Слайд 1Экстремальные и чрезвычайные ситуаций
Лекция 10
Слайд 2Содержание:
1. Введение
2. Типы экстремальных условий.
3. Классификации экстремальных факторов психогенного риска.
Слайд 3Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
Групповое поведение людей в ЧС.
Паника
Слайд 4ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ –
это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного
природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий
Жизнедеятельности
ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.
Слайд 5ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время –
это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ);
пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
Слайд 6Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:
число погибших во время катастрофы;
число раненных (погибших от ран, ставших
инвалидами);
индивидуальное и общественное потрясение;
отдаленные физические и психические последствия;
экономические последствия;
материальный ущерб.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.
Слайд 7Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем
больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном
из них. Абсолютной безаварийности не существует.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.
Слайд 8На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как
правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни
времени, ни средств для эффективных действий. Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.
Основные причины аварий:
просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
некачественное строительство или отступление от проекта;
непродуманное размещение производства;
нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п
Слайд 9При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание
уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку
постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает страх.
Страх — сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Слайд 10Групповое поведение людей в ЧС это внезапное или опасное происшествие,
затрагивающие всеобщие интересы.
Оно зависит от таких эмоциональных факторов, которые связаны
с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека.
Слайд 11Методы профилактики панических реакций
Основной задачей в ЧС и во время
катастрофы является сохранение спокойствия людей и быстрая разумная деятельность. Это
достигается информационными средствами и примером действий окружающих лиц. Люди должны знать и понимать, что народ в условиях давки гибнет.
Паническая реакция — это утрата степени сознательного руководства.
В острой ситуации или угрожающей обстановке необходимо убирать (фиксировать) людей, способных индуцировать страх и вовлечь людей в опасную деятельность
Слайд 12Введение
В современных исследованиях существует несколько подходов к пониманию экстремальных условий
и их составляющих:
Экстремальные условия приравниваются к чрезвычайным ситуациям, классифицируясь по
характеру воздействия внешней среды.
Экстремальные условия, требующие напряжения физиологического или психического (аналогично понятию стресса Г. Селье).
Экстремальные условия как система "человек в ситуации", где условия воздействия внешней среды и личность рассматриваются как целостная система.
Слайд 13Социально-значимые психологические ценности и мотивы специалистов занимают ведущую роль во
всей их психической деятельности и поведении в экстремальных условиях. Именно
от них зависит в решающей степени успешность подготовки и профессиональной деятельности специалистов и функциональных групп в экстремальных условиях. Экстремальные условия негативно действуют только на неподготовленных или недостаточно подготовленных специалистов и функциональные группы. На подготовленных специалистов и группы экстремальные условия действуют как дополнительный обучающий фактор, который повышает их профессиональную готовность
Слайд 14Объективно экстремальные условия —
это реальные угрозы, опасности и трудности.
Слайд 15Экстремальные условия не статичны, а находятся в постоянном динамическом развитии,
что детерминирует у специалистов возникновение опережающей динамики психической деятельности, а
у групп — опережающей динамики психологических характеристик;
экстремальные условия воздействуют на поведение специалистов как непосредственно через их личностные качества и состояния, так и опосредованно — через характеристики функциональных групп (благоприятность/неблагоприятность социально-психологического климата, сплоченность, напряженность, удовлетворенность межличностными взаимоотношениями);
Слайд 16экстремальные условия воздействуют на характеристики функциональных групп как непосредственно через
личностные качества и состояния специалистов, так и опосредованно через их
ситуационно-значимое поведение и деятельность;
специалисты и функциональные группы воздействуют на изменение динамики экстремальных условий посредством ситуационно-значимого поведения и деятельности;
специалисты и группы влияют (изменяют, корректируют, регулируют) на свои психологические характеристики.
Слайд 17Типы экстремальных условий
Обстановоч-
ный
Личностный
Групповой
Слайд 18Это наиболее представленный практикой тип экстремальных условий (например, горячие точки,
массовые беспорядки, действия вооруженных преступников, террористов и т.д.). Обстановочные экстремальные
условия способствуют актуализации ситуационно-значимого поведения специалистов и/ или функциональных групп, адекватного им по своему содержанию.
