Слайд 2Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы,
именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в.
в России
называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Слайд 3В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с
архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Слайд 4Федор Степанович Рокотов (1735—1808)
Крупнейший русский портретист второй половины XVIII
столетия.
Федор Степанович Рокотов родился в Подмосковье в селе Воронцово.
Числился «вольнорожденным», хотя и был из семьи крепостных: ходили слухи, что он был незаконным ребенком князя П.И.Репнина, приписанный к крестьянской семье.
Слайд 5Благодаря «портретным гармониям» русского художника
Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый
эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость,
воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Слайд 6Ф. Рокотов. Портрет А. Струйской
Особое место в творчестве художника занимает
портрет
А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтизации образа средствами
живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».
Слайд 7Ф. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова
Ф. Рокотов. Портрет
А.М.Римского-Корсакова в юности
Слайд 8Ф. Рокотов.
Портрет А.Г.Бобринского в детстве. 1760-е
Ф. Рокотов.
Портрет И.Н.Тютчева.
1768
Слайд 9Ф. Рокотов. Портрет неизвестной в
светло-сером платье
Слайд 10Владимир Лукич
Боровиковский (1787—1825
Владимир Лукич Боровиковский
Портрет работы Бугаевского-Благодатного
Слайд 11Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—
1898) увидел
у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художником Владимиром
Лукичом
Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости
перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал
об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт
думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...»
Слайд 12Она давно прошла — и нет уже тех глаз
И той
улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви и мысли
— тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать…
Я. П. Полонский
Слайд 13Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800.
Екатерина II
на прогулке в Царскосельском парке. 1794.
Слайд 14Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной
Портрет князя
А. Б. Куракина
Слайд 15В.Л. Боровиковский Богоматерь с младенцем
В.Л. Боровиковский Христос
Слайд 16В.Л. Боровиковский Зима в виде старика.
В.Л. Боровиковский Мужской портрет
Слайд 17Илья Ефимович
Репин
(1844—1930).
И. Е. Репин. Автопортрет. 1887.
Слайд 18Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского
художника Ильи Ефимовича
Репина
(1844—1930). Обращение к портретной
галерее этого художника дает возможность современным зрителям
узнать о
его многочисленных творческих связях
с деятелями отечественной науки, куль-
туры, искусства — учеными, писателя-
ми, живописцами, музыкантами, меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.
Слайд 19Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных
состояниях: мечтательного
созерцания
(композитор А. Бородин), активного
действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории
А. Рубинштейн), спокойного размышления (писатель Л. Толстой),
глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи
П. Третьяков).
И. Е. Репин. Антон Рубинштейн
Слайд 20На каждом портрете живописец
изображает своих героев с теми предметами, которые
составляют суть их профессиональной деятельности, —
писатель с книгой в руках,
музыкант исполнитель у дирижерского пульта,
создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.
И. Е. Репин.
Портрет Л.Н. Толстого
Слайд 21Портрет Мусоргского,
И.Е. Репин, 1881
Портрет В. С. Сурикова,
И.Е. Репин,
1877
Слайд 22 И.Е. Репин. Портрет Менделеева в мантии профессора. 1885
И.Е. Репин.
Портрет
императора Николая 2. 1896
Слайд 23
И. Е. Репин. Крестьянская девочка
И.Е. Репин. Негритянка
Слайд 24Мужичок из робких, И.Е. Репин, 1877
Белорус, И. Е. Репин, 1882
Слайд 25Михаил Александрович
Врубель
(1856—1910).
Автопортрет
Слайд 27 М.А. Врубель. Царевна-Лебедь 1900
М.А. Врубель. Богатырь, 1898
Слайд 28 М.А. Врубель. Портрет жены
Надежды Забелы-Врубель, 1898
М.А. Врубель.
Гадалка, 1895
Слайд 29Творческое задание:
Представьте , что вам доверили поставить спектакль про жизнь,
людей 16 – 19 веков.
Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, подберите
музыкальный фон для этой сцены.