Слайд 2Аргументы против эксперимента в психологии и их последствия
Слайд 4Аргументы в защиту эксперимента
Другие науки изучают не менее сложные,
изменчивые и уникальные явления (метеорология)
Общие тенденции существуют и могут быть
выявлены, например, посредством изучения выборок
Цель не воссоздать точное поведение, а создать условия, позволяющие моделировать поведение и контролировать влияние ВП. Это позволяет оценить принципы, лежащие в основе поведения (объясняющие поведение)
«Когда мы узнаем, почему мужчины на Бонд Стрит носят черные шляпы, мы в тот же момент узнаем, почему мужчины на Тимбукту носят красные перья».
К.Честертон
S1 → }
P → R → M
S2 →
Схема эксперимента
P – предмет исследования
Sr – релевантные стимулы (НП) – их влияние на психику исследуется в эксперименте
S1 – нерелевантные стимулы (ВП) – их влияние нас не интересует, но от их воздействия мы не можем избавиться (должны контролироваться) – действие приводит к появлению систематических ошибок (смешению)
S2 – случайные стимулы (изменения среды или состояния испытуемого, например флуктуации внимания) –действие приводит к появлению случайных ошибок
R – регистрируемые реакции (ЗП)
M – формальное (часто числовое) множество, соответствующее реакциям
Слайд 6
R = Rt + C + e
R – регистрируемый
результат эксперимента
Rt – «истинный» результат эксперимента
C - систематическая ошибка
e -
случайная ошибка
C=0, e=0 - эксперимент внутренне валиден, установлена связь НП и ЗП
C< >0, e< >0 - эксперимент внутренне невалиден, связь НП и ЗП остается неопределенной, различия между группами могут объясняться систематическими и случайными ошибками
Слайд 7Основные задачи эксперимента
установление наличия связи и по возможности
вида функции R = f(S,P)
объяснение происхождения этих связей
– построение модели процессов (Р), которые определяют эту зависимость
Слайд 8Общая логика экспериментирования
Шаг 1 Шаг 2
Шаг 3 Шаг
4
Отбор Распределение Планирование и Интерпретация
участников участников проведение гипотез
ЭГ → Воздействие→ R1
Популяция Участники ↨ Сравнение
КГ → R2
Популяция = ЭГ=КГ? НП или 1. R1=R2 → Ho ?
= выборка ? НП +ВП? 2. R1<>R2 → ВП?
3. R1<>R2 → Н1
Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4
Отбор Распределение Планирование и Интерпретация
участников участников проведение гипотез
ЭГ → Воздействие→ R1
Популяция Участники ↨ Сравнение
КГ → R2
Популяция = ЭГ=КГ? НП или 1. R1=R2 → Ho ?
= выборка ? НП +ВП? 2. R1<>R2 → ВП?
3. R1<>R2 → Н1
Слайд 10Пример: изучение вандализма
Эксперимент: факторы, обуславливающие поведение контролируются: ЭГ и
КГ различаются только одним параметром
Наблюдение за разрушительным поведением подростков: нельзя точно установить, что именно определяет поведение и в какой степени.
Факторы:
личностные особенности →
межличностные отношения →
особенности ситуации →
возрастные особенности →
Слайд 11Разновидности эксперимента
Поисковый - гипотеза о наличии связи между НП
и ЗП
Подтверждающий - гипотеза о виде связи
Критический - одновременная
проверка альтернативных гипотез. Требует наличие разработанной теории.
Пилотажное исследование - пробный, первый эксперимент или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т. д.
Полевое исследование - изучение связи между реальными переменными в повседневной жизни.
Слайд 12ВАЛИДНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов:
о том, что именно
экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной
(внутренняя валидность);
2) о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспериментальные ситуации
(внешняя валидность).
Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.
Слайд 13Идеальный эксперимент и внутренняя валидность
Внутренняя валидность – степень соответствия реального эксперимента идеальному
Идеальный эксперимент: НП – изменяется,
ЗП – фиксируется, другие условия остаются
неизменными (эквивалентность испытуемых,
отсутствие изменений, возможность проводить
опыты бесконечно и др.
Слайд 14Угрозы внутренней валидности
по Кэмпбеллу Д.Т.
