Слайд 1Экскурсия как эффективная форма организации самостоятельной деятельности учащихся
Казанцева Ирина
Викторовна,
к.б.н., доцент
Слайд 3Методология экскурсии
создание модели взаимоотношений человека с окружающим миром (человек -
часть мира)
погружение ребенка в мир человеческой деятельности, построенной на активных
взаимодействиях с миром природы (природа как сокровищница, источник открытий)
ролевой характер включенности в познание (бытовой, обывательский тип взаимодействия, научный, инженерно-конструкторский, эзотерический и т.д.)
Слайд 4Экскурсия как проект
Образовательная цель: планируем результаты. Чему дети могут (должны)
научиться? Наблюдать, сравнивать, замечать, чувствовать, определять). Какие УУД: предметные, метапредметные
(познавательные, коммуникативные, регулятивные), личностные;
Подбираем деятельность, которая способствует мотивации познавательной, поисковой деятельности. (выбираем из вариантов репродуктивной, поисковой, эвристической, исследовательской самостоятельной );
Подбираем четкие, конкретные, простые задания, которые легко понять;
Составляем технологическую карту (перечень последовательно выполняемых детьми заданий);
Составляем проверочные вопросы, задания для классной работы;
Продумываем какие вопросы могут возникнуть у детей и готовимся к тому, чтобы как можно меньше говорить во время экскурсии.
Успех экскурсии зависит от ее подготовленности
Критерием подготовленности для учителя является количество заданий и объяснений, которые должны даваться устно.
Чем меньше, тем лучше!
Слайд 5Структура (сценарий) экскурсии:
постановка цели (проектирование планируемых результатов)
формулирование задач
подготовка к
выходу на природу
самостоятельная работа детей (сбор материала)
работа детей с
материалом в условиях класса
презентация материала
рефлексия
Слайд 6Типы экологических экскурсий
Цель экологической экскурсии - выработка активной позиции, формирование
причинно-следственных связей «все связано со всем» (метод ландшафтного эмоционального картирования)
Сензитивная
практика - формирование сензитивного опыта познания (игровые методы)
Ис-Следовательская - освоение навыков наблюдения, кодирования информации, формулирования вопросов, построение целей и задач собственной деятельности (освоение методов познания, включая созерцание)
Слайд 7
Условия эффективности экскурсии, как формы учебной деятельности:
тщательная подготовка (формирование групп,
подготовка заданий, маршрутных листов, карточек с играми, изучение карт, инструкции
и т.д.);
краткое время самой экскурсии (занимает не более получаса), в течение которой дети самостоятельно выполняют задания;
завершение экскурсии, обработка данных, презентация результатов (продуктов), подведение итогов.
Слайд 8
Планируемые результаты экскурсий
Слайд 9Сензитивная практика
Цель: повысить интерес учащихся к артефактам культуры, жизни всех
наследников культуры.
Содержание основано на материалах сенсорного анализа информации.
Предмет исследования –
ощущения от деятельности по сбору и обработке информации
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подменить у него это умение нашим.
Жан-Жак Руссо
Слайд 101. Подготовка.
Занятие начинается в классе. В формы беседы и
диалога происходит знакомство с парком, темой занятия и его задачами.
Учащиеся
планируют, кого они могут встретить на занятии в парке, одновременно педагог прикрепляет силуэты обитателей парка на стенд, под названием "Лист ожиданий".
2. Оснащение.
Учащиеся знакомятся с оборудованием необходимым им для работы на маршруте экологической тропы в парке.
Педагогический приём: используется переносной контейнер, в который складывается оборудование, обсуждается каждый предмет, разбирается его назначение.
Слайд 113. «Кодекс гостя»
Педагогический приём: в форме беседы совместно с детьми
вырабатываются правила поведения в природе и оформляются в «Кодекс гостя».
4.
Формирование рабочих групп.
Для работы на тропе необходимо сформировать рабочие группы или команды по 4 - 6 человек.
Педагогический приём: формирование рабочих групп происходит в игровой форме. Группы формируются в случайном порядке и поэтому дети получают возможность учиться работать со всеми своими одноклассниками, а не только с друзьями.
5. Выход на маршрут экологической тропы
Школьники выбирают ответственного за работу всей группы, одеваются, выходят во двор на первую остановку на маршруте.
Слайд 12Что вы можете открыть для себя с помощью органов чувств?
Разминка: попробуйте прислушаться к своим ощущениям!
Попробуйте определить наиболее оригинальным способом
влажность воздуха, который вы вдыхаете на этой прогулке. Объясните, как вам это удалось. Можно ли сделать тоже с помощью других чувств?