Слайд 19Личностный тип экстремальных условий составляют те, которые вызываются психологической готовностью
специалистов к ситуационно значимому поведению (например, условия задержания террориста специалистом
в свободное от служебных обязанностей время).
Слайд 20Групповой тип экстремальных условий составляют условия, которые вызываются психологической готовностью
функциональной группы к ситуационно значимому поведению (например, своевременно проведенная, хотя
и не санкционированная операция, позволившая избежать дополнительные жертвы и обезвредить преступников, или несанкционированный, вооруженный досмотр жилых помещений — «зачистка» в горячих точках, сопровождаемая грабежом и насилием, приводит к массовым возмущениям и нарушениям правопорядка со стороны населения).
Слайд 21 Г. С. Човдырова классифицирует эти факторы по:
особенностям
психосоциальной мотивации экстремальных условий (адаптация к новым условиям, болезнь);
по
времени действия (длительного, кратковременного);
по характеру действия на органы чувств (слухового, осязательного и т.д.).
Слайд 22 Военные психологи классифицируют экстремальные факторы психогенного риска исходя
из их влияния на боевую деятельность войск:
по специфичности (угроза
жизни, ранения) или неспецифичности (напряженная деятельность, тяжелые экологические условия) их для боевой обстановки;
по внешнему (социальные, боевые) и внутреннему (физиологические) признаку воздействия;
по признаку непосредственного (опасность, внезапность) или опосредованного (дефицит времени, увеличение темпа действий) эмоционального воздействия.
Слайд 23 А. М. Столяренко исходит из иной классификации:
Слайд 241) обстановочные:
материально-обстановочные : объективно-материальный тип обстановки (пожар, землетрясение, пропажа
имущества, террористический акт и пр.), необычность, нестандартность, незнакомость, непонятность обстановки;
невозможность контроля за происходящими в обстановке переменами, их неуправляемость, стихийность; внезапность, неожиданность, быстрота и радикальность происходящих перемен; обилие малознакомых, устрашающих явлений в окружающей обстановке (взрывы, свист пуль, истошные крики, вид бушующего огня, трупа, крови и пр.); наблюдаемые
Слайд 25социально-обстановочные: социальный тип обстановки (конфликт, противоборство, угрозы, шантаж, паника, безработица
и т.п.); психология и социально-психологический климат в малых группах (семья,
друзья, трудовой или воинский коллектив, спортивная команда, туристическая группа и т.п.); психическое состояние и поведение окружающих людей; опасность для других людей, их страдания или смерть; социальная изоляция, одиночество; обстановка в обществе, регионе; жизненные перспективы, предвидение надвигающихся событий, потеря перспектив жизни;
Слайд 262) деятельностно-личностные:
организационные: степень организованности деятельности, авторитетности и эффективности руководства; пример
поведения старших и руководителей; слаженность, взаимопонимание, взаимное доверие, готовность прийти
на помощь друг другу совместно работающими, их взаимоотношения, психологическая совместимость; обеспеченность действий; обеспеченность средствами личной защиты и вера в их надежность; обеспечение жизнедеятельности в экстремальных условиях; оказание своевременной медицинской помощи, эвакуация раненых и пострадавших и др.; меры по поддержанию работоспособности и боеспособности; организованность, управление;
Слайд 27Операциональные: трудность понимания обстановки и ее изменений; ненадежность связи, плохое
взаимопонимание между взаимодействующими людьми, силами и средствами и несогласованность действий;
информационная перегрузка; выполнение плохо освоенных действий, операций; сдерживание активных действий при выжидании момента или получении разрешения для их начала; использование оружия и насилия; высокая активность действий, их стремительность, темп, дефицит времени; неудачи в начале, ходе и итогах действий;
Слайд 28экстремально-личностные (виктимные) (личностные предпосылки повышенно-обостренного восприятия экстремальности ситуаций) — недостаточные
экстремальные способности (см. ниже), слабая экстремальная подготовленность, большая личная значимость
ситуации; повышенная боязнь ответственности; острое желание добиться наилучшего результата в условиях риска и неуверенности; неуверенность в себе; легкая переутомляемость, внушаемость, авантюрность; неудачный опыт прошлого и пр.
Слайд 29Вывод:
Все рассмотренные факторы обладают большой вероятностью оказания сильного — позитивного
или негативного — влияния на людей. Но вероятность — не
обязательность.