Слайд 1Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
здоровья
Слайд 2Введение
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями — это семья с
особым статусом. Это приводит к закрытости семьи для внешнего мира,
дефициту общения, частым отсутствием работ у матери, но главное — специфическому положению в семье ребёнка, которое обусловлено его болезнью.
Именно проблема семейно-родственных отношений занимает важное место, так как от ситуации в семье зависит развитие ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером отношений между самими родителями, образом жизни семьи, её благополучием.
Слайд 3 Функции семьи
рождение и воспитание
детей;
осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и
традиций семьи;
удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
создание условий для развития личности всех членов семьи;
удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Когда в семье появляется ребенок с ОВЗ практически все выше перечисленные функции не реализуются или не в полной мере реализуются.
Отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются.
Колоссальная эмоциональная нагрузка, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом.
Многие родители оказываются беспомощными - как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Трудности, которые постоянно испытывает семья ребенка с ОВЗ
Слайд 4психологические типы родителей (В.В. Ткачева):
Психологические особенности родителей являются главными для
определения взглядов родителей и семьи в целом по отношению к
ребенку с ОВЗ.
На данные особенности в дальнейшем наслаиваются социальные, мировоззренческие, культурные и другие характеристики.
Слайд 51) Авторитарный тип
У родителей авторитарного типа, принявших дефект ребенка:
наблюдается стремление
к преодолению возникающих проблем. направляют все свои усилия на поиск
различных методов лечения, лучших специалистов и лечебных учреждений.
в отношениях со своим ребенком порой используют достаточно строгие формы взаимодействия, например отстранение от проблем ребенка, непринятие его как личности в целом.
могут применять в воспитании ребенка довольно жесткие формы наказаний, причиняющие физические страдания (избиение ремнем), подавляющие личность ребенка.
зачастую предъявляют неадекватные требования к ребенку, не соответствующие его реальным возможностям.
Слайд 62) Невротический тип
доминируют тревожно-мнительные, истерические и депрессивные черты в стремлении
избежать трудных ситуаций на жизненном пути в отстранении от решений
проблем.
постоянно наблюдается тревожное настроение, присутствуют страх, опасения чего-либо, что может негативно отражаться на ребенке. Это становится одной из причин формирования у ребенка различных неврозов.
родители не осознают, что дефекты психики, возникающие у ребенка, являются вторичными не вследствие болезни, а из-за их родительской некомпетентности.
стремятся уберечь ребенка от всех возникающих проблем, даже от тех, которые он самостоятельно может решить.
довольствуются тем, что ребенок учится делать что-то сам, и не стремятся к его обучению, так как считают, что он не достигнет чего-то большего.
в воспитании ребенка отсутствует требовательность, должная строгость.
часто во всем идут на уступки ребенку.
начинают возиться с ним, как с совсем маленьким, что приводит к формированию инфантильного поведения у ребенка.
отношения между родителем и ребенком часто приобретает симбиотический характер.
Слайд 73) Психосоматический тип
данный тип является самым распространенным среди родителей, воспитывающих
детей с дефектами развития.
присутствуют черты, как первой, так и второй
группы.
эмоционально более подвижны, чем представители других групп.
характерны более частые смены настроения.
могут проявляться авторитарные черты характера.
скрывают проблемы с ребенком от окружающих.
все переживания носят в себе, ведут себя иногда замкнуто.
как и авторитарные, стремятся к поиску лучших специалистов для помощи своему ребенку.
в некоторых случаях они сами становятся достойными помощниками для своего ребенка, активно участвуют в его жизни: повышают свой образовательный уровень, принимают участие в деятельности образовательных учреждений своего ребенка, а также некоторые меняют профессию в соответствии с потребностями и проблемами «особого» ребенка.
Слайд 8Особенности проблем семьи
Трудные жизненные кризисы семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями сводятся к следующим факторам:
Выявление факта нарушения развития ребёнка.
Понимание
того, что он не сможет учиться в общеобразовательной школе.
Осознание ребенком своих ограничений приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и особенно с противоположным полом.
Трудность в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства.
Увеличение материально-бытовых, финансовых, жилищных проблем.
Слайд 9Типы реакций родителей (по Е.И. Холостова, Л. М. Шипицына, А.
Я. Варга )
1. Принятие ребенка и его дефекта
2. Реакция отрицания
3.
Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки
4. Скрытое отречение
5. Открытое отречение, отвержение ребенка
Слайд 101. Принятие ребенка и его дефекта
Родители принимают дефект своего ребенка,
адекватно оценивают, объективно его воспринимают и проявляют преданность к ребенку.
У родителей не возникает неприязнь и чувство вины по отношению к ребенку.
Во многих случаев вера в свои силы, а также способности ребенка придает родителям особую душевную силу.
Данный тип поведения родителей обеспечивает более эффективную социализацию ребенка во внешнем окружении.
Слайд 112. Реакция отрицания
Родители отрицают, имеющееся у ребенка нарушение развития.
Дефект
ребенка оказывает воздействие на психологическое состояние родителей.