Попробуйте определить силу и направление ветра, используя собственные ощущения. С помощью каких других чувств это можно сделать?
Слайд 13Примеры заданий
Слуховая сенсорная зона
коллекция звуков, приемы исследования личного слухового
порога, методы составления звуковой карты путешествия,озвучка видеохроник маршрутов.
Тактильная сенсорная зона
ощупывание поверхностей, материализация образов и слов в учебном курсе, тропа доверия, пластический музей форм.
Зрительная сенсорная зона
поиск цвета, цветовой календарь, цветомузыка.
Обонятельная сенсорная зона
коктейль запахов
Слайд 14Найдите как можно больше природных предметов с признаками:
Самый гладкий (-ая);
самый шершавый (-ая);
Самый мягкий (-ая); самый колючий (-ая).
Самый теплый
(-ая); самый холодный (-ая). Например: самый гладкий лист, самая колючая еловая ветка и т.д. «Определи на ощупь»
Разминка: «любознательные носы».
Почувствуйте запахи природы и предложите находки друзьям.
Попробуйте найти в парке как можно больше запахов природы (например: запахи листьев, деревьев, влажной почвы и др.).
Попробуйте найти природный объект с самым сильным запахом.
Слайд 15Что вы видите?
Попробуйте найти как можно больше цвета в осени.
Посмотрите
вокруг и найдите самый разноцветный и красочный объект.
Найдите листочек с
самым неповторимым сочетанием самых необычных для деревьев окрасов листьев.
Что мы слышим?
Узнаем ли мы что-нибудь еще о жизни этого места, прислушиваясь к его звукам?
Попробуйте «найти» как можно больше звуков осени (например: звук падающих листьев и др.).
Прислушайтесь и попробуйте сосчитать, назвать и перечислить, сколько голосов птиц раздается. Попробуйте повторить одну из птичьих трелей.
.
Слайд 16Предложите детям записать на диктофон звуки, которые им нравятся, звуки,
которые им не нравятся; звуки известных им животных, звуки неизвестных
им животных, «человеческие» звуки и звуки природы.
Затем в классе можно воспроизвести эти звуки и предложить одноклассникам их узнать, попытаться их воспроизвести самим (шуршание листьев, ветер в деревьях, гром, журчанье воды, крики птиц).
Изобразить звуки в рисунках, символах. Нарисовать звуковую карту.
Озвучить видеофрагмент экскурсии
Слайд 17Приёмы для развития внимания и памяти
Ученикам
предлагается после однократного рассматривания объекта закрыть глаза и представить себе
его и назвать характерные признаки. Образ зачастую бывает нечётким, расплывчатым. Этот приём надо повторить несколько раз, до тех пор, пока не будет чёткого описания объекта.
Ещё один приём – это имитация учеником движений, звуков предметов и явлений природы. Например, можно повторить движение крыльев птицы во время полёта, звук сильного ветра и т. п.
Запомнить перечень из 18 разных предметов.
Слайд 18Познавательная (исследовательская экскурсия)
Цель: повысить интерес учащихся к познавательным возможностям своих
органов чувств, ценностным ориентирам и критериям поведения.
Содержание основано на материалах
сенсорного восприятия и анализа информации.
Предмет исследования – ощущения от деятельности по сбору и обработке информации
У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем попытаться подменить у него это умение нашим.
Жан-Жак Руссо
Слайд 19Зоркая прогулка Пять «З»
Заметить, Запомнить, Зашифровать, Зарисовать, Загадать.
во время
прогулки предстоит: Заметить (1), увидеть как можно больше необычного, неожиданного,
любопытного, нового. То, что заметили во время прогулки – запомнить (2). То, что запомнили – зашифровать (3) графически с помощью знаков, рисунков, схем, зарисовать (4) это и загадать (5) всем присутствующим после возвращения с прогулки.
Слайд 20 Дети расходятся группами для самостоятельного поиска чего-либо замечательного (10 мин).
Во время поиска выполняются только две задачи из пяти «З»
- заметить и запомнить. Помогают вопросы, которые заранее подготовлены на карточках. Далее детям предстоит выполнить задачи, оставшихся трёх «З» - зашифровать, зарисовать, загадать. Ребятам предлагается перевести свои конкретные наблюдения и впечатления на язык шифра – язык знаков, символов, пиктограмм, зарисовок.
Слайд 21Что-то тянущееся к солнцу.
Что-то, что склоняется при ветре.
Плохое укрытие для
человека во время грозы.
Место, где прохладно летом.
Место, где мало солнечного
света.
Что-то, что говорит о дуновении ветра.
Что-то, прячущееся от солнца.
