Слайд 2Шепчут травы, щебечут птахи,
Рыбы плещутся на мели…
Здесь когда-то жили монахи,
А
потом монахи ушли.
В тесных кельях просели плахи,
Лезут травы в проем
окна.
Здесь когда-то жили монахи,
А теперь живет тишина.
В старину варяги и ляхи
Приходили – грабили, жгли.
Но отстраивались монахи,
А потом куда-то ушли.
И воскресли людские страхи,
Как в языческие времена.
Здесь когда-то жили монахи,
А теперь живет тишина.
Андрей Широглазов
Слайд 3Неподалеку от Тотьмы, всего в нескольких верстах выше по течению
Сухоны, есть три острова:
Дедов, Бабий и Внуков.
Слайд 4«Остров Дедов - самый крупный из встречающихся на Сухоне. Он
имеет довольно неправильную, вытянутую по течению форму. Длина острова –
1,5 километра, максимальная ширина –
500 метров.
Со стороны основного русла берег интенсивно подмывается, на значительном протяжении имеет обнажения, оползни, обвалы.
Слайд 5Река в процессе формирования своего русла встретилась с толщей плотных
отложений и вынуждена была обтекать их с обеих сторон. Растительность
в центральной части острова древесная (ель, сосна, мелколиственные деревья), а по краям и в южной части - луговая с кустарником»
Слайд 6Дедов остров - единственный на Сухоне, имеющий ненамывное происхождение, поэтому
и растительность на нем напоминает настоящую тайгу. Острова по весне,
заливает водой, а вот Дедову острову весеннее половодье не грозит: высота его над летним уровнем превышает 10 метров!
Слайд 7 « Жил был в Устюге со всем своим семейством
Дед. Ополчились против него устюжане и прогнали.
Дед, Бабка и Внук под покровом ночи покинули город и поплыли вверх по Сухоне в надежде найти себе новое место для жилья.
Существует народное предание о происхождении названий трех островов:
Слайд 8Спустя какое-то время слабый Внук первым выбился из сил и
не мог плыть дальше.
Бабушка, видя это, тоже остановилась.
Наконец и почтенный дед, не желая расставаться со своим семейством, принужден был закончить плавание по Сухоне. Дед, Бабка и Внук так устали, что оцепенели и превратились в острова Дедов, Бабий, Внуков, что и доныне находятся в русле Сухоны чуть повыше города Тотьмы».
Слайд 96 июля 1670 года пономарь Иоанн приехал на Дедов остров
для сбора грибов и ягод и здесь, на западном мысу
острова, нашел на дереве икону с изображением Пресвятой Троицы, Божьей матери с предстоящими апостолами Петром и Иоанном и преподобным Сергием Радонежским и Ионою, его учеником. Эту икону пономарь Иоанн привез в Тотьму и показал блаженному Андрею Тотемскому юродивому, который был еще жив и с которым пономарь был дружен.
Слайд 10Блаженный Андрей, осмотрев икону, завещал пономарю построить на Дедовом острове
часовню и предсказал, что впоследствии на том же месте возникнет
и монашеская обитель.
Слайд 11Иоанн-Иона завещание своего друга юродивого исполнил спустя несколько лет -
Дедовская Троицкая пустынь возникла в самом конце XVII века при
тотемском воеводе Ф. А. Лопухине, отце царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I.
Слайд 12 В 1729 году Евдокия Лопухина прислала в церковь икону
с надписью: «Лета от Рождества Христова 1729 месяца марта в
первый день приложила сий святой образ Покров Пресвятыя Богородицы в Дедовскую пустыню, в церковь преподобного отца Сергия, Радонежского чудотворца, благоверная Государыня Царица Евдокия Феодоровна», а через несколько месяцев – 2 богослужебные книги с дарственными надписями.
Слайд 13Среди жителей города и деревень Окологородной волости получило распространение предание
о несметных сокровищах, зарытых в землю бывшим воеводой, бояриным Федором
Аврамовичем Лопухиным.
Слайд 14« …жители уездной Тотьмы встречали приезд нового воеводы с широко
раскрытыми от удивления глазами: сосланный из столицы, когда-то приближенный к
царю Петру боярин приехал на вынужденное воеводство в сопровождении десяти возков с имуществом. Для всего этого добра не хватило места на воеводском дворе, часть скарба пришлось поместить в летнюю клеть в остроге. А уехал Федор Аврамович из Тотьмы лишь на двух возках. Куда же подевалось имущество опального воеводы?
Слайд 15Так и возникли в городе слухи, что все драгоценные предметы
– золотые и серебряные монеты, посуду и украшение боярин повелел
зарыть где-то на дедовом острове, а охранять сокровища до поры до времени оставил игумена Иону. Федору не суждено было более вернуться в Тотьму, а вскоре скончался и игумен Иона. Тотьмичи принялись искать клад. По рукам ходили таинственные «кладовые росписи», в которых указывалось, в каких местах острова уже копали, а где еще стоит поискать сокровища. Как-то раз подобная «роспись» попала в руки купца Андрея Кузнецова».
Слайд 16И.А.Кузнецов в своих записях отмечает, что отец нанял двух надежных
людей, и они целое лето рыли Дедов остров. К сожалению,
финал рассказа о поисках клада в тетради Ивана Андреевича отсутствует - несколько страниц вырвано. Не исключено, что клад был все же найден. Известно, что купеческие дела вскоре пошли в гору.
Слайд 17Сейчас на острове никто не живет, нет и Троицкой церкви.
Тотемский краевед С.М. Зайцев писал о причинах разрушения этого храма следующее: «Первыми были сломаны церкви, расположенные ближе к Сухоне, - требовался кирпич для строительства столицы Северного края - города Архангельска» (тотемская газета «Ленинское знамя», 14 февраля 1981 года).
Слайд 18С 2011 года на острове построена часовня Троицы Живоначальной.