Родители обычно воспитывают
ребенка в духе честолюбия, настаивают на значительной успешности его в какой-либо деятельности.
Планы, касаемые образования и профессиональной деятельности ребенка указывают на то, что данные ограниченные возможности не признаются, отвергаются и не принимаются.
В результате чего у ребенка, могут происходить срывы в адаптации, а также психоэмоциональное истощение компенсаторных ресурсов, что, как правило, приводит к ухудшению состояния ребенка.
Вследствие этого у родителей нередко наступает разочарование, в некоторых случаев и полное отвержение ребенка по причине нереализованных амбиций родителей.
Слайд 123. Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки
У родителей возникает чрезмерное чувство
жалости и сочувствия к ребенку, они всеми силами стараются защитить
ребенка от всех возможных опасностей.
Именно мать, проявляя безмерную любовь, старается все делать для ребенка, а зачастую и за него, вследствие этого психическая и социальная незрелость.
Ребенок может долгое время, а иногда и всю жизнь находиться на инфантильном уровне развития, лишаясь возможности развить сохранные психические функции и скомпенсировать дефект.
Все вышеперечисленное приводит к затруднению социализации и общей адаптации, а также препятствует дальнейшему обучению и развитию ребенка.
Слайд 134. Скрытое отречение
Родители считают дефекты ребенка позором для их семьи.
Отвращение и отрицательное отношение к ребенку могут скрываться за чрезмерной
заботой, внимательным отношением к нему, что проявляется в педантичном формальном выполнении родительских функций.
Подобное скрытое родителями эмоциональное отвержение, определенная холодность по отношению к ребенку травмирует его, понижая самооценку, нарушая развитие эмоциональной сферы и личности в целом.
Слайд 145. Открытое отречение, отвержение ребенка
Ребенок с нарушением развития открыто принимается
семьей с отвращением.
Данные родители полностью осознают свои недружелюбные, враждебные
чувства к своему ребенку.
У родителей это проявляется виде психологической защиты, а именно оправдывают своё враждебное, а также агрессивное отношение к ребенку, преодолевая чувство вины за подобное поведение, перекладывая весь груз ответственности за произошедшее на медиков, педагогов, обвиняя их во всех несчастьях.
Слайд 15Уровни проявления качественных изменений в семьях, имеющих детей с ОВЗ:
Психологический уровень.
Социальный уровень.
Соматический уровень
Слайд 16Кризисы семей
Первый кризис. Когда родители узнают в первые часы
или дни после рождения ребёнка, что их ребёнок — инвалид.
Вместо радости, родителей ожидает огромное горе и непонимание происходящего.
Второй кризис. О том, что ребенок — не как все.
Третий кризис. Ребенок постепенно осознает, что он — инвалид
Четвёртый кризис. Появляются вопросы по формированию дальнейшей жизни ребенка.
Слайд 17Периоды, связанные со стрессом в семьях, имеющих детей с проблемами
в развитии
(по Торнбалл)
Рождение ребенка
1
2
3
4
5
Школьный возраст
Подростковый возраст
Период «выпуска»
Постродительский
период
Получение точного
диагноза, эмоциональное
привыкание, информирование других членов
семьи
Выбор формы обучения, устройство, переживание
реакции сверстников, организация внешкольной
деятельности
Проблемы с сексуальностью, переживание
изоляции от сверстников, планирование будущей
занятости
Привыкание к семейной ответственности, выбор
проживания, переживание дефицита возможностей
его социализации
Перестройка взаимоотношений в семье,
взаимодействие со специалистами по месту
пребывания ребенка
Слайд 18Реакции родителей, когда они узнают,
что у них «особый» ребенок
отрицание
наиболее
типичная реакция
на врачебный диагноз -
неверие в существование
болезни
чувство вины
переживания
по поводу
совершенных ошибок,
которые по их мнению,
привели к болезни
эмоциональная
адаптация
заключительный этап
принятия болезни
своего ребенка
гнев
возникает на почве ощущения
беспомощности, безысходности
и разочарования, как в самом себе,
так и в своем ребенке
Слайд 19Специфические особенности родительского поведения
1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы,
избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию.
2. Неоднозначное отношение к комплексной
психолого-медико-педагогической помощи (перекосы в придания значимости или медицине, или педагогике).
3. Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими.
Слайд 20Семья с «особым» ребенком
ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ
НЕ ПОНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ
ПРИНИМАЕТ ПРОБЛЕМУ
НЕ ПРИНИМАЕТ
ПРОБЛЕМУ
ПРИНИМАЕТ
ПРОБЛЕМУ
НЕ ПРИНИМАЕТ
ПРОБЛЕМУ
ИЩЕТ
ПОМОЩЬ
ЗАКРЫТАЯ
СЕМЬЯ
ИНТУИТИВНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
МУЛЬТИСЛОЖНАЯ
СИТУАЦИЯ
Слайд 21Стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами
СТАДИЯ ШОКА,
агрессии,
отрицания
проблемы, поиска
«виноватого».
В семье растет
напряженность,
ухудшается
социально-
психологический
климат
СТАДИЯ
СКОРБИ
по здоровому ребенку,
которого нет.