Что-то, что может стать частью тучи или облака.
Что-то, что осталось после дождя.
Место, где образуются сосульки.
Место, где погода может нанести ущерб зданию.
Хорошее укрытие для человека во время урагана.
Признак того, что животное любит дождь.
Место, где дождь размыл почву.
Слайд 23ЭТО - ГРУЗ
А ЭТО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА
ЭТО –
НА ГРУЗ
КА
Слайд 24Типы кодирования:
Ребусы (лучше с вариантами перекодирования)
Пантомима (сценка)
Рисунок
Танец
Игра «Да – нет»
Показ
детали (части предмета)
Слайд 25Завершается экскурсия вопросами:
Что из увиденного порадовало, огорчило,
почему?
Зачем нужна зоркая прогулка?
Какое из пяти «З» понравилось выполнять особенно?
Пять «З» можно проводить по дороге в место назначения – например, «Улица полна неожиданностей».
Можно предложить ребятам сделать кадр-окошко-«видоискатель» (отверстие 3Х4 см в листе бумаги) и через него на вытянутой руке посмотреть вокруг себя.
Может быть создан рассказ (комикс) об увиденном, услышанном, унюханном на прогулке.
А к рассказу сделать иллюстрации «Портрет сегодняшнего дня на улице такой-то», или «Портрет улицы (название) __ сентября ______ года».
Слайд 26«Радости и огорчения»
С помощью данной методики выявляется место
природы в системе ценностных ориентаций младших школьников.
После обсуждения
путешествия в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:
1. Что тебя больше всего порадовало в жизни природы?
2. Что тебя больше всего огорчило?
Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:
1. Когда во время знакомства с природой ты сильнее всего чувствовал радость?
2. Когда ты сильнее всего огорчился?
Слайд 27«Письмо зелёному другу (или какому-либо живому существу)»
Методика помогает
не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и
заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживание представителям животного и растительного мира.
Слайд 28Анкетирование.
1. За что ……. может сказать тебе спасибо?
2. Назови самые
важные дела, которые ты сделал как …….
3. Что ты не
смог или не успел сделать
4. На какие сигналы бедствия ты успел откликнуться и оказать помощь?…………..
5. С кем из обитателей ты подружился, за что они могут поблагодарить тебя?
6. Почему они могут считать тебя своим другом?
7. Что нового ты узнал во время экскурсии? Чему научился?
Кто стал твоим помощником и с кем ты подружился?
7. Что думают об этом твои близкие, одноклассники, учителя?
Не всегда просто ответить самому, посоветуйся со взрослыми и сверстниками.
Слайд 29Работа с текстом
1. Каждая команда пишет небольшой отрывок текста (например
письмо зеленому другу, в рамках предмета или конкретной тематики)
Цели: мышление,
работа с информацией, закрепление материала, команда
2. Команды по кругу меняются своими текстами.
Задание: заменить каждое слово (кроме местоимений и предлогов) на синонимы, чтобы смысл остался сохранным
3. Команды загибают исходный текст и меняются листками во второй раз
Задание: обобщить все вышесказанное одной фразой, отображающей краткий смысл
4. Команды снова меняются по кругу текстами.
Задание: на основе полученной фразы написать ключевые слова (не более 10, пропорционально размеру текста)
5. Команды загибают всю исходную информацию и передают текст.
Задание: восстановить картину на основе полученных ключевых слов
Слайд 30Цели краеведческих экскурсий:
Создать мотивацию у школьников к изучению истории Санкт-Петербурга.
2.Развить
у школьников умение воспринимать красоту родного города.
3.Сформировать у детей интерес
к научно-исследовательской работе по изучению города.
4.Научить детей самостоятельно работать.
5.Воспитать сопричастность с историей и культурой, гражданскую идентичность, уверенность в своем будущем, коммуникабельность, любознательность.
6.Сплотить коллектив детей и родителей.
Слайд 31 Конструирование образов территорий – задача непростая, требующая
серьезной подготовки, в которую прежде всего входит адекватное восприятие реального
географического пространства.
Слайд 32Александровский парк расположен в Петроградском районе
Санкт-Петербурга около Петропавловской крепости.
Это
один из первых публичных парков города.
«Петербург построен тремя зодчими: водой,
пространством и временем».
Слайд 33Впервые устройством парка занимался император Александр I.
Затем – министр
финансов Е. Ф. Канкрин с разрешения Николая I.
Слайд 34Продолжали устройство парка
принц Ольденбургский,
императрица Александра
Фёдоровна.
Проектировали парк
архитекторы А.
М. Куци,
А. М. Ливен.
