Слайд 1Экзаменационное сочинение: тематические направления, критерии оценивания
Слайд 2В 2016-17 учебном году итоговое сочинение проводится 7 декабря 2016.г
Выпускники третий год подряд пишут итоговое сочинение (изложение), которое является
обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к ГИА. Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники, получившие «зачет».
Слайд 3ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕКСТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ
Слайд 4Оценка сочинения
НА ОЦЕНКУ СОЧИНЕНИЯ ВЛИЯЕТ ОБЪЕМ: РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО 350 СЛОВ.
ЕСЛИ
В СОЧИНЕНИИ МЕНЕЕ 250 СЛОВ, ТО ЗА РАБОТУ СТАВИТСЯ «НЕЗАЧЕТ»
МАКСИМАЛЬНОЕ
КОЛИЧЕСТВО СЛОВ НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ.
ЕСЛИ СОЧИНЕНИЕ СПИСАНО ИЗ КАКОГО-ЛИБО ИСТОЧНИКА, ВКЛЮЧАЯ ИНТЕРНЕТ, ТО ЗА РАБОТУ СТАВИТСЯ « НЕЗАЧЕТ»
Критерии для проверки Итогового сочинения
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Слайд 6КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1. «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
2. «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
3. «КОМПОЗИЦИЯ И
ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
4. «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
5. «ГРАМОТНОСТЬ»
Слайд 7Выпускник по желанию может представить свое сочинение при подаче документов
в вуз в качестве индивидуального достижения. В этом году за
все индивидуальные достижения абитуриенту могут начислить не более 10 баллов, которые суммируются с результатами ЕГЭ. При этом решение учитывать или нет индивидуальные достижения каждый вуз принимает сам.
Слайд 8Цели
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть
нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Слайд 9Тематические направления
в 2016-2017 учебном году
«Разум и чувство»;
«Честь и бесчестие»;
«Победа
и поражение»;
«Опыт и ошибки»;
«Дружба и вражда».
Тематические направления подготовлены специалистами ФИПИ
и одобрены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
Слайд 10Тематические направления
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.
Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и
расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Слайд 11Темы итогового сочинения
6 декабря 2016 года
Когда возникает конфликт
между чувствами и разумом?
Какой поступок можно назвать бесчестным?
Согласны ли
Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
Литературные произведения по направлениям 2016-2017
«Разум и чувство»
В.Шекспир «Ромео и Джульетта». И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь».
Л. Н. «Война и мир, «Анна Каренина» –; «После бала» Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». М. Булгаков «Собачье сердце»; Е.Замятин «Мы». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне». К.Паустовский «Телеграмма»; О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Ги де Мопассан «Ожерелье». Д.Киз «Цветы для Элджернона».. В Кондратьев «Сашка». В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».
Слайд 13Литературные произведения
по направлениям 2016-2017
«Честь и бесчестие»
Д.Фонвизин «Недоросль». А.Грибоедов
«Горе от ума». А. Пушкин «Капитанская дочка». М. Лермонотов «Песнь
про царя Ивана Васильевича…». Н. Гоголь «Тарас Бульба». Л. Толстой «Война и мир». Достоевский «Идиот»; «Преступление и наказание». А.Куприн «Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». А.Грин «Зелёная лампа». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». Д.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». одежды». В.Распутин «Живи и помни».
Слайд 14Литературные произведения
по направлениям 2016-2017
«Победа и поражение»
«Слово о полку
Игореве». А.С. Пушкин «Полтавский бой»; «Евгений Онегин». И.Тургенев «Отцы и
дети». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»;«Война и мир»; «Анна Каренина». А.Островский «Гроза». А.Куприн «Поединок»; «Гранатовый браслет»; «Олеся». М.Булгаков «Собачье сердце»; «Белая гвардия»; «Мастер и Маргарита». Е.Замятин «Мы». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей». Ю.Бондарев «Горячий снег»; «Батальоны просят огня».
Слайд 15Литературные произведения
по направлениям 2016-2017
«Опыт и ошибки»
«Слово о полку
Игореве.» А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин». М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени».
И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды». Ф.Достоевский «Преступление и наказание». Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; .А.Чехов «Крыжовник»; «О любви». И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи». А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет». М.Булгаков «Собачье сердце». О.Уайльд «Портрет Дориана Грея». Д.Киз «Цветы для Элджернона».
Слайд 16Литературные произведения
по направлениям 2016-2017
«Дружба и вражда»
«Слово о полку
Игореве». В.Шекспир «Гамлет»; «Ромео и Джульетта.» А.Пушкин «Дубровский»; «Евгений Онегин»;
«Барышня-крестьянка»; «Капитанская дочка». М.Лермонтов «Герой нашего времени». И.Тургенев «Отцы и дети». И.Гончаров «Обломов». Л.Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина». А.Куприн «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок». Б.Пастернак «Доктор Живаго». М.Булгаков «Белая гвардия». М.Шолохов «Тихий Дон». А.Грин «Алые паруса». Ю.Бондарев «Берег». Д.Грин «Виноваты звёзды».
Слайд 17Полезные сайты
http://fipi.ru
http://4ege.ru
https://neznaika.pro
http://www.edustandart.ru
http://sochinenie11.ru
Слайд 18Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в
котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, кратко сформулировать тему.
Слайд 19Алгоритм работы над сочинением
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю
себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я
могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Слайд 20Алгоритм работы над сочинением
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений,
которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую
последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Слайд 21Алгоритм работы над сочинением
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво
и убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих
рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.
Слайд 22Алгоритм редактирования сочинения
Выделите в тексте сочинения абзацы. Обоснуйте своё решение.
Можно
ли назвать удачным начало сочинения? Поясните свою точку зрения.
Найдите в
тексте первый тезис, подлежащий литературной аргументации. Можно ли назвать эту аргументацию убедительной?
Включите в текст сочинения анализ развёрнутого сравнения, определяющего содержание последней строфы стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе».
Расширьте характеристику стихотворения Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…»
Слайд 23
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник
должен рассуждать на предложенную тему. «Незачет» ставится только в случае,
если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 24Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему
и для аргументации своей позиции.
Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 25Критерий №3
«Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать
высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 26Критерий № 4
«Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку
речевого оформления текста сочинения.
Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную
лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Слайд 27Критерий № 5
«Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится,
если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют
чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 28Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по оцениванию итогового сочинения в части привлечения
литературного материала
Важнейшие особенности оценивания итогового сочинения по Критерию № 2
«Аргументация. Привлечение литературного материала».
1. В соответствии с данным критерием участник сочинения имеет право использовать для аргументации своей позиции не только художественные произведения, но и другой литературный материал: дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники).
2. Достаточно привлечь для аргументации одно произведение отечественной или мировой литературы.
3. При аргументации участник вправе избирать свой путь использования литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
4. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».