История (фон) -
события, которые происходят во время эксперимента наряду с воздействием экспериментального
фактора,
Естественное развитие (изменения в испытуемых, которые не связаны с конкретными событиями, а являются следствием течения времени (например, усиление голода или усталости и т.п.);
Эффекты тестирования - влияние ранее выполненных испытуемыми заданий на результаты повторного испытания (эффект "первого замера", опыт участия в других экспериментах и тестированиях);
Погрешность, нестабильность измерительного инструмента - неисправность технических средств, нестабильность уровня внимания наблюдателей, изменения в их физическом и психическом состоянии;
Статистическая регрессия - следствие отбора групп на основе крайних показателей;
Отбор испытуемых - неэквивалентность экспериментальной и контрольной групп по составу;
Отсев в ходе эксперимента - неравномерное выбывание испытуемых из экспериментальной и контрольной групп перед тем, как эксперимент кончается;
Взаимодействие между отбором и естественным развитием, которое может приниматься за эффект экспериментального фактора.
Слайд 15Эксперимент: оценка программы снижения экзаменационной тревожности
ЭГ
О1 Х О2 О2 > O1
КГ отсутствует
История (фон) – изменение системы оценок снижающее тревожность
Естественное развитие – адаптация к условиям обучения и снижение тревожности
Инструментарий – замена теста другим тестом или совершенствование навыков пользования тестом
Тестирование – изменение отношения к своим качествам в результате получения информации о них (в общем случае – привыкание или повышение восприимчивости)
Слайд 16Эксперимент: оценка программы снижения экзаменационной тревожности
ЭГ
О1 Х О2 О2 > O1
КГ отсутствует
Регрессия к среднему – «улучшение» показателей в группе, сформированной из участников с низкими баллами тревожности
Бил: баллы по тесту 14 11 14 13 12
16
17?
14?
11?
ЭГ О1 Х О2
КГ О3 О4
Слайд 17Угрозы, связанные с участниками
Отбор испытуемых – неэквивалентные группы
Отбор + (история,
созревание и пр.) – взаимодействие отбора с другими угрозами.
Истощение
(мортальность) – неравномерный уход из групп испытуемых, вследствие чего группы становятся неэквивалентными.
Слайд 18Внешняя валидность
Внешняя валидность - мера соответствия экспериментальной процедуры реальности
=
Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного
соответствия.
Слайд 19Генерализация
На другие популяции (возраст, социальный статус, пол, этнические особенности и
др.)
«Проблема второкурсников» - 74% исследований проводится на студентах
Студенты: более высокие
способности, более эгоистичны и восприимчивы к социальным воздействиям, легче меняют свое отношение к различным вопросам
Внешняя валидность исследования нравственного развития детей Лоренса Колберга - испытуемые только мальчики-подростки
Слайд 22Генерализация
На другие условия (дилемма «искусственные условия лаборатории – обычные условия»
Ульрих Найссер: движение за изучение явлений за пределами лабораторий для
обеспечения экологической валидности
Экологическая валидность
Слайд 23Генерализация
На другой временной контекст (исторический, политический и пр. фон)
Соломон Аш:
исследования конформности в 50-е годы 20 века.
Результат: студенты колледжей
восприимчивы к давлению сверху.
Исторический контекст: главенство
консерваторов в политике и
обществе, холодная война,
конформность, послушание
– значимые ценности.
Повторение исследований
в наше время – результат ?
Слайд 24Угрозы внешней валидности
предварительное тестирование - возможное изменение или увеличение восприимчивости
испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием предварительного тестирования (реакции лиц,
прошедших предварительное тестирование, будут нерепрезентативны по отношению к тем, кто этому не подвергался);
эффекты взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора - зарегистрированный эффект свойствен только для данной группы, не проявляется в других частях изучаемой совокупности;
условия организации эксперимента, вызывающие реакцию на эксперимент - фиксируемые реакции вызваны не только экспериментальным фактором, а знанием, что идет эксперимент (поэтому некорректно распространять полученные данные на лиц, подвергающихся воздействию экспериментального фактора в неэкспериментальных условиях);
взаимная интерференция экспериментальных воздействий, нередко возникающая, когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям, поскольку влияние более ранних воздействий, как правило, не исчезает.
Слайд 27Операциональная валидность
степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой
гипотезе.
Концептуальное
определение
Операциональное определение –
конкретизация операций,
необходимых для установления
значений НП и фиксации
значений ЗП
Понятие
психологическое
Тест Векслера
Тест Струпа
Средний балл успеваемости
Тест Равена
Интеллект
Слайд 28Операциональные определения
Телепрограмма,
содержащая насилие
Ответ «Да» на вопрос
о программе
не менее
75 % случайно
подобранных испытуемых
Мнение экспертов, квалифицировавших
таким образом содержание программы
Не менее 2-х ответов «да» на вопросы
контрольного перечня, например,
«Не стремился один из людей
унизить другого?»
Слайд 29Конструктная валидность
правильность употребления терминов той или иной теории
при интерпретации данных эксперимента.
Данные
Интерпретация в
терминах теории