В память об Александре I
Парк
назвали АЛЕКСАНДРОВСКИМ.
Слайд 3517 июня 1896 года около фонтана были установлены бюсты Н.
В. Гоголя и
М. Ю. Лермонтова.
31 мая 1900 года был
открыт бюст М. И. Глинки
Слайд 36Летний сад в Санкт-Петербурге был заложен по приказу Петра Великого
в 1704 году в качестве летней царской резиденции.
Безусловно, символом
Летнего сада и одним из символов Санкт-Петербурга является ограда, выходящая на набережную Невы, построенная в 1770-1784 годах архитектором Ю.М.Фельтоном. Но мало кто знает, что на этом самом месте некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны, удивлявший современников своим великолепием.
Слайд 37Правее «Птичьего двора» - партер и великолепный фонтан «Коронный».
На четвертой
площадке Главной аллеи Летнего сада — фонтан «Пирамида», созданный по
указу императрицы Екатерины I, точная копия одноименного петергофского фонтана.
Слайд 38По другую сторону от Царицына фонтана — боскет «Менажерийный пруд»,
в котором содержались водоплавающие птицы. Создан в 1720-х годах.
Недалеко памятник
«дедушке Крылову», пожалуй, один из самый знаменитых памятников Летнего сада. На постаменте — барельефы с сюжетами басен.
Слайд 39Мы заглянем на «Птичий двор» с «Голубятней». В XVIII веке
птичьи дворы и зверинцы были обязательным атрибутом регулярного сада. В
Летнем саду в Птичьем дворе содержались редкие животные и птицы: некоторые на свободе, другие в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, а в башенке «Голубятни» — редкие породы голубей. Сейчас в «Голубятне» расположен небольшой музей истории и археологии Летнего сада.
Слайд 40 Большая Пальмовая оранжерея
Сама большая оранжерея Ботанического Сада отдана Пальмам.
Пальмы – величественные гиганты тропического леса, и чтобы иметь возможность
показать их красоту во всем великолепии ботанические сады строят для них специальные, высокие оранжереи. Высота Пальмовой оранжереи 23 м.
Слайд 41Вересковая оранжерея
Одна из оранжерей Сада полностью отдана семейству Вересковых. Именно
к этому семейству относятся знаменитые Азалии (в коллекции их более
100 сортов), цветение которых в конце темной питерской зимы собирает многочисленных поклонников.
Слайд 42Педагогические технологии работы со школьниками должны как можно больше включать
практических заданий и как можно меньше назидательных речевых бесед. Для
структурирования работы с ребятами предлагаем вариант построения технологии на основе чередующихся игровых, исследовательских и закрепляющих заданий, а также способов организации индивидуальной и коллективной работы детей в условиях природы.
Слайд 43Приемы реконструкции
Прием зрительного монтажа
Прием панорамного показа
Прием локализации событий
Прием зрительного сравнения.
Слайд 44Методика «Эмоциональное картирование».
Эмоциональная карта территории несёт в себе информацию о
восприятии каждого района и позволяет проанализировать источники эмоций.
Выбрать район исследования
и нанести на карте границы вашего участка.
2. Школьникам предлагается собрать исторические сведения о районе, который они будут обследовать.
3.Если в распоряжении нет подробной карты района, то необходимо составить его картосхему.
Для этого сначала надо измерить все расстояния, необходимые для определения местонахождения домов и других построек, дорожек, газонов, крупных деревьев, кустарников – всё, что, по-вашему мнению, следует нанести на план. Затем полученные метры переводятся в сантиметры и план вычерчивается на бумаге. Направление С – Ю при этом должно быть параллельно боковой рамке плана (Счет шагов обычно ведут парами. Длина пар-шага равна росту человека от подошвы до глаз. Возможна ошибка до 10%).
4. Далее следует этап собственного измерения. В конкретных точках наблюдения необходимо подобрать эмоциональные характеристики созерцаемого ландшафта в виде цифр и цветов
5. Раскрашиваем карту - схему
Слайд 47В результате может появиться план клумбы, фестиваля проектов озеленения двора,
обращение к администрации района, письмо от зеленого друга
Слайд 48Педагогическая диагностика
Проводить методику сразу по возвращении детей с прогулки нежелательно,
так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от
прогулки.
Слайд 49«Природа благодарит и сердится»
Методика позволяет выявить отношения младших
школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах
взаимодействия с ней.
В ходе предварительной беседы дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные воздействия человека на природу.
Детям предлагается ответить на два вопроса, заполнить карточку.
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо», а за что рассердиться на тебя.
Слайд 50Успехов Вам,
впечатлений
открытий…
вместе с детьми!