивы к социальным воздействиям, легче меняют свое отношение к различным вопросам

Внешняя валидность исследования нравственного развития детей Лоренса Колберга - испытуемые только мальчики-подростки
ГенерализацияНа другие популяции (возраст, социальный статус, пол, этнические особенности и др.)«Проблема второкурсников» - 74% исследований проводится на

Слайд 22Генерализация
На другие условия (дилемма «искусственные условия лаборатории – обычные условия»



Ульрих Найссер: движение за изучение явлений за пределами лабораторий для

обеспечения экологической валидности

Экологическая валидность
ГенерализацияНа другие условия (дилемма «искусственные условия лаборатории – обычные условия» Ульрих Найссер: движение за изучение явлений за

Слайд 23Генерализация
На другой временной контекст (исторический, политический и пр. фон)
Соломон Аш:

исследования конформности в 50-е годы 20 века.
Результат: студенты колледжей

восприимчивы к давлению сверху.

Исторический контекст: главенство
консерваторов в политике и
обществе, холодная война,
конформность, послушание
– значимые ценности.

Повторение исследований
в наше время – результат ?
ГенерализацияНа другой временной контекст (исторический, политический и пр. фон)Соломон Аш: исследования конформности в 50-е годы 20 века.

Слайд 24Угрозы внешней валидности
предварительное тестирование - возможное изменение или увеличение восприимчивости

испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования (реакции лиц,

прошедших предварительное тестирование, будут нерепрезентативны по отношению к тем, кто этому не подвергался);
эффекты взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора - зарегистрированный эффект свойствен только для данной группы, не проявляется в других частях изучаемой совокупности;
условия организации эксперимента, вызывающие реакцию на эксперимент - фиксируемые реакции вызваны не только экспериментальным фактором, а знанием, что идет эксперимент (поэтому некорректно распространять полученные данные на лиц, подвергающихся воздействию экспериментального фактора в неэкспериментальных условиях);
взаимная интерференция экспериментальных воздействий, нередко возникающая, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям, поскольку влияние более ранних воздействий, как правило, не исчезает.
Угрозы внешней валидностипредварительное тестирование - возможное изменение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного

Слайд 25Угрозы внешней валидности

Угрозы внешней валидности

Слайд 26Внешняя и внутренняя валидность

Внешняя и внутренняя валидность

Слайд 27Операциональная валидность
степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой

гипотезе.





Концептуальное
определение

Операциональное определение –
конкретизация операций,
необходимых для установления
значений НП и фиксации
значений ЗП

Понятие
психологическое

Тест Векслера Тест Струпа Средний балл успеваемости Тест Равена

Интеллект

Операциональная валидность   степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.

Слайд 28Операциональные определения
Телепрограмма,
содержащая насилие
Ответ «Да» на вопрос
о программе

не менее
75 % случайно
подобранных испытуемых

Мнение экспертов, квалифицировавших


таким образом содержание программы

Не менее 2-х ответов «да» на вопросы
контрольного перечня, например,
«Не стремился один из людей
унизить другого?»

Операциональные определенияТелепрограмма, содержащая насилиеОтвет  «Да» на вопрос о программе не менее 75 % случайно подобранных испытуемых

Слайд 29Конструктная валидность правильность употребления терминов той или иной теории

при интерпретации данных эксперимента.
Данные
Интерпретация в
терминах теории

Конструктная валидность   правильность употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.ДанныеИнтерпретация в терминах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика