Слайд 1Типы заданий ЕГЭ по обществознанию.
Задания с развернутым ответом.
Слайд 2Задание и критерии оценивания
Слайд 3Составное задание на основе фрагмента оригинального текста
Данный тип заданий представляет
собой 1 или 2 фрагмента источника – носителя социальной информации
и 4 вопроса к ним.
Общий объем авторского текста, как правило, не превышает 250-300 слов.
Если в основе задания лежат два текстовых фрагмента, то они очевидно взаимосвязаны по содержанию, что предполагает возможность их сравнительного анализа.
В совокупности с 4 вопросами фрагмент источника представляет собой своего рода мини-тест.
Каждый из вопросов направлен на проверку определенной группы умений.
Слайд 4Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. С1.
Задание направлено на
выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте
в явном виде.
Задание непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержания.
Задания этого типа требуют извлечения из текста необходимой информации, содержащейся в нем в явном виде («Как автор определяет…», «Какие… выделяет автор?» и т.п.).
За полное и правильное выполнение задания выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл.
Слайд 5Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. С2.
Задание направлено на
преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов, положений текста без привлечения
контекстных знаний.
Данный тип заданий опирается на содержание текста, требуя интерпретации отдельных его положений.
Данный тип заданий непосредственно опирается на содержание текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл.
Слайд 6Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. С2.
Модели задания:
задание на
правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента
утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте»). Оцениваемые элементы – правильность ответа на вопрос и нужное количество обоснований.
задание на раскрытие отдельной части документа, отдельного сложного положения. В этом случае оцениваемыми элементами ответа являются разъяснения в требуемом количестве.
Слайд 7Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. С3.
Задание направлено на
характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным
курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Ответ требует привлечения дополнительной информации (контекстных знаний, фактов социальной жизни, собственного опыта и т.п.).
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Слайд 8Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. С4.
Задание направлено на
использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию,
формулирование оценочных суждений относительно позиций, предъявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему). Данный тип заданий предполагает привлечение знаний обществоведческого курса, элементов личного социального опыта.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Слайд 9Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. С4.
Модели задания:
задание на
синтез знаний, полученных при изучении курса и положений, содержащихся в
источнике, для формулирования комплекса обобщающих суждений. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на несколько поставленных вопросов или выражение и подкрепление ответа требуемым количеством компонентов (принципов, аргументов и т.п.) .
задание, требующее выражения и аргументации собственного мнения, формулирования оценочных суждений. Оцениваемые элементы ответа - четкое выражение собственной позиции и требуемое количество аргументов, оценочных суждений.
Слайд 10Задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого понятия
(С5)
Задание носит преобразующий, а в ряде случаев репродуктивный характер, и сводится
к перечислению, называнию некоторого количества элементов, характеристик, свойств, проявлений социального объекта(-ов).
За полное и правильное выполнение задания выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл.
В критериях дана инструкция по оцениванию работ, содержащих наряду с верными ошибочные позиции. В тех случаях, когда неверное положение искажает суть раскрываемого понятия, положения, данный ответ даже при наличии максимального количества верных элементов, не оценивается высшим баллом.
Слайд 11Задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого понятия
(С5). Модели.
1. Перечисление объектов, признаков и т.п.
Перечислите любые три функции
политической партии в демократическом государстве.
Слайд 12Задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого понятия
(С5). Модели.
2. Сравнение объектов, перечисление черт сходства/различия.
Назовите любые три черты
сходства науки и религии.
ИЛИ
Назовите три черты различия традиционного и индустриального общества.
Слайд 13Задание, требующее перечисления ряда объектов, признаков или применения обществоведческого понятия
(С5). Модели.
3. Определение понятия, использование его в обществоведческом контексте.
Какой смысл
вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности .
ИЛИ
Определите понятие «социальная мобильность». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальной мобильности.
Слайд 14Задание, требующее конкретизации теоретического знания (С6)
Это одно из самых сложных
по технологии выполнения и оценивания заданий КИМ по обществознанию.
Условие
содержит указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном или содержащим не искажающие сути вопроса отдельные ошибочные или неточные положения ответе – 2 или 1 балл.
Слайд 15Используемые модели задания
1. Содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на
конкретных примерах.
«Раскройте на примере (-ах)…N позиций». В этом случае
оцениваемыми элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой.
«Раскройте на N примерах…». При этой модификации оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой.
Слайд 16Примеры:
А) раскройте на примере сущность объекта
Раскройте на примерах любые три
метода, присущих научному познанию.
ИЛИ
Раскройте на трех примерах различные значения понятия
«общество».
Б) раскройте на примере связь объектов (процессов)
Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру.
ИЛИ
Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры.
В) раскройте на примере значение объекта.
Раскройте на трех примерах роль практики как критерия истины.
Слайд 17Используемые модели задания
2. «Назовите N позиций и проиллюстрируйте каждую из
них примером». Оцениваемые элементы ответа – четко названы необходимые позиции
(признаки, отличия и т.п.), каждая проиллюстрирована адекватным примером.
Примеры:
Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.
ИЛИ
Назовите любые три признака государства и проиллюстрируйте каждый из них примером.
Слайд 18Используемые модели задания
3. «Подтвердите конкретными примерами…». Оцениваемый элемент ответа – комментарий
(раскрытие сложного понятия через признаки) и соответствующий пример.
Пример:
Подтвердите тремя
примерами действие принципа разделения властей в государственной системе РФ.
ИЛИ
Подтвердите тремя примерами светский характер современного Российского государства.
Слайд 19Задание-задача (С7)
Данный тип заданий представляет собой задание-задачу, содержащую условие в
виде ситуации или высказывания и вопросов (предписания) к нему.
Задание-задача
имеет четкую структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Слайд 20Используемые модели задания-задачи
1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов.
В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы
(в соответствующем количестве).
Слайд 21Примеры:
Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об
одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно
ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление?
ИЛИ
По подсчетам американского экономиста лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, к началу третьего тысячелетия в США произойдет сокращение 20 млн. рабочих мест. В какой сфере и в связи с чем произойдет это масштабное сокращение? Угрожает ли оно стабильности общества (ответ поясните)? Предложите способ решения проблемы занятости.
Слайд 22Используемые модели задания-задачи
2. Задача представляет собой некое суждение, которое требуется
подтвердить или опровергнуть несколькими аргументами.
Оцениваемые элементы ответа - заданное
требованием количество суждений (аргументов), их соответствие анализируемому суждению.
Слайд 23Примеры:
Известный публицист заметил, что отношение общества к природе – зеркало
отношения к отдельному человеку. Согласны ли вы с этим наблюдением?
Подтвердите свой вывод тремя аргументами.
ИЛИ
Известный философ Л. Фейербах утверждал, что «Природа есть Бог для человека». Какой смысл, по вашему мнению, вложил философ в это утверждение? Подтверждается ли оно практикой взаимодействия природы и общества? Свой ответ поясните.
ИЛИ
Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один?» Свой ответ аргументируйте (приведите три аргумента).
Слайд 24Используемые модели задания-задачи
3. Требование задачи предполагает формулирование четкого ответа на
вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого
ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов.
Слайд 25Примеры:
Владелец крупнейшего телеканала купил контрольный пакет акций всех основных телекомпаний.
Как это может повлиять на содержание передаваемой по телевидению текущей
информации? Обоснуйте свой ответ тремя аргументами.
ИЛИ
Партия, получившая на выборах поддержку большинства избирателей, проводит через парламент закон о запрещении другой партии, за которую голосовала небольшая часть избирателей. Соответствует ли это принципам демократии? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
Слайд 26Используемые модели задания-задачи
4. Задача, ориентированная на интерпретацию данных условия. Она
может производиться по следующим сценариям:
Требуется сформулировать несколько доказательств и
ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы;
Примеры:
Четырнадцатилетний подросток совершил вооруженное нападение на прохожего. Суд квалифицировал его деяние как преступное. Назовите любые два аргумента (основания) для данного решения. Какой вид ответственности повлекут за собой действия подростка?
ИЛИ
По данным статистики в США люди, имеющие среднее образование, получают в среднем на 50 % больше, а с высшим образованием - на 163% больше, чем те, кто имеют неполное среднее образование. Объясните, почему. Сделайте два вывода из приведенных фактов.
Слайд 27Используемые модели задания-задачи
4. Задача, ориентированная на интерпретацию данных условия. Она
может производиться по следующим сценариям:
Требуется определить социальный объект и
привести несколько доказательств.
Примеры:
Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению значительной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современного мира можно рассматривать эти события? Подтвердите свой ответ тремя аргументами.
ИЛИ
Подростки без разрешения взяли «покататься» машину гражданина Т., а потом – вернули ее на прежнее место. Являются ли их действия правонарушением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.
Слайд 28Используемые модели задания-задачи
4. Задача, ориентированная на интерпретацию данных условия. Она
может производиться по следующим сценариям:
Требуется определить социальный объект и
привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте).
Примеры:
В стране С произошла промышленная революция, в результате которой многократно увеличилась численность промышленного пролетариата. Рабочие боролись за свои права и добились всеобщего избирательного права и целого ряда других прав и свобод личности. Предположите, к какому типу относится описанное общество. Назовите два признака, по которым вы это определили.
ИЛИ
Звезда телесериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Опираясь на условие задачи, укажите три признака, по которым вы это определили.
Слайд 29Используемые модели задания-задачи
4. Задача, ориентированная на интерпретацию данных условия. Она
может производиться по следующим сценариям:
Требуется сделать несколько выводов.
Примеры:
По
данным исследователей, в 80-х г. ХХ в. совокупностью таких благ цивилизации, как дом или квартира, транспорт, связь, образование, регулярный отдых и социальное обеспечение пользовалось порядка 40% землян, тогда как в начале ХХ в. – всего 1%. Сделайте три вывода из приведенных данных.
ИЛИ
Исходя из непосредственных наблюдений, люди долгое время считали, что Земля – плоское и покоящееся тело, а Солнце – движется по небосводу. Какие выводы о роли наблюдений в формировании научной картины мира можно сделать на основе этого факта? Сделайте три вывода.
Слайд 30Альтернативное задание. С8.
Задание С8 — это единственное в структуре экзаменационной
работы по обществознанию задание, являющееся альтернативным. Ученик самостоятельно выбирает из
шести предложенных тем наиболее привлекательную для себя и раскрывает ее в рамках одной из базовых общественных наук (указание на базовую общественную науку предшествует формулировке темы).
Обозначенная в формулировке темы проблема должна быть решена выпускником с опорой на понятийный аппарат и теоретическое содержание конкретной науки.
Вместе с тем нельзя не учитывать взаимосвязь различных областей обществознания, поэтому наличие в работе положений и понятий, относящихся к иной (по сравнению с указанной) научной области, но позволяющих глубже раскрыть вопрос, не должно негативно влиять на ее оценку.
Темы представляют собой проблемные высказывания, часто выраженные в афористической форме. Выпускник должен выявить саму проблему, стоящую за высказыванием, сформулировать свое отношение к ней, аргументировать собственную позицию, демонстрируя понимание существа вопроса и владение обществоведческими знаниями и умениями.
Слайд 31Альтернативное задание. С8.
С8.1
Философия: «Если нет цели, не делаешь ничего, и
не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро).
С8.2
Культурология: «Уча других,
мы учимся сами» (Сократ).
С8.3
Экономика: «Сбережения составляют самый богатый доход» (И. Стобей).
С8.4
Социология: «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить» (Э. Севрус).
С8.5
Политология: «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичерин).
С8.6
Правоведение: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон).
Слайд 32Альтернативное задание. С8.
1. Выяснить, насколько правильно выпускник понял и четко
выразил сущность проблемы в контексте базовой науки.
2. Проанализировать (в
случае необходимости) степень полноты и адекватности отражения различных точек зрения на ее сущность, проявления, последствия и пути разрешения.
3. Выявить глубину представлений учащегося о значимых сторонах, аспектах рассматриваемой проблемы, уровень раскрытия проблемы.
4. Проанализировать разносторонность и убедительность аргументации выраженной выпускником собственной позиции, полноту и адекватность использования понятийного аппарата, выводов соответствующей базовой науки.
5. Выявить и учесть при оценивании ошибочные суждения.
Слайд 33Альтернативное задание. С8.
1. Научно-теоретический уровень.
Выпускник выделяет и анализирует основные аспекты
проблемы, выявляет взаимосвязи (причинно-следственные, иерархические и др.) ее отдельных компонентов,
строит логические умозаключения, адекватно использует понятия соответствующей базовой науки, приводит различные интерпретации и оценки. Фактический материал используется преимущественно для конкретизации, иллюстрирования приводимых положений
2. Научно-эмпирический уровень.
Отправной точкой и основой аргументации и построения ответа служат факты, моделируемые типичные ситуации, известные из обществоведческого курса и собственного социального опыта.
Данный уровень может быть дифференцирован на два подуровня:
эмпирический уровень с элементами теории: работа содержит отдельные обобщения, сделанные на основе конкретного материала; эти выводы корректны, но не создают целостного представления о рассматриваемой проблеме, поскольку не выявляются значимые связи и отношения.
наглядно-иллюстративный характер изложения вопроса: отобранный конкретный материал (из курса и личного социального опыта) уместен в рамках рассматриваемой проблемы, однако не осмыслен с научно-теоретических позиций
3. Раскрытие проблемы на уровне обыденного сознания.
Поставленная проблема получает одностороннее освещение, для ее раскрытия используются только примеры повседневного опыта без попыток его осмысления в категориях соответствующей базовой науки.
Слайд 34Итоги ЕГЭ 2006 г.
Результаты выполнения заданий
Слайд 35Как реагировать на ошибки?
Ошибки:
Сущностные
Терминологические
Логические
Фактические
Некорректные примеры
«Этические»
Грамматические, пунктуационные, стилистические
Слайд 36
Благодарю за внимание!
Котова Ольга Алексеевна
к.и.н., ст.н.с. ИСМО РАО, специалист ФПКР
КИМ ЕГЭ