Слайд 1
«Эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на
уроках физики»
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт,
сын ошибок трудных
И гений парадоксов друг
И случай, бог изобретатель
А.С. Пушкин
Слайд 2При преподавании физики я ставлю следующие цели:
развитие у ребят
интереса к физике,
формирование навыков думать (анализировать, сопоставлять, сравнивать и
пр.),
развитие творческих способностей каждого ученика.
тот, кто
учит
интересно».
А.Эйнштейн
Слайд 4
Метод научного познания состоит из трех частей:
Теоретическое предсказание
Экспериментальная
проверка гипотезы
Сравнение теоретических и экспериментальных данных, формулирование вывода.
Слайд 5 «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением».
М.В.
Ломоносов
Эксперимент является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов в промышленной технике. Он является важнейшим средством проверки годности технических проектов и усовершенствования технологических процессов.
Слайд 6
Эксперимент является одновременно источником знаний, методом обучения и
средством активизации познавательной деятельности учащегося. Отражение экспериментального характера физической науки
я осуществляю посредством широкого использования различных видов эксперимента:
Слайд 7
демонстрационных опытов,
иллюстративных заданий (опыты),
экспериментальных задач,
внеклассных
и домашних опытов,
исследовательских заданий
(изобретение устройства),
лабораторных
работ,
физического практикума.
Слайд 8
Демонстрационный эксперимент в преподавании физики вызывает
включение всех факторов привлечения внимания. Он ставится для всего класса.
Значительная часть учащихся, особенно мальчиков, имеет рано пробудившийся интерес к технике вообще. Поэтому появление на демонстрационном столе любых технических устройств в виде приборов демонстрационного эксперимента привлекает их внимание
Слайд 9 Демонстрационный эксперимент я использую в основном при объяснении нового
материала
При изучении темы «Давление жидкостей и
газов» демонстрируются явления наличия давления жидкостями и газами, существование атмосферного давления и его изменения с высотой, плавание тел; изучаются устройство и действие приборов для измерения давления (барометров — ртутного и анероида, манометра), применения в технике (насосы, гидравлический пресс, сообщающие сосуды).
Слайд 10План проведения эксперимента
Уяснение цели эксперимента.
Формулировка и обоснование гипотезы, которую
можно положить в основу эксперимента.
Выяснение условий, необходимых для достижения
поставленной цели эксперимента.
Планирование эксперимента.
Отбор необходимых приборов и материалов.
Сбор установки.
Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записью их результатов.
Математическая обработка результатов измерений.
Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов.
Слайд 117 класс
Как, имея только мензурку с водой, определить массу деревянного
шарика?
Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.
Слайд 128 класс
Как в жаркий летний день в полевых условиях сохранить
холодной воду в сосуде?
Как поступить, чтобы быстрее охладить молоко:
поставить кастрюлю с молоком на лед или положить лед на крышку кастрюли?
Слайд 139 и 10 классы
Из баллистического пистолета вылетает пуля. Жесткость пружины
пистолета равна 100 Н/м. Определить, какова скорость вылета пули.
Слайд 14 Изобретение или создание самим учеником какого-либо устройства.
Собрать модель
фонтана.
Собирают модель ракеты.
Слайд 15Домашние опыты и наблюдения
В 7 классе
я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания:
Воспользовавшись клетчатой бумагой, определите
площадь своей ноги.
Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объем мерного стакана 200 см3.
Определите работу, совершаемую вами при подъеме по школьной лестнице между этажами.
Слайд 16
Лабораторная работа —
самостоятельный
эксперимент учащихся