Семья уже понимает
свою значимость и
ответственность за
ребенка, но чувствует
беспомощность
в вопросах воспитания,
ищет совета
у специалистов
СТАДИЯ
АДАПТАЦИИ
Родители входят
в ситуацию,
начинают
строить жизнь
с учетом того,
что в семье
«особый»
ребенок.
Первая стадия
Вторая стадия
Третья стадия
Слайд 22Особенность поведения семей и работа психолога
Э. Кюблер-Росс. Стадии горя.
Знание
психологических стадий, выделенных в теории горя, помогает специалистам:
понять реакцию семьи инвалида,
не рассматривая поведение членов семьи как патологическое;
осознать, когда и каким образом лучше вмешаться в ситуацию.
Слайд 23Стадии
Отрицание (шок).
Поставленный ребенку диагноз, как правило, вызывает у родителей
реакцию шока, неверия.
Отрицая диагноз, родители могут продолжать предъявлять к
нему требования, которые ребенок не в состоянии выполнять.
Первое, в чем нуждаются родители больного ребенка это поддержка и сострадание. Основная задача специалиста на данном этапе - установление доверительных отношений и мотивация родителей на сотрудничество с врачами
Слайд 24Стадии
Сделка
Стремление родителей "излечить" ребенка, полагаясь на справедливость, вознаграждение за «добро».
Появляются мысли о том, что если родители совершат необходимые действия
(будут горячо молиться, бескорыстно помогать нуждающимся и т.д.), то болезнь исчезнет.
Важным моментом является работа специалистов с чувством вины. Процесс поиска виновного в случившемся, что не позволяет конструктивно решать возникающие проблемы.
Слайд 25Стадии
Гнев
На место надежды приходит гнев. Часто он обращен на специалистов,
которые не в состоянии оказать необходимую помощь.
В этой связи ценность
психотерапии заключается именно в том, что терапевт не только позволяет, но и поощряет выражение гнева, в некоторых случаях обучает родителей его выражать.
Слайд 26Стадии
Депрессия
Осознание хронической природы заболевания и его последствий приводит к появлению
у родителей депрессии.
При кратковременной подавленности родителей специалисты должны заверить их
в том, что эти чувства нормальны.
Возможной реакцией на этой стадии является реакция отчуждения, когда родители испытывают опустошенность и безразличие ко всему. Такая реакция может означать, что родители помимо своей воли начинают признавать реальность нарушений.
Слайд 27Стадии
Принятие
относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;
- сохранять равновесие между проявлением
любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;
- сотрудничать со специалистами,
составлять краткосрочные и долгосрочные планы;
- иметь личные интересы, не связанные с ребенком;
- уметь что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;
- не проявлять по отношению к ребенку гиперопеку, чрезмерную и ненужную строгость.
Слайд 28Адаптация семьи
Модель Дж. Ролланда основана на понимании серии жизненного цикла
и его вариаций, связанных с болезнью.
Начало болезни. Болезнь может иметь
острое или постепенное начало.
Течение болезни (временные фазы). Болезнь может прогрессировать или оставаться стабильной.
критическая,
хроническая
терминальная.
Слайд 29Ключевым компонентом данной модели являются понятия, описывающие типичные периоды закрытости
семьи и ее разъединения.
Если в семье появляется больной, то
семейную динамику определяет тяжесть заболевания. Семья либо временно возвращается к центростремительному стилю жизни, либо он будет установлен на постоянной основе. При этом для некоторых членов семьи отказ от уже существующей новой жизни становится более тяжелым испытанием, чем в том случае, если эти планы носили только предварительный характер.
Слайд 30Заключение
Хорошее настроение родителей, их уверенность в своих силах благоприятно сказывается
и на качестве ухода за детьми, поскольку ребенок и его
родители составляют единую динамическую систему, взаимодействующую с окружающими людьми и противостоящую неблагоприятным внешним обстоятельствам.
Ослабление любого из компонентов этой системы приводит к ослаблению ее жизни.
Родители не всегда состоянии дать своему малышу ту любовь и поддержку , в которой он нуждается и не потому, что он нелюбим ими, а потому, что они не умеют общаться с ним , и часто сами нуждаются в помощи специалистов, задача которых - помочь родителям научиться обращаться со
Слайд 31Список литературы:
РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ СЕМЕЙНЫЙ
КРИЗИС Текст научной статьи по специальности И. К. Шац КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/rebenok-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-periody-zhizni-vyzyvayuschie-semeynyy-krizis
М.Н. Гуслова Ребёнок - инвалид в семье https://aupam.ru/pages/deti/v_semje_rebyonok_invalid/oglavlenie.html
Смолякова О. А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 110-112. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3366/ (дата обращения: 04.12.2018).
Учебник по психологии социальной работы О. В. Красновой. //http://geum.ru/kurs/krizisnye_periody_zhizni_semi_vospityvayuschey_rebenka-invalida.php
Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития -//https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a3ac78b5d53b88421316c37_1.html
Особенности межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии - //https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65635a2ac68b4d53a98421316c27